ФИЛОСОФИЯ ПРЕСТИЖА
НОВЫЙ СЕДАН БИЗНЕС-КЛАССА ОТ "LEXUS"
В аэропорту Ниццы нет недостатка в роскошных машинах. Эти "воздушные ворота" имеют двойное название - аэропорт Ниццы и Лазурного берега. А Лазурный берег - это и Канны, и Антиб, и сверкающий Монте-Карло. Компактный рай на земле для людей, не знающих финансовых проблем. К примеру, встретить здесь "Mercedes-Benz" S-класса с табличкой "Taxi" считается в порядке вещей. ...Выруливая с паркинга на новом "Lexus GS", я не раз перехватывал заинтересованные взгляды владельцев BMW и "Jaguar", "Audi" и тех же "Мерседесов". Прежний "GS" не пользовался особой популярностью среди истеблишмента Европы. А все потому, что при отличных моторах, высочайшем качестве изготовления и богатой комплектации, этой машине не хватало индивидуальности, некой утонченности, свойственной седанам бизнес-класса из Германии, Великобритании или Италии. С приходом новой модели ситуация может измениться. Последний "Lexus GS" - это не просто хорошо сделанный дорогой автомобиль. Дебютант воплощает собирательный образ всего самого лучшего, что было найдено японскими инженерами в престижных моделях бизнес-класса из Европы. Поэтому, если представить себе нечто среднее между "пятеркой" BMW, "Mercedes-Benz" Е-класса и, скажем, "Jaguar" S-type, то получится как раз новый "Lexus GS". Автомобиль сделан по беспроигрышному восточному принципу: возьми у соперника все самое лучшее и превзойди его.
Лучшее - враг хорошего
АВТОМОБИЛИ "Lexus" стоят дешевле моделей-конкурентов. Поддерживать привлекательные цены помогает, в частности, особая техническая политика. В отличие от европейских конкурентов японцы не стараются предложить покупателям сверхизобилие модификаций. Они делают один-два варианта, но зато безупречных. Так и новый "Lexus" выпускается лить в двух исполнениях: "GS300" с новым V6 и "GS430", снабженный V8 от модели прежнего поколения.
Зато сколько технических инноваций японцы умудрились внедрить в одну-единственную новинку! Чтобы журналисты могли все их оценить, лексусовцы арендовали маленький аэродром близ Сен-Тропе, превратив его в мини-полигон. Иначе, чтобы почувствовать работу некоторых систем, журналистам пришлось бы подыскивать на дорогах общего пользования столбы. Желательно -не очень крепкие... Или утюжить Лазурный берег в поисках обледеневшей дорожки, где могла бы проявить себя новейшая система стабилизации курса VDIM (в переводе - Интегрированная система управления динамикой автомобиля).
...Привычно направляюсь к водительской двери.
- Займите пассажирское кресло, - остановил меня представитель "Lexus". -Работу новых систем безопасности продемонстрируют наши испытатели. Они смоделируют несколько аварийных ситуаций.
Пейзаж за окнами сдвинулся с места и ускорился почти беззвучно. Наш "Lexus" мягко набрал 60 км/ч. Прямо по курсу стоял столб, объезжать который водитель явно не собирался. Разумеется, я видел, что столб сделан из пластика. Само собой, понимал: ничего опасного не случится. И все равно моя правая нога начала инстинктивно нащупывать тормоз.
Скорости водитель не сбавлял. За считанные метры до столкновения слышу, как позади резко зажужжали электромоторчики, мгновенно подтянувшие ремни безопасности на передних креслах. Меня притянуло к спинке и... Вам! Пластиковый столб с глухим стуком отлетел в сторону.
- Так работает "Pre-Crash Safety System", - пояснил испытатель. - Перед столкновением я даже не тормозил, однако автоматика "знала" о препятствии и заранее подтянула ремни безопасности. Информацию дал радар, встроенный в решетку радиатора. Вообще, он используется в первую очередь активным круиз-контролем, однако в аварийной ситуации подает сигнал "паники".
- А если еще и резко затормозить?
- Автоматика подняла бы давление в тормозной системе. Причем электроника умеет опознавать "паническое" торможение.
Если водитель просто жмет на тормоз, пусть резко, но без удара - система "Pгe-Safe" не задействуется.
Подобные устройства мне знакомы и по другим моделям, например, по "Мерседесам". В них система активируется при срабатывании противозаносной автоматики ESP. Изюминка японской "Pre-Safe" заключается в использовании радара. Иными словами, лексусовцы взяли техническое решение из арсенала соперников и улучшили его.
Увы, в России "GS" будут продаваться без "Pre-Safe". Причина? Как раз в том самом радаре, который излучает волны миллиметрового диапазона. Они, оказывается, под запретом российского законодательства.
Впрочем, следующее интересное устройство, с работой которого меня познакомили на импровизированном полигоне, имеет прикладное значение и для российских автомобилистов. Это система стабилизации VDIM, которой комплектуются флагманские "Lexus GS430". В чем ее преимущество? В том, что курс корректируется не только принудительным снижением оборотов мотора и избирательным подтормаживанием колес (этим сейчас никого не удивишь), но и незаметным для водителя подруливанием. В данном случае за образец японцы взяли похожую систему BMW.
Для демонстрации возможностей VDIM мы перебрались на другой участок полигона, где правая часть дороги была сухой, а левую обильно полили намыленной водой. Это испытание имитирует условия, когда машина разгоняется или тормозит на трассе с разнородным покрытием. В такой ситуации автомобиль будет уводить в сторону более цепкого покрытия. Причем эта склонность проявляется даже при наличии противозаносной системы. Активное рулевое управление "Lexus GS430" способно уводу противодействовать, сохраняя курс неизменным.
Как все происходит, на деле показал испытатель. Скорость - 50 км/ч. Водитель придерживает руль с демонстративной небрежностью - двумя пальцами. Потом - резкое, практически экстренное торможение... Автомобиль остановился мягко и предсказуемо, почти не пытаясь свернуть в сторону, хотя под правыми колесами асфальт был сухой, а под левыми -мокрый и намыленный.
А после, чтобы показать различие, меня пересадили в "GS" предыдущего поколения и повторили упражнение. Под скрежет противозаносной системы седан метнулся вбок, в сторону сухого асфальта. Естественно, руль испытатель тогда держал не двумя пальцами, а обеими руками.
Царство "тайных" кнопок
КОРОТКОЕ знакомство с "GS" прошлого поколения наглядно показало, насколько новая модель продвинулась вперед. Взять, например, качество отделочных материалов. Я говорю не о натуральном дереве или коже (с этим у "Lexus" всегда был полный порядок), а о пластике. По его качеству новый "GS" продолжает чуть уступать европейским грандам, но все равно отделка стала побогаче. Передняя панель и клавиши сейчас навевают ассоциации именно с хорошо выполненным престижным автомобилем, а не с улучшенной версией общенародной "Toyota", как было раньше.
"На передней панели маловато клавиш", - подумал я, не обнаружив кнопок регулировки зеркал. После "генерального обыска" всей передней панели обнаруживаю неприметную клавишу возле руля. Она-то за что отвечает? Нажимаю. Тотчас из недр передней панели мягко выехал блок с множеством различных кнопок, которые японцы посчитали второстепенными. Здесь и та самая регулировка зеркал, и управление солнцезащитной шторкой на заднем стекле, и многое другое... Странный подход - на ходу этими системами уже не воспользуешься, ведь придется заглядывать под руль. В этом смысле "GS" напоминает мобильный телефон, в котором, чтобы выполнить какую-нибудь простую операцию, надо переворошить кучу "подменю". Модно - не всегда удобно и оправданно. К этой мысли я впоследствии возвращался не раз и не два...
Например, когда захотелось перенастроить вентиляцию кресла, я тоже долго искал соответствующую ручку. И нашел... под передней частью центрального подлокотника. В компании с клавишами, отвечающими за управление различными режимами "автомата" и отключение противозаносной системы. Интересное дело! Найти эти клавиши на ощупь трудно. Вдобавок приходится выворачивать руку самым бесчеловечным образом. Опять - второстепенные функции?
Создатели "GS", похоже, намеренно сделали так, чтобы у водителя даже мысли не возникало перенастраивать автомобиль на ходу. Ведь это небезопасно. Волей-неволей отвлекаешься от управления. Следует, дескать, остановиться, десять раз подумать и только затем, например, переключить "автомат" в режим "Power" для максимальной отдачи мощности.
Бесшумность движения - один из козырей "Lexus". Даже если разогнаться до максимальной скорости, движение будет сопровождать разве что шум ветра, запутавшегося в наружных зеркалах. И только резкие нажатия на газ, заставляющие басовито рычать двигатель, способны нарушить тишину. В остальном - полная оторванность от звуков внешнего мира. Лишь плавно покачивающиеся стрелки приборов напоминают о том, что автомобиль мчится по магистрали на приличной скорости... Пожалуй, по шумоизоляции новый "Lexus" - лучший в бизнес-классе. Автомобиль лидирует среди соперников и по числу подушек безопасности: их 10 штук, включая две, защищающие колени водителя и переднего пассажира, что тоже -новшество в сегменте.
При заметно возросших размерах и обилии дополнительного оборудования "GS" стал ощутимо легче и динамичнее. В первую очередь это касается "GS300". По сравнению с предшественником автомобиль мощнее на 30 л.с. (новый V6 развивает 249 сил) дуэт "двигатель-коробка" работает заметно энергичнее и слаженнее. Если бы я стоял перед выбором, какой "GS" предпочесть для себя лично, то взял бы именно "GS300". Он сбалансированнее и дешевле, чем восьмицилиндровый "GS430", при этом практически не уступает старшей модели по темпераменту.
Под капотом "430-го" скрывается V8 от старого "GS". Он по-прежнему выдает 283 л.с. Поэтому разница между базовой и флагманской моделями сошла на нет. Уже нет такого разрыва в ускорении, чтобы говорить о принципиальном различии между машинами. Остались нюансы. "GS430" более резво берет с места: V8 выдает сочную тягу уже с 2.000 об/мин. До 100 км/ч "GS430" разгоняется за 6, 1 с. Шестицилиндровый "GS300" проделывает это упражнение за 7, 2 с. Несмотря на применение изменяемых фаз газораспределения, его V6 начинает входить в раж только после 3.000 об/мин. Но в повседневном вождении различия между V6 и V8 практически незаметны.
Зато "GS430" обладает более совершенным шасси. В его подвеске применены управляемые электроникой амортизаторы с двумя режимами работы: "Comfort" и "Sport". Попеременно меняя жесткость шасси, я почти не заметил разницы в плавности хода. Даже в спортивном режиме "GS430" оставался удивительно комфортабельным автомобилем. Немного уменьшились крены в скоростных виражах, активное рулевое управление перешло на меньшее передаточное число (машина стала чуть энергичнее реагировать на повороты руля) - вот, собственно, и все изменения в характере.
Как уже говорилось, противозаносная система VDIM предлагается для "GS430" как стандартное оборудование. Она "завязана" с активным рулевым управлением, которое не только подруливает при необходимости, но также незаметно для водителя меняет передаточное соотношение в механизме. На малых скоростях, чтобы повернуть колеса от упора до упора, требуется 2, 7 оборота "баранки". А на высоких рулевое управление становится менее чутким (3, 2 оборота). И тот, и другой показатели - среднестатистические для моделей бизнес-класса. Поэтому "Lexus" никогда не напугает водителя излишней резкостью, как это делают некоторые BMW, оснащенные активным рулем.
Весь характер, все настройки "Lexus" - квинтэссенция безопасности. Автомобиль просто не допустит вождения на грани фола. Даже противозаносная система работает безо всяких "допусков" - скольжения подавляются заблаговременно. Любите проходить повороты с легкими заносами? Поинтересуйтесь ценами на седаны бизнес-класса со спортивным характером. У "Lexus" совсем другая философия.
Внимание к мелочам
МНОГИЕ вещи, которые на европейских седанах бизнес-класса устанавливаются за доплату, входят в стандартное оснащение нового "GS". Это замечаешь заранее, еще не сев за руль. Брелок машины просто лежит в кармане - все "GS" снабжены системой бесключевого доступа. Подхожу к автомобилю, берусь за ручку... Автоматика бесшумно разблокировала замки еще перед тем, как я сделал последний шаг к водительской двери. Остается запустить двигатель нажатием кнопки "Start".
Три глубоких темных "колодца" приборной доски, на дне которых тускло отсвечивают шкалы (они сделаны из настоящей полированной стали! ), вспыхивают ярким люминесцентным сиянием. Причем интенсивность свечения зависит от погоды. Если ярко светит солнце, подсветка становится приглушенной. Небо заволокли тучи? Яркость увеличивается до максимума.
Все это входит в базовое оснащение. Оборудование самой простой версии "GS300 Executive" вполне соответствует высокому статусу модели. Не придется доплачивать даже за отделку салона кожей и деревом, равно как и за многофункциональный дисплей, позволяющий управлять климат-контролем, аудио-комплексом и системой "Bluetooth", прикасаясь к виртуальным клавишам на экране.
В более дорогом исполнении "Premium" добавляются лишь аудиосистема "Mark Levmson", отделка руля деревом, люк и маленький спойлер на крышке багажника.
В комплектацию "GS430" входят, плюс ко всему, более сложная противозаносная система VDIM, активное рулевое управление и 18-дюймовые колесные диски взамен стандартных на 17 дюймов. Это - все. По крайней мере, если говорить о варианте для России. Автомобили, поставляемые на наш рынок, будут лишены навигации и видеокамеры заднего обзора.
...Забыв мобильный в автомобиле, я вернулся к своему "GS" уже в сумерках. Подойдя к машине, вдруг заметил то, чего никак не смог бы увидеть днем. При моем приближении вспыхнула невидимая лампа, подсветившая ручку двери. Стоило ее распахнуть - и салон начал озаряться мягким сиянием. Разбросанные по всему интерьеру скрытые лампочки постепенно высвечивали из сумрака кресло, руль, педали, обрамленный деревом рычаг автоматической коробки... "Lexus" звал в свой расслабляющий мир. Благородный мир престижного автомобиля.
***
При необходимости траектория корректируется незаметным для водителя подруливанием.
***
Интересное новшество: интенсивность свечения приборной доски зависит от погоды.
***
В повседневном вождении различия между "GS300" и "GS430" практически не заметны.
***
[Графические материалы:
Краткая техническая характеристика "LeXLJS GS"
Материал доступен в бумажной версии издания]