Перейти к основному содержанию

Главная      ФАЗЫ ПРИОРЫ

ФАЗЫ ПРИОРЫ

"Лада Приора - первый отечественный автомобиль, оснащенный подушкой безопасности в базовой комплектации!" Реклама нас не обманывает, но... Само по себе наличие подушки - еще не гарантия реальной защиты при аварии. Насколько лучше новая Приора бережет своих седоков, чем обычная "десятка"? И лучше ли?

Ответ дал краш-тест Авторевю, который мы провели в лаборатории пассивной безопасности Дмитровского автополигона. А через пару недель, уже в Тольятти, сами вазовцы разбили еще одну Приору - перспективную версию Люкс, с двумя подушками и усиленным кузовом, которую только готовят к серийному производству. В Тольятти мы тоже побывали и сравнили результаты...

Сточки зрения пассивной безопасности автомобили десятого семейства - одни из лучших среди отечественных машин, что подтвердил наш краш-тест по правилам EuroNCAP (см. АР N6, 2002). Правда, набрать более четырех баллов из 16 возможных "десятка" не смогла - и те с некоторой натяжкой: при оценке защиты ступней мы взяли в зачет перемещение педали тормоза (155 мм), а не педали сцепления (205 мм), которая реально не угрожала ногам водителя. Но главное, что кузов "десятки" при смещенном ударе на скорости 64 км/ч сохранил целостность салона, а датчики манекенов водителя и пассажира не зафиксировали опасных для жизни нагрузок. И хотя шансы получить травмы у пристегнутых передних седоков в ВАЗ-2110 есть, но они куда меньшие, нежели в Самарах, Волгах и Нивах, уж не говоря о ижевской Оде, Оке, вазовской "классике" или о Тавриях-Славутах.

И вот теперь "десятку" ВАЗ-2110 на конвейере АвтоВАЗа сменил ВАЗ-2170. Вернее, не так - Лада Приора. А еще точнее, Lada Priora. Полный ребрендинг!

Выглядит Приора и впрямь по-другому - удивленно-пучеглазо. Да и интерьер совершенно иной - разработанный итальянской студией Carcerano. Вдобавок у Приоры в базовой комплектации (именно такую машину редакция Авторевю приобрела в автосалоне за 282500 рублей) уже есть водительская подушка безопасности, поставляемая именитой шведской фирмой Autoliv. И мы знаем, что с целью оптимизации работы подушки вазовцы провели немало краш-тестов. А еще они не раз говорили, что пассивная безопасность при разработке Приоры была приоритетным направлением и что на краш-тестах по методике EuroNCAP Приора может заработать четырехзвездную оценку! Правда, для современных машин это "технический минимум" - ниже четырех звезд нынче опускаются редкие корейские и американские модели. Но для российского автомобиля, в основе которого лежит конструкция более чем двадцатилетней давности, четыре звезды EuroNCAP - это мечта! Сбудется?

Итак, бьем. Барабан разгонной катапульты Дмитровского полигона раскручен, пусковая кнопка нажата, трос начинает тянуть Приору... И машина с двумя пристегнутыми на передних сиденьях манекенами Hybrid III на скорости 64,9 км/ч влетает с 40-процентным перекрытием в деформируемый барьер.

Кузов выдержал удар. Неплохо! Но... Разбитая Приора, несмотря на все дизайнерские отличия, в мгновение ока стала похожа на разбитую "десятку". Передняя дверь выстояла, но излом стойки лобового стекла стал чуть больше. И внутри картина похожа: передняя панель сорвана с креплений, точки сварки моторного щита со стойкой кузова вырваны с мясом, а руль сместился на 115 мм вверх и на 127 мм вправо. Именно поэтому "водитель" во время удара соскользнул с купола подушки влево и ударился о козырек приборной панели. Удар, к счастью, был несильным - коэффициент вероятности травмы головы HIC составил всего 327, что далеко до опасного порога в 1000. То есть подушка сработала, но не так эффективно, как могла: из-за того что руль ушел вправо, голова "водителя" скатилась влево с туго надутого азотом матерчатого купола. И за это Приоре - штраф в один балл.

Удар головой "пассажира", лишенного спасительной подушки, был сильнее: несмотря на мягкий пластик передней панели, коэффициент HIC достиг 904, что уже близко к предельной тысяче. Причина - достаточно податливый ремень безопасности, допустивший слишком сильный кивок манекена вперед. Зато эластичность ремней снизила нагрузки на грудь: тарированные ребра манекенов промялись не более чем на 29 мм. Кстати, перед ударом по рекомендации АвтоВАЗа регулируемые опоры ремней были установлены в крайнее верхнее положение: передним седокам ростом 175 см и выше нужно делать именно так.

Оторванная передняя панель и "гуляющая" рулевая колонка не лучшим образом сказались и на защите ног: на правое бедро "водителя" пришлось 5,2 кН сжимающей нагрузки, на левое - 8,7 кН, что совсем близко к пределу прочности берцовой кости (9,07 кН). Не помогли даже энергопоглощающие вставки из вспененного полипропилена, скрывающиеся за эластичным, но прочным пластиком передней панели и нового кожуха рулевой колонки. Ее фиксатор по-прежнему угрожает коленям водителя, так что травмоопасность интерьера Приоры осталась примерно на том же уровне, что и у ВАЗ-2110. Даже разболтанность механизма регулировки рулевой колонки - как на "десятке": в ходе удара руль расфиксировался.

Хорошо, что нагрузки на голени "водителя" оказались невелики, а педаль тормоза ушла назад на 142 мм - примерно как у "десятки". Но, вскрыв обивку и подняв с пола шумоизоляционные маты, мы увидели, что металл в районе центрального тоннеля порван. Почему? Причина оказалась проста: официальный дилер ВАЗа, у которого была куплена Приора, по собственной инициативе поставил на машину дополнительный стальной лист защиты моторного отсека. Он-то и изменил картину деформации пола - увы, не в лучшую сторону. По словам начальника вазовской лаборатории ударных испытаний Александра Суненкова, ничего подобного ни на одном внутризаводском краш-тесте Приоры не наблюдалось.

В итоге за защиту передних седоков при фронтальном ударе Приора заработала 5,7 балла из 16 возможных. Арифметика такова: 1,1 балла за защиту голов и шейных позвонков (оценку снизили высокие нагрузки на голову "пассажира") и по 2,3 балла за защиту голеней со ступнями и груди. У "десятки", напомним, было 4 балла. А у Калины - 5,6 балла.

Выходит, что на деле Приора немногим безопаснее машин десятого семейства и Калин - даже несмотря на водительскую подушку и новый интерьер! А как же четыре обещанные звезды? Ведь если сложить 5,7 балла за фронтальный краш-тест с девятибалльной оценкой за боковой удар, которую мы "попутно" получили во время наших экспериментов с непристегнутыми манекенами в Приоре (см. АР N10, 2007), то выйдет всего 14,7 балла из 32 возможных. А это лишь две звезды из пяти. Конечно, для конструкции двадцатилетней давности и две звезды EuroNCAP сгодятся: всяко лучше, чем их отсутствие. Но для модели 2007 года... Маловато будет!

А причина недобора баллов и звезд до обидного проста: Приора пошла в серию... недоработанной! Фактически с обычным "десяточным" кузовом. Сами вазовцы называют нынешние Приоры "фазой I".

История эта, увы, типична для АвтоВАЗа. Помните наш рассказ о краш-тесте автомобиля Chevrolet Niva (см. АР N19, 2003)? Тогда оказалось, что серийная машина набирает при фронтальном краш-тесте всего 1,6 балла из 16 возможных. Зная это, сотрудники СП GМ-АвтоВАЗ пригласили нас на краш-тест экспериментальной Шеви Нивы с усиленным кузовом и двумя подушками, которую в Тольятти доводили до ума при участии специалиста фирмы Saab Стефана Олсена. Оказалось, что Шеви Нива с усиленным кузовом набирает аж 12,5 балла! Тогда нам пообещали, что такие Нивы встанут на конвейер в апреле 2004 года. Сколько лет прошло с тех пор? А усиленных кузовов как не было, так и нет... Не повторится ли та же история с Приорой?

На АвтоВАЗе уже готов усиленный кузов Приоры. Крыша, передние стойки, моторный щит, более прочные двери с новым наклонным брусом безопасности, пол, пороги - везде усилители, а всего - 36 новых кузовных деталей. Кроме того, подготовлена к производству и версия Люкс - с двумя подушками безопасности Autoliv и передними ремнями, оборудованными преднатяжителями и ограничителями усилия. Но где она, эта безопасная Приора? Пока в лаборатории ударных испытаний АвтоВАЗа. Вазовцы вновь использовали грамотный пиар-ход: предваряя публикацию статьи Авторевю о краш-тесте серийной Приоры, они пригласили журналистов на демо-удар Приоры Люкс с усиленным кузовом.

- При доводке Приоры мы разбили 15 прототипов, - рассказали в Тольятти. - И это не считая стендовых испытаний и виртуальных краш-тестов на математической модели, для которой пришлось оцифровать бумажные чертежи. Клетка салона теперь гораздо жестче, сейчас сами увидите....

Разгон, удар... Первое впечатление от усиленной Приоры очень благоприятное: подушки сработали четко, излом на крыше невелик, руль смещен назад на 52 мм и на 68 мм вправо. Пол деформирован незначительно: педали сцепления и тормоза ушли назад всего на 60 и 80 мм соответственно. Намного меньше, чем у той Приоры, что мы разбили двумя неделями раньше!

А как показали себя удерживающие системы - подушки и ремни? Пиропатроны выбрали 100 мм слабины ремней, и ограничители усилия выполнили свою миссию: сжатие ребер манекенов водителя и переднего пассажира не превысило 29 мм. Пассажирская подушка хорошо защитила голову и шею манекена: HIC снизился до 329, изгибающий момент в "позвонках" тоже стал меньше. Но водительская подушка, "вылупившаяся" из ступицы руля на 30-й миллисекунде после начала удара, могла бы сработать и лучше. "Водитель" не испытал серьезных нагрузок (HIC - 381), но на 141-й миллисекунде произошел "пробой" подушки. За острый пик замедления - один балл долой. Когда "водитель" уткнулся головой в подушку, он повернул голову вправо и чуть не соскользнул с нее - за нестабильный контакт Приора Люкс могла бы лишиться еще одного балла.

Меньше деформация передней панели - меньше нагрузки на ноги: на правое бедро "водителя" пришлось всего 1,4 кН (на машине, приобретенной Авторевю, было 5,2 кН). Но "кость" левого бедра сжимали уже 5,5 кН - вазовцы намерены уменьшить жесткость энергопоглощающих вставок. Травмоопасный фиксатор рулевой колонки не позволяет оценить защиту бедер выше чем "удовлетворительно". Зато стопы и голени обоих седоков в полной безопасности - лишь сжимающая нагрузка на правую голень пассажира в 2,4 кН немного превысила "зеленый" предел в 2 кН.

Посчитаем рейтинг. За защиту головы и шеи - три балла (минус один штрафной балл за пробой подушки). За защиту груди только 2,2 балла из-за незначительного залома на пороге - минус балл за "потерю структурной целостности" кузова (пусть и формальную). За сохранность коленей и бедер - еще 1,7 балла, голеней и стоп - 3,7 балла. Итого - 10,6 балла. Значительно больше, чем у серийной Приоры - почти как у седанов Renault Logan (12 баллов), Symbol (11) и Chevrolet Lanos (10,5). Более того, с точки зрения защиты пристегнутых передних седоков Приора Люкс лучше, чем Fiat Albea (8,5 балла).

Но если суммировать оценки за фронтальный удар (10,6) и за боковой краш-тест (9,1), то выйдет всего 19,7 балла. Это уверенные три звезды. А вот до заветных 25 баллов, которые открывают двери в четырехзвездный рейтинг EuroNCAP, даже Приоре Люкс еще далековато.

И когда она пойдет в производство? Пойдет ли? Не повторит ли историю Шеви Нивы? В случае с Приорой все не так грустно. Во-первых, свою положительную роль сыграл саабовец Стефан Олсен: только благодаря его авторитету вазовским специалистам удалось убедить руководство, что в случае с Приорой "малой кровью" не обойтись и нужны доработки кузова. Во-вторых, начальство АвтоВАЗа, похоже, осознало, что безопасность - это важное конкурентное преимущество. А в-третьих... Нам кажется, что и краш-тесты Авторевю сыграли в принятии этого решения некую роль. Точно так же десять лет назад, после публикации результатов первых серий краш-тестов EuroNCAP, общественный резонанс побудил автопроизводителей строить новые модели с расчетом на более жесткие удары, что в итоге привело к снижению смертности и травматизма на дорогах всего мира.

АвтоВАЗ - национальный автопроизводитель N1. Да, формально вазовцы не обязаны тратить деньги на доводку своих машин с учетом норм EuroNCAP. Но должно же быть у них чувство ответственности за жизнь и здоровье россиян? Нам кажется, что это чувство появилось.

Безопасная Калина Люкс с двумя подушками и преднатяжителями уже выпускается - пока она поставляется на экспорт (за первую половину этого года в Германии продано 205 машин), но с сентября начнет продаваться и в России. Сейчас даже небогатые россияне уже готовы покупать не только самодвижущиеся кондиционеры по сходной цене, но и автомобили, защищающие жизнь и здоровье при аварии. А задержка с постановкой усиленного кузова Приоры на конвейер объясняется тем, что переналадка кузовного производства - процесс длительный. А хотелось запустить Приору как можно раньше. В итоге получилось как всегда.

Покупать Приору сейчас или ждать следующего года, когда на конвейер встанут машины так называемой фазы II с усиленными кузовами? Кстати, по словам вазовцев, проверить "фазу" Приоры просто - нужно демонтировать обшивку передней двери и взглянуть на расположение бруса безопасности. Если он горизонтальный, как у "десяток", - это кузов фазы I. А если труба наклонена (это сделано для того, чтобы при боковом ударе она не била по торсу седока) - значит, кузов уже усилен. Причем переход в начале следующего года на фазу II коснется всех Приор - и у люксовых, и у базовых машин кузова будут одинаковыми. А у версии Люкс - еще и две подушки, и ремни с преднатяжителями и ограничителями усилия.

Подождем?

***

Краш-тест автомобиля ВАЗ-2170 Приора

(некоторые результаты испытании Авторевю и АвтоВАЗа)

[Графические материалы:

Материал доступен в бумажной версии издания.]

***

График замедления головы манекенов в Приоре фазы I (краш-тест Авторевю)

[Графические материалы:

Материал доступен в бумажной версии издания.]

***

График замедления головы манекенов в Приоре Люкс фазы II (краш-тест АвтоВАЗа)

[Графические материалы:

Материал доступен в бумажной версии издания.]