Перейти к основному содержанию

Главная      МАЛОЕ ПРИШЕСТВИЕ

МАЛОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Мировые автогиганты намерены выпускать супердешевые автомобили

В ближайшие два года на рынке появятся современные, комфортабельные и безопасные автомобили за $2,5-7 тысяч. Эксперты уверены, что такая тенденция в автостроении снизит цены на все машины.

За "Фордом-Т"

Еще пять лет назад общественность заверяли, что хороший автомобиль дешевле 15 тыс. долларов не сделать. А каждая последующая мод ель в силу технического прогресса становится дороже предыдущей. Однако автомобильные рынки Европы, Северной Америки, Японии, Австралии фактически насыщены и замерли в развитии, тогда как рынки развивающихся стран (России, Индии, Китая, Индонезии) готовы поглощать машины в огромных количествах, но не могут это сделать из-за низкой покупательской способности населения. И тогда индийская Tata в 2003 году объявила и в следующем году уже выпустит (!) самый дешевый в мире автомобиль всего за S 2 500 (хотя в одном из своих интервью управляющий директор Tata Рави Кант заявил, что срок может быть передвинут, так как добиться запланированной стоимости очень сложно). А брошенную ею перчатку поднял мировой автогигант Renault - Nissan. Карлос Госн, возглавляющий альянс, считает, что отрасль обязана создать автомобиль "дешевле самой доступной современной микролитражки на 40%", и обещал это сделать.

Renault уже однажды напряглась и первой в 2004 году предложила Восточной Европе и России модель Logan за $7,2 тыс. (в России его продают от $9 499). Таким образом Renault - Nissan вместе с Tata стали лидерами гонки по производству дешевых автомобилей в мире. Результатом такого движения, по мнению экспертов, может стать переворот, сродни тому, который в свое время произвел первый массовый и дешевый автомобиль Ford Т.

Задний ход

Автомобилестроение вынуждено давать задний ход, чтобы подождать отстающих и вместе наверстать упущенное. Автомобилизация в цивилизованных странах ушла так далеко, что оставила за бортом большую часть своих потребителей, удел которых - пользоваться машинами 40-летней давности, поскольку те еще дешевы.

Проблема гонки состоит, однако, в том, что мировые автогиганты неспособны выпускать машины по очень низкой цене, которые удовлетворяли бы основным потребностям покупателей. Их могут производить лишь в Индии и Китае, где невысокие зарплаты и поразительная способность инженеров сокращать расходы везде, где только можно. Ратан Тата, владелец компании Tata Group, убежден, что, выпуская доступный автомобиль, "экономить надо на всем: сиденьях, материалах, отделочных деталях". В итоге машинка у компании, по проходящим в прессу сведениям (ее внешний вид и параметры держатся в секрете), получается вполне достойной. Седан с двигателем в 33 л.с. и максимальной скоростью 130 км/ч способен пройти краш-тест, уверяют создатели. И гадким утенком его не назовешь, говорят те, кто новинку уже видел.

По цене мотоцикла

Такие автомобили ожидает в мире высокий спрос. В ближайшие десять лет в ряды автолюбителей вольются десятки миллионов китайцев, индийцев, бразильцев, россиян, для которых среди больших покупок автомобиль стоит на первом месте. По прогнозам, в Индии в ближайшие пять лет автомобилистами станут 1,6 млн человек из тех, кто сегодня ездит на мотороллерах и мотоциклах. По расчетам J.D. Power Automotive Forecasting, автомобильный рынок Индии за 7 лет удвоится и достигнет 3,3 млн машин в год. В России, по данным PriceWaterhouseCoopers, к тому времени будет продаваться до 5 млн автомобилей ежегодно, и российский авторынок станет самым крупным в Европе. Китайский за то же время вырастет на 140% и достигнет 16,5 млн, т.е. почти сравняется с американским. В США сбыт дешевых машин составляет менее 1 %. Но в развивающихся странах огромный спрос обеспечит вполне достойную прибыль, считают эксперты. Сейчас в мире продается примерно 12 млн автомобилей стоимостью до $10 тысяч. К 2012 году рынок таких машин достигнет 18 млн и займет пятую часть всех продаж. Огромные объемы сбыта позволят дополнительно понизить цену, и это еще один резерв на пути доступности машин, считает швейцарский аналитик Макс Ноцли.

В этом году о создании собственного Ford Т объявили General Motors (силами южнокорейского подразделения), Toyota,Volkswagen, Fiat, Peugeot. Компания Chrysler работает над дешевой машиной совместно с китайской Chery, a Hyundai превращает в центр своих дешевых машин Индию, собираясь уже в этом году нарастить там производство доступных машин вдвое и 65% из них отправить на экспорт в Европу, Латинскую Америку и Россию.

Под знаком минимализма

Хотя это и трудно, но автомобильной отрасли вскоре придется работать в условиях повышенного спроса на более дешевые авто, говорит президент GM Asia Pacific Дэвид Николас Рейли. Средняя розничная цена на многие компакты упадет до $9 тыс., а микролитражек-до $7000. Произойдет это за счет того, что в развивающихся странах можно создать низкозатратное производство с упрощенной сборкой, обеспечив его недорогими комплектующими и невысокими зарплатами персоналу. Местные технические решения ("голь на выдумки хитра") в сочетании с западными инновациями в сфере дизайна, материалов и технологий позволяют значительно удешевить конечный продукт без существенного снижения качества, говорит Карлос Госн. Некоторые компании в Индии и Китае уже выполняют по демпинговым ценам конструкторские и проектные работы для западных заказчиков. Чтобы сделать машину доступной, с Logan убрали сложную электронику, обошлись без гнутых лобовых стекол и экономили каждый доллар на узлах и деталях. Переход от цифрового макета к производству позволил сэкономить $40 млн. Освоив при создании сверхдешевых машин новые приемы, производители могут применить их и при изготовлении более дорогих моделей, что, собственно, и произойдет, поскольку заводы всегда стремились сокращать издержки.

К изумлению производителей, дешевые машины становятся популярными и в развитых странах. Их охотно приобретают те, кто предпочитает тратить деньги на что-то более значительное, говорит Макс Ноцли. Первоначально Renault предполагала сбывать Logan только на новых рынках, но уже через год предложила его без особых наворотов Западной Европе. Прежде дешевые машины плохо сбывались из-за низкого качества сборки, материалов и отсталой конструкции. Теперь покупатели, раскусив новинку, хлынули за ней в автосалоны. Концерн продал более полумиллиона "логанов" в 51 стране.

Однако сдвиг в сторону доступных моделей не может радовать автопром, который предпочитает производить и сбывать дорогие машины с большой маркой. По данным немецкого Центра автоисследований, BMW зарабатывает на каждом автомобиле в среднем $ 3,3 тыс., тогда как Renault на Logan- не более $400. По другим данным, опустившись ниже $3 тыс. за машину в рознице, трудно покрывать затраты на комплектующие и получать хоть какую-то прибыль. Но пробовать и затевать все это автозаводам придется. Хотя бы потому, что иначе на растущие и потенциально высокие рынки им не попасть. И к тому же можно профукать собственные сбытовые площадки дешевых авто, как это однажды уже случилось с японскими машинами, приехавшими покорять Европу и Америку. Над ними смеялись, а теперь никак не могут догнать их по цене и качеству. Китайская Geely собирается выпустить автомобиль за $ 3,9 тыс. и в 2010 году начать его экспорт в США Suzuki продает в Индии модель за $4,4 тыс. (став лидером местного рынка) и через год приступит к сборке компакта такой же цены для Европы. "Китайцы и индийцы наступают, и нам надо пошевеливаться, иначе мы уступим им огромную долю рынка",-говорит Патрик Пилата, директор по стратегии компании Renault.

Главный подводный камень таких течений состоит в том, что в Европе за счет обязательных систем безопасности и норм выхлопа цена дешевой машины неизбежно вырастает до $6-7 тыс., тогда как в Индии и Китае многие авто продаются без подушек безопасности, АБС и катализатора. Что происходит с этими автомобилями во время столкновений, показывают независимые краш-тесты: машины разбиваются в дым, и люди в них не спасаются. Дешевое все равно хорошим не бывает.

[Графические материалы:

РЫНКИ СБЫТА АВТОМОБИЛЕЙ

Материал доступен в бумажной версии издания.]