Засудить за колдобину
В России действуют нормы, которые определяют максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин
- Прочитал в вашей газете про "неуд" властям за содержание дорог, а что толку. На днях разбил машину, наскочив на люк колодца. Уехал домой, поминая владивостокские дороги. Решил подать в суд, подскажите, с чего начать?
На пути российского автолюбителя может оказаться что угодно - ямища, открытый люк, еще черт знает что. По статистике ГИБДД, почти каждое третье ДТП происходит в России из-за ям на дорогах. Не так давно трагедия унесла новые жизни. Жизнь молодого человека и его спутницы не смог спасти даже считающийся одним из самых безопасных автомобилей в мире - джип BMW. Ребята просто разогнались по ночному городу и угодили в открытый люк колодца.
Но это случай, как говорится, из ряда вон. Тем временем большинство из нас, угодив в яму, если машина продолжает ехать дальше, даже не остановится и не посмотрит, не повредил ли он любимую лошадку, а зря. Сначала незаметная поломка может привести вас к трагедии уже на следующем повороте. И, слава Богу, есть в России закон, который сможет защитить наши интересы и наказать разгильдяя, который подкинул нам такой "сюрприз", пишет "Правда.Ru".
Для начала стоит прочитать статью 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда". Вы поймете, что закон защищает вас почти со всех сторон. Виновный в ДТП (дорожник, ремонтник, начальник, чиновник и т. д.) может выпутаться только в том случае, если докажет, что "вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования результатами (его) работы".
Ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица ДЭО и организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам. Если покрытие дорожного полотна не соответствует нормативам, должны выставляться дорожные знаки. Ночью же или в условиях плохой видимости - заграждения с предупредительными сигнальными огнями.
Кроме того, в России действую строгие нормы, которые определяют максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.д. Согласно действующему в России ГОСТу 50597 - 93 г. они не должны превышать по длине - 15 см, по ширине - 80 см, по глубине - 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, должно быть огорожено и обозначено. Открытых люков вообще быть не должно! Любое нарушение указанного ГОСТа влечет за собой административную (иногда и уголовную) ответственность.
Примеры, когда автолюбители умудрялись в подобных случаях защитить свои интересы, мало, но они имеются.
Например, не так давно житель Новосибирска после двух лет тяжбы добился от коммунальных служб компенсации за ремонт своей машины.
Дмитрий Угольков на своей "Тойоте" наехал на внезапно открывшийся колодец. Эксперты определили, что крышкой колодца повредило коробку передач. Когда в автосервисе Дмитрию Уголькову назвали сумму, необходимую для ремонта, владелец "Тойоты" решил подать в суд. Коммунальные службы города своей вины в этом происшествии не признали. Некачественную крышку люка на следующий день заменили, но Дмитрий успел сделать фотографии с места аварии.
Доказать вину коммунальщиков оказалось непросто. Адвокатам потребовалось почти 2 года, чтобы довести дело до логического результата. Дмитрию Уголькову выплатили 50 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба.
Итак, допустим вы угодили в яму. Немедленно остановитесь, включите аварийные сигналы. Вызовите гаишников, чтобы засвидетельствовали ДТП. Найдите хотя бы двух, а еще лучше- трех свидетелей. Ими, кстати, может стать и жена, и, не побоюсь этого слова, теща. Обратите их внимание на все детали вокруг: размеры препятствия или ямы, отсутствие предупреждающих знаков и т. д.
Составьте схему или сфотографируйте место происшествия и свою машину. Вызовите агента страховой компании.
Все мелочи должны быть зафиксированы в протоколе ГИБДД. Особое внимание обратите на повреждения, которые получила ваша машина. От сотрудников ГИБДД требуйте, чтобы все детали были занесены в протокол. В группу разбора придите обязательно. Иначе в документах неожиданно в качестве причины ДТП может появиться надпись "не справился с управлением", и тогда в суде вы ничего не докажите.
Обязательно обратитесь в поликлинику. Сотрясение мозга, травмы в таких случаях - обычное дело, а это сильный аргумент в суде.
Учтите, что виновников вашего несчастья придется искать самим. Прокурор сможет вам помочь только в том случае, если ущерб составляет больше 50 000 рублей или есть серьезно пострадавшие граждане.
Как только установите роковой для вас участок, сходите к начальству или пошлите требование о возмещении ущерба. Если не сработает, смело пишите исковое заявление в суд.
Обязательно укажите причину искового заявления. В вашем случае она звучит так: "О возмещении материального и морального ущерба в результате ДТП". Укажите общую сумму вреда, желательно подтвердить ее оценкой независимого эксперта или счетами из сервиса, если ремонт вы уже сделали. Приложите все документы из ГИБДД, квитанции, чеки.
Подробно, с указанием числа, месяца, времени, опишите произошедшее и травмы, полученные автомобилем и вами или пассажирами. Начертите схему, изобразите колдобину или яму с указанием ее размеров. Не забудьте упомянуть, что никаких предупреждающих знаков не было. Если сумели сделать фото разбитой машины и препятствия - приложите. Укажите свидетелей и сообщите их показания. То же самое - в отношении сотрудников ГИБДД, которые подтверждают вашу невиновность. Затем разложите по полочкам (в рублях) все убытки, понесенные вами. Сюда включаются и затраты на транспортировку авто и вызов техэкспертов, и оплата юрконсультации. Госпошлину тоже должен оплатить ответчик, советует газета "Труд".
Напишите и о том, что вы понесли серьезные физические и моральные страдания, связанные с аварией и "ограничением возможности пользоваться автомобилем какое-то время". Назовите сумму морального ущерба.
Дело хлопотное, а польза от этого и личная, и общественная. И ремонт вам оплатят, и вред здоровью компенсируют. А если таких, как вы, будет много, то и разгильдяев в дорожных службах станет меньше, а значит, и качество дорог улучшится.
Это интересно
ИК "Золотой Рог" запустила собственный "AвтoPrice"