«Силуэт» на горизонте
Настоящее и будущее в ОАО «АВТОВАЗ». Некоторые мысли, высказанные председателем совета директоров акционерного общества В. В. Каданниковым по этому поводу на пресс-конференции, посвященной автомобилю LADA Kalina.
- Владимир Васильевич, можно ли назвать «Калину» народным автомобилем?
- По соотношению цены и качества — вполне. Для нашего покупателя у автомобиля доступная цена. И по характеристикам — это народный автомобиль. У него хороший уровень пассивной безопасности. Это приемистая, надежная машина. В салоне, хотя автомобиль внешне небольшой, пространства больше, чем у машин классической компоновки. Объем увеличился за счет того, что в салоне сделали выше потолок. Удобнее в связи с этим стало заднее сиденье, улучшился доступ внутрь машины. Более совершенными стали и другие параметры.
В автомобиле есть незначительные и немногочисленные недостатки. Специалисты завода о них знают, над ними ведется работа, в следующем году недостатки будут устранены и автомобиль получит дополнительные плюсы к своему качеству. Словом, есть основания говорить, что новая машина понравится покупателям.
- Какая работа при создании нового автомобиля вызывает у вас удовлетворение качеством исполнения?
- Прежде всего, качество изготовления кузовных деталей и качество сопряжений между ними. Такого сопряжения, таких зазоров между кузовными деталями у нас до сих пор не было. Зазоры сократились вдвое. Добились такого качества за счет применения компьютерной техники при проектировании автомобиля и оснастки, за счет использования математических моделей при изготовлении деталей автомобиля и опять же оснастки для производства узлов и деталей. Все это позволило создать автомобиль, у которого внешний вид не уступает виду зарубежной продукции хорошего качества.
На заводе внедрили современные технологии, и они стали основой всего производства. Внедряя новые технологии, мы смогли преодолеть финансовые трудности, нашли и обучили специалистов. А на начальном этапе мы просто решились сделать все это.
- Какие другие автомобили могут составить серьезную конкуренцию машине LADA Kalina?
- Не другие автомобили вызывают у нас беспокойство. В машинах такого класса у нас нет конкурентов. Конкурентная среда формируется другими факторами, и на реализацию автомобиля влияют другие причины. Вот был дефолт, у населения пропали деньги, и реализация автомобилей сократилась катастрофически. Или другая ситуация: наводнение на Кубани, и население свои сбережения направило на другие нужды. У АВТОВАЗа имеются большие затраты средств на уплату налогов, содержание зданий и сооружений, плата за тепло и электроэнергию. Чтобы покрыть такие затраты, мы должны продавать в год не менее определенного количества автомобилей. Вот чем формируется наша конкурентоспособность. Если у населения будет расти благосостояние, будут и у нас расширяться возможности для реализации своей продукции.
- Не опасаетесь, что LADA Kalina составит конкуренцию «десятой» модели автомобиля?
- Во-первых, это две машины разных классов и разного назначения. Во-вторых, мы рассчитываем на серьезный рост российского автомобильного рынка. В этом году рынок составляет 1,5 млн. автомобилей. В 2005 году, по прогнозам, он вырастет до 1,8 млн. легковых машин.
- Сколько автомобилей LADA Kalina завод намеревается экспортировать?
- Наши импортеры ждут. Мы, со своей стороны, уже на начальном этапе производства заложили в автомобиль его соответствие международным требованиям по пассивной - безопасности ЕЭК ООН и экологической безопасности Евро-Ш. То есть сразу предусмотрели реализацию автомобиля в других странах. Не думаю, что мы начнем поставлять «Калину» на экспорт в будущем году. Но в дальнейшем планируем продавать в дальнем зарубежье 50 тысяч автомобилей в год.
- Автомобиль LADA Kalina уже перед началом серийного производства специалисты завода готовы были представить на аттестацию по пассивной безопасности по правилам EuroNCAP и получить на аттестации 3 звезды. Такой подход используется и в работе с будущими автомобилями?
- Специалисты завода работают сегодня с концепт-каром «Силуэт». На этом автомобиле уже на нынешней стадии они совершили настоящий прорыв по обеспечению пассивной безопасности при столкновении с пешеходом. Дело это непростое, и специалисты проделали большую работу. Суть повышения такой безопасности заключается в том, чтобы создать в подкапотном пространстве достаточный зазор между капотом и двигателем. Именно это пространство смягчает удар для пешехода при столкновении. Но пространство не создается произвольно. На его размеры влияет так называемый параметр Сх — лобовое сопротивление воздуху. Этот параметр тоже должен быть в определенных пределах. А пределы зависят от соотношения размеров радиатора и мотора. В конечном итоге специалисты добились нужного результата. Так что создание безопасного автомобиля уже на начальном этапе — это один из основных принципов на заводе, и мы от него не отступаем.