СЕЗОН ОХОТЫ НА МАРШРУТКИ
Недавнее резкое заявление министра транспорта России Игоря Левитина о необходимости вытеснить продукцию Горьковского автозавода с рынка пассажирских перевозок открыло очередной сезон охоты на "Газели". Но главная маршрутка страны не спешит "записываться" в Красную книгу. Наоборот, семейство "Газелей" весьма успешно размножается.
Охота на "Газели" становится делом привычным. В июне 2003 года скандал разгорелся после крупной аварии на Минском шоссе - водитель маршрутки заснул за рулем и на скорости 80 км/ч врезался в прицеп стоящего на дороге грузовика. В результате сам водитель и восемь пассажиров погибли, еще восемь были тяжело ранены. В СМИ прокатилась волна материалов, пронизанных общим пафосом: "Газель" - машина убийца". В публикациях подробно обсуждались все аварии, связанные с маршрутками, конструктивные недостатки "Газелей", их пресловутая ненадежность. Старейший российский автомобильный журнал "За рулем" провел независимый краш-тест: на скорости 56 км/ч стандартную маршрутку-"Газель" разбили о барьер. Результаты этого испытания оказались неутешительными -два манекена "погибли" на месте, еще два "получили тяжелейшие травмы", три стали "инвалидами".
Нынешняя атака на "Газели", к счастью, не стала следствием крупной аварии. Тем не менее страсти разгорелись нешуточные. Прозвучавшее в мартовском телеэфире заявление главы Минтранса о необходимости заменить "Газели" на более безопасные автомобили вызвало активное противодействие нижегородского промышленного лобби. Местное отделение ассоциации промышленников и предпринимателей направило открытое письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой разъяснить слова Игоря Левитина и ограничить такого рода публичные высказывания в будущем. Особо подчеркивалось, что микроавтобусы марки "ГАЗ" выпускаются уже 11 лет, и прежде серьезных претензий к ним со стороны чиновников не было. В свою очередь, министр транспорта обещал устроить на ГАЗе выставку фотографий жертв автомобильных катастроф, в которых пострадали пассажиры "Газелей". В конце концов страсти в верхах улеглись. Главе Минтранса пришлось, по сути, дезавуировать свое заявление: министр публично признал, что микроавтобусы марки "ГАЗ" останутся на городских улицах, потому что заменить их все равно нечем.
Однако маховик уже был запущен. Неведомые противники ГАЗа быстро сориентировались в ситуации, подхватили упавшее знамя и продолжили активную атаку на "Газели". Как и два года назад, материалы об авариях с участием маршруток выносятся в первые строчки новостей. Транспортные компании внезапно активизировали закупку иностранных микроавтобусов (или, по крайней мере, объявили о намерениях совершить подобные сделки). Крупнейший в Москве игрок на рынке пассажирских перевозок "Автолайн", например, объявил о закупке 30 микроавтобусов Volkswagen. Чиновники, ответственные за муниципальный транспорт, неожиданно стали испытывать резкую неприязнь к "Газелям" и вновь заговорили об их потенциальной опасности.
Где альтернатива?
Если оставить в стороне эмоции и не обращать внимания на "изжогу" от отечественных автомобилей, заработанную потребителями благодаря "стараниям" российского автопрома, то следует признать, что у "Газели" как не было, так и нет достойных конкурентов. Согласно данным "Мострансавто", маршрутки этой марки обеспечивают 20 - 25% пассажиропотока в столице и перевозят в день около 2 млн. человек.
"Газель" сегодня единственный подходящий вариант в категории легких грузовиков и микроавтобусов на начальной стадии развития бизнеса. При грамотном обслуживании такой автомобиль и прослужит долго, и хлопот особых доставлять не будет. По соотношению цена/качество конкурентов у него сегодня нет", - считает руководитель транспортного отдела компании "Дымов" Олег Морозов. Утверждения же о потенциальной опасности "Газелей" - откровенная спекуляция. С трудом можно себе представить, что если бы парк московских маршруток состоял из Volkswagen или Ford, то их водители перестали бы в погоне за планом выезжать на встречные полосы, превышать скорость и работать по 14 часов в сутки. А пассажиры маршруток начали бы пристегиваться ремнями безопасности...
Водители "Газелей" лихачат не только в Москве. Сотрудники ГИБДД Казани провели эксперимент: скрытой камерой засняли путь движения одной маршрутки. В итоге выявили 32(! ) нарушения - поворот в запрещенном месте, проезд по трамвайным путям, высадка пассажиров на проезжей части, перегруз машины и прочее.
Смертельную опасность "Газелей" не доказывает и независимый краш-тест. По мнению главного конструктора "ГАЗа" Владимира Четверикова, испытания, которые по собственной инициативе провел журнал "За рулем", не совсем корректны. Дело в том, что данный краш-тест проводился по схеме, предназначенной для класса легковых автомобилей, а не для микроавтобусов. Результаты испытания ни с чем не сравнивались, возможно, такие же последствия столкновения с препятствием были бы у любого другого микроавтобуса.
Оставив в стороне причитания об опасностях маршруток Горьковского автозавода, попытаемся выяснить, кому выгодна охота на "Газели"?
Кто загонщик?
Как считает начальник управления общественных связей "Руспромавто" (ГАЗ входит в этот холдинг) Владимир Торин, в связи с монетизацией льгот у автотранспортных предприятий появятся дополнительные средства на обновление автопарка. Возможно, именно это обстоятельство и спровоцировало обострение борьбы на рынке транспортных средств для пассажирских перевозок. Однозначно ответить на вопрос "Кто стоит за нынешней атакой на ГАЗ? " невозможно. Слишком много заинтересованных сторон. На ГАЗе основными конкурентами (и, возможно, заказчиками нынешней "антигазелевской" компании) считают азиатских автопроизводителей. Микроавтобусы из Южной Кореи и Китая вплотную приближаются по цене к "Газелям" и "Соболям" (другая марка ГАЗа). По словам первого заместителя генерального директора Торгового дома "Русские машины" Виктора Масленникова, пока их присутствие на рынке для ГАЗа не критично, поскольку продукт китайских производителей еще несовершенен. Но, может быть, уже через два года эти машины смогут составить Горьковскому автомобильному заводу серьезную конкуренцию. В первую очередь за счет ценового демпинга. За Уралом микроавтобусы азиатского производства уже практически вытеснили "Газели" с маршрутов.
Начальник управления перевозок департамента пассажирских перевозок группы "Автолайн" Павел Аленичев сообщил, что специалисты компании активно изучают продукцию автомобильной промышленности КНР. Китайские заводы оснащены самым современным оборудованием, предлагают на выбор широкий модельный ряд и гибко реагируют на пожелания потенциальных клиентов. "В то же время отечественный автопром практически не дает выбора в модельном ряде автобусов малой и средней вместимости", - утверждает Аленичев. От безысходности руководство "Автолайна" приняло решение своими силами начать разработку и изготовление опытного образца автобуса малого класса на базе модели "Калужанин-3268".
Вторая, наиболее вероятная причина обостренного внимания к проблеме безопасности "Газелей" - продолжение передела рынка пассажирских перевозок. Прошло почти два года с момента последней "зачистки" рынка от мелких игроков. За это время вновь появилось множество фирм, отравляющих жизнь крупным компаниям, аффилированным с городскими властями. Под эгидой борьбы за безопасность движения (а у мелких фирм действительно масса нарушений) "частников" вынудят уйти со сцены. Открытие сезона охоты на "Газели" могло бы также быть на руку европейским и японским автопроизводителям, уже имеющим или планирующим открыть в ближайшее время собственное сборочное производство в России. Правда, о планах местной крупносерийной сборки автобусов и микроавтобусов никто из них до сих пор не объявлял.
Нынешний "наезд" на "Газель" при желании можно расценить и как выпад против Олега Дерипаски, главы холдинга "Базовый элемент", куда входит "Руспромавто". Возможно, это продолжение корпоративных войн между "Базэлом" и "Северсталью". В автомобильной отрасли их интересы представляют соответственно "Руспромавто" и "Северсталь-авто", один из последних конфликтов был связан с повышением холдингом Мордашова цен на двигатели для автозавода Дерипаски. Напомним, что обе компании заявляли о планах выхода на фондовый рынок, но совсем недавно "Руспромавто" скорректировала планы по срокам. Любопытная деталь: Игорь Левитин до назначения на пост главы Минтранса работал в "Северстальтрансе" структуре, подконтрольной Мордашову. Впрочем, как ни удивительно, но объявленная охота на "Газели" собственно для ГАЗа в тактическом плане даже выгодна. По словам заместителя директора поставок отечественных автомобилей компании "Автомир" Михаила Журабского, нынешняя кампания против продукции ГАЗа никоим образом не сказалась на продажах. Спрос на "Газели" по-прежнему устойчиво высок. По опыту двухлетней давности можно сказать, что спрос на "газовские" маршрутки может даже вырасти - мелкие перевозчики, попавшие под пресс чиновничьих проверок, вынуждены будут обновлять свой парк.
В конце концов, естественный отбор весьма полезен для беспокойной породы "Соболей" и "Газелей". Например, одним из результатов прошлого сезона охоты на "Газели" стало то, что на маршрутки стали устанавливать антиблокировочную систему тормозов (при этом цены на автомобиль не увеличились). Появление же новых конкурентов может повысить выживаемость "Газелей".
***
ПЕРЕПИСЬ "ГАЗЕЛЕЙ"
В 2004 ГОДУ было произведено 107 000 автомобилей семейства "Газель". Эти автомобили составляют более 50% производственной программы ГОРЬКОВСКОГО АВТОЗАВОДА. У "Газели" фактически нет конкурентов на рынке пассажирских автоперевозок. Например, подвижной состав "Автолайна" насчитывает свыше 1900 "Газелей" и всего лишь 58 автобусов малой вместимости "Богдан - ISUZU" (на 23 места), 42 автобуса большой вместимости Scania OmniLink (43 посадочных места) и 30 Volkswagen LT-46.