Куда летишь, "Антилопа Гну"
Сегодня правительство рассмотрит очередную программу развития автопрома
Черные тучи сгущаются над отечественными любителями недорогих иномарок. Сегодня Кабинет министров в который раз будет думать, как спасти российский автопром (в рамках рассмотрения очередного, трехлетнего плана его развития), и предсказать, каковы будут итоги этих размышлений, очень сложно. Спасать отечественную автопромышленность нужно - никто не спорит. Вопрос, каким образом? Снова повышать пошлины на иномарки - эта мера себя почти исчерпала. Запретить импорт и эксплуатацию иномарок с правым рулем - чревато социальными потрясениями. Именно поэтому эксперты почти единогласно уверены, что сегодняшнее заседание правительства каких-то радикальных изменений в ситуацию не внесет...
Пошлины на иномарки скорее всего будут снова повышены, на этот раз для легковушек старше 5 лет. В 2003 году такие санкции коснулись 7-летних "иностранцев" , но в результате рост импорта продолжался. По данным Федеральной таможенной службы РФ, только за первые два месяца текущего года импорт легковых автомобилей в Россию увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 93 % - до 82 тысяч штук (около 823 млн. долларов). Глупо ждать, что новые пошлины ситуацию с импортом изменят. Следовательно, наш автопром будет и дальше стонать, прося о защите.
Зато если санкции введут против "праворульных" иномарок, стонать начнут уже миллионы автолюбителей. Все битвы за "правильный" руль ими были выиграны: запретить импорт, регистрацию и эксплуатацию правосторонних автомобилей власти пытались начиная еще с 1993 года. Однако из-за массовых акций протеста, прокатившихся тогда от Камчатки до Москвы, правительство вынуждено было от своих планов отказаться.Второй "наезд" на "японки" (а именно автопром Страны восходящего солнца и оказался в эпицентре всех споров) был начат в 2002 году. Тогда Министерство промышленности и науки РФ планировало ввести запрет на правый руль с 2005 года. Но и с этой затеей пришлось повременить - до насыщения рынка Приморья "нормальными" импортными автомобилями. Похоже, наступил момент истины, тем более что способов, которые могли бы стимулировать развитие нашей промышленности, в арсенале чиновников не так уж и много: ограничение импорта, таможенные послабления на ввоз комплектующих для отечественных "иномарок" (собираемых в России), налоговые льготы для производителей, санкции к владельцам старых автомобилей...
Накануне заседания воздействовать на правительство пытались представители отечественного автопрома. Около тысячи митингующих перед Белым домом требовали защитить их отрасль от грядущих потрясений. Оно и понятно - цены на российские легковушки растут и приближаются к мировым, зато качество за ними никак не поспевает. Мало того, наши автопроизводители так и не сумели извлечь выгод ни из дефолта 1998 года, когда для сбыта их продукции создалась более чем благоприятная ситуация, ни из повышения пошлин. Куда идет прибыль от реализации - неизвестно, зато, по оценкам экспертов, износ основных производственных мощностей наших автозаводов составляет сегодня 75 процентов. Еще чуть-чуть, и все начнет рушиться... Потому и не хотят иностранцы связываться с нашими автогигантами, стоящими фактически на глиняных ногах. Проще, дешевле и эффективнее строить автозаводы, что называется, "в чистом поле". Что, собственно, и происходит - "Форд" и "БМВ" уже пошли по этому пути, наладив производство в Калининграде и Всеволожске. Только французский "Рено" решился разместить производство на базе бывшего АЗЛК (хоть и накладно, зато находится в Москве), а вот "Тойота" построит завод, опять же под Питером, с нуля. Склады АвтоВАЗа тем временем затовариваются, и переход концерна на пятидневную рабочую неделю с 16 мая произошел не от хорошей жизни. А еще страна стоит на пороге вступления в ВТО, когда ограничительные барьеры на импорт волей-неволей, но снимать все-таки придется. И кто тогда будет ездить на наших "тазиках"?
... Мой знакомый Дмитрий Д. свою первую в жизни машину купил год назад. Прикинув бюджет, понял, что на новую тачку денег никак не набирается. Посмотрев газетные объявления по продаже машин, предпочтение решил отдать иномарке, хоть и подержанной. Модель выпуска 1993 года оснащена такими базовыми опциями, которые нашим новым "Ладам" и "Волгам" и не снились: автоматическая коробка передач, электростеклоподъемники, регулировка сидений, кондиционер, сигнализация, центральный замок, антиблокировочная система (АБС) и т. д. Требовать от него патриотизма при таком сравнении - значит, гарантированно нарваться на грубость. Мало того, сегодня он тоже будет участвовать в акции протеста "праворульных" - ездить весь день с включенной "аварийкой" и оранжевой лентой: "Пусть государство поддерживает автопром, я согласен. Но почему при этом опять норовят залезть в мой карман, заставляя выбирать между недорогой и надежной иномаркой и дорогим отечественным хламом, пусть только сошедшим с конвейера?"
***
Прямая речь
Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Госдумы РФ, председатель Движения автомобилистов России (ДАР):
- К сожалению, внятной, целенаправленной и последовательной политики в сфере развития автомобильной промышленности ни у предыдущего, ни у нынешнего правительства нет. Все его решения часто зависят от неких лоббистских усилий, которые инициированы владельцами наших автогигантов. Но, увы, они заинтересованы не в том, чтобы на рынке было больше качественных и безопасных автомобилей, а в том, чтобы обезопасить себя от конкурентов. Причем о качестве собственной продукции и о кошельке нашего потребителя они переживают в последнюю очередь. Печально, что о каких-то технологических прорывах в отрасли до сих пор не слышно. Ограничить импорт всеми средствами, а потом повысить цены - вот их методы. Но если правительство пойдет у них на поводу и запретит правый руль, оно просуществует недели две от силы. Потому что это вызовет такой протест, что никому мало не покажется: в Восточной Сибири таких машин более половины, а на Дальнем Востоке - 98 процентов! Больше двух миллионов таких автолюбителей по стране, и их реакцию спрогнозировать довольно просто.