К НОВЫМ ПРОЕКТАМ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ
В настоящее время развитие автомобильной промышленности в России связано с созданием совместных предприятий и строительством сборочных производств иностранными компаниями, то есть путем интеграции. В свою очередь, отечественные автозаводы открывают предприятия по сборке на территории ближнего зарубежья. О том, какие изменения произошли и происходят в автомобильной промышленности, "Промышленному еженедельнику" рассказал Николай Сорокин, заместитель Директора департамента промышленности Минпромэнерго России.
- Николай Тимофеевич, как бы вы охарактеризовали основные направления развития российской автомобильной промышленности?
- Сегодня идея интеграции в мировое производство для отечественного автомобилестроения стала ключевой. И это заложено в Концепции развития автомобильной промышленности, которая была разработана еще в 2002 году совместно с автопроизводителями. Принятие такого документа на правительственном уровне было принципиальным шагом. Для реализации основных положений Концепции был разработан План мероприятий на 2002-2004 гг., который по состоянию на 1 января 2005 года в целом выполнен.
- Концепция была разработана до 2010 года, а План мероприятий только до 2004. Что в дальнейшем планирует Минпромэнерго для реализации Концепции в полном объеме?
- Сейчас в Департаменте промышленности готовится План мероприятий до 2008 года, то есть на среднесрочный период. Он будет рассматриваться на заседании Правительства РФ в первом полугодии 2004 года.
- Какие цели ставятся при разработке основных мероприятий, направленных на реализацию Концепции в 2005-2008 гг. ?
- Основная идея - качественное изменение автомобиля, выпускаемого в России. Сегодня российские автозаводы полностью перешли на производство легковых автомобилей, а также грузовых и автобусов с экологическими характеристиками, соответствующими нормам Евро-2. Специальный технический регламент был разработан совместно со специалистами ФГУП НАМИ в инициативном порядке и нацелен на повышение экологической безопасности автомобилей. Он сейчас проходит согласование в правительстве. Это первый технический регламент, который разработан в соответствии с новым законодательством о техническом регулировании. Определен и перечень технических регламентов в автомобилестроении, разработка которых запланирована на 2005-2006 гг. То есть путем технического регулирования будет формироваться определенный качественный уровень производства российского автомобиля.
- Существуют ли новые разработки в российском автопроме? Что-нибудь принципиально новое?
- На каждом заводе есть свои технические центры, которые как раз и занимаются новыми разработками. Например, на КамАЗе идет активная работа по модернизации и усовершенствованию дизельного двигателя; на АвтоВАЗе разрабатывается принципиально новый экологически чистый автомобиль, использующий в качестве топлива водород, и т. д. "Калина" (модель АвтоВАЗа) - принципиально новый инновационный проект для российского автопрома. Ведь, по сути, это одна из немногих моделей, которая была разработана российскими конструкторами от и до. Для запуска производства был построен специальный завод, который по современным меркам оснащен новейшим оборудованием. Разработку и внедрение подобного рода моделей можно назвать первой серьезной технологической инновацией в российской экономике.
- Вы говорили об интеграции. Насколько масштабно этот процесс развивается в России?
- Об этом можно судить по тем сообщениям, которые то и дело появляются в прессе. GM, Renault, SsangYong, KIA, Hyundai, Ford и другие автогиганты уже имеют собственные производства в России. Toyota и Volkswagen намереваются сделать это. Ежегодно количество собранных автомобилей на совместных предприятиях растет не на 10-20 %, а в разы.То есть процесс интеграции начался и он уже необратим. С другой стороны, наши предприятия начинают открывать заводы по сборке на территории ближнего зарубежья. Примером тому служат КамАЗ, АвтоВАЗ и некоторые другие предприятия. Автопром - это, пожалуй, одна из немногих отечественных отраслей промышленности, которая остается уже на протяжении нескольких лет очень привлекательной для инвесторов.
- А в процессе интеграции не вытеснят ли российских производителей с российского же рынка? Ведь в 2004 году выручка от продажи иностранных автомобилей в России, включая собранные на нашей территории, впервые превысила выручку от продаж отечественных машин.
- Ну, что значит "вытеснить". По прогнозам к 2010 году, которые сегодня уточняются, количество продаваемых на российском рынке автомобилей должно достичь 2450 - 2500 тыс. штук. Причем российские предприятия будут производить порядка 1400-1450 тыс. автомобилей, а совместные - 500-550 тыс. Понятно, что для отечественного автопрома с российскими машинами пока еще остается большая ниша за счет тех потребителей, которые не могут себе позволить купить более дорогие машины. И надо понимать, что интеграция - это не просто территориальный перенос производства. Это уже широкая кооперация с ведущими мировыми автомобильными фирмами и распространение наработанных конкурентоспособных технологических схем и алгоритмов.
- Планирует ли Минпромэнерго поддерживать эту тенденцию в дальнейшем?
- Безусловно. В соответствии с Концепцией развития автопрома, необходимо поддерживать подобные проекты и содействовать их реализации, прежде всего, через создание благоприятных инвестиционных условий для автокомпаний на основе совершенствования законодательной и нормативной базы.