СКАНДИНАВСКИЙ СТИЛЬ
(Киев-Гетеборг-Киев)
Как говорят сами шведы, у Volvo - скандинавский стиль. Выразительные линии кузова, оригинальная форма фар, да и логотип марки ни с чем не спутаешь. Украинский рынок хоть и не столь велик, чтобы организовывать здесь производство или крупноузловую сборку с целью снижения стоимости автомобилей (да и налоги не располагают), но интерес у Volvo Car Corporation вызывает самый живой.
Рост благосостояния среднего класса украинцев открывает больше возможностей в плане выбора автомобиля. Даже при нынешней конкуренции рост продаж автомобилей Volvo в 2006 году составил около 60 %.
Впрочем приобретение такого автомобиля - это не просто покупка, но и гарантия качественного обслуживания. На сегодняшний день в Украине действуют пять представительств Volvo (Киев, Одесса, Днепропетровск, Херсон и Донецк), в течение ближайших нескольких лет планируется открыть еще два - покрытие, достаточное для своевременного и качественного оказания услуг.
Автомобили Volvo вряд ли будут когда-либо стоить 8 тыс. евро, однако, по мнению регионального директора Volvo Car Corporation Хокана Олссона, "Volvo - оптимальное соотношение европейского качества и европейской цены". По приглашению этой компании мне посчастливилось посетить место рождения ее автомобилей - завод Torslanda в городе Гетеборге.
Человек - на первом месте
В день завод выпускает 800 автомобилей. Огромные стоянки, где собранные машины ожидают отгрузки, впечатляют разнообразием цветов, но преимущество все же отдается "металлику".
Посмотрев на отношение к охране труда рабочих, занимающихся сборкой машин, понимаешь, что безопасность - это не пустой звук для Volvo. Безопасность автомобиля начинается задолго до того момента, как счастливый обладатель садится за руль.Она начинается с движущейся деревянной конвейерной ленты (чтобы избежать травм в случае падения узлов), с мебели без острых углов. А уровень шума на заводе такой, что, обращаясь к собеседнику, не надо повышать голос.
Забота о человеке видна повсюду: конвейер движется вместе с персоналом, чтобы людям не надо было бегать от машины к комплектующим и обратно. Автоматизация и эргономика на высочайшем уровне. Элементы управления продублированы везде, где рабочему они могут понадобиться.
Справка "ЗН"
А начиналось все почти 80 лет назад...
14 апреля 1927 года можно считать днем рождения Volvo - именно в этот день с территории завода выехал первый легковой автомобиль Jacob. Основателями компании считаются Ассар Габриэлссон и Густаф Ларсон, которые, проработав некоторое время вместе в компании SKF, производившей шарикоподшипники, нашли общий язык в отношении будущего шведского автомобилестроения. В качестве четырех базовых критериев успеха шведской автомобильной компании и ее уверенной конкуренции с американскими были названы развитая промышленность и низкий уровень заработной платы в стране, высокое качество шведской стали и необходимость в создании легковых автомобилей.
Было также решено, что Volvo отвечает за конструкцию машин и сборку, тогда как детали и комплектующие будут приобретаться у субподрядчиков.
Основная цель производства - экспорт: автомобиль был в те времена не по карману населению.
Большое внимание уделялось качеству - дешевле наладить качественное производство в начале пути, чем потом что-то переделывать, справедливо посчитали основатели компании.
Безопасность, безопасность и еще раз безопасность
Еще в 1930 году, как часть философии безопасности и качества, компания представила гидравлические тормоза на четыре колеса. Они оказались настолько эффективными, что предупредительные треугольники крепили на задние бампера и багажники легковых и грузовых автомобилей Volvo, чтобы другие участники движения соблюдали дистанцию.
С 1970 года специальное подразделение Volvo занимается изучением причин аварий и их последствий. К сегодняшнему дню задокументировано более 36 тыс. дорожно-транспортных происшествий. В моделирование краш-тестов вносятся коррективы, в выпускаемые модели - улучшения систем безопасности. Изобретение шведского инженера Нильса Болина - трехточечный ремень массово применяется с 1958 года, и сейчас такими ремнями безопасности оснащены все выпускаемые автомобили. Кстати, подобными ремнями оснащены пассажирские сидения и в шведских автобусах.
Мой вопрос "Как убедить пассажиров пристегиваться?" поставил заместителя директора Центра безопасности Volvo Томаса Броберга в тупик. Только после уточнения правильности перевода он удивленно заметил, что пристегивается всегда, и даже его дети напоминают ему, что надо пристегнуться, включить "габариты". Любопытно, что сказал бы на это киевский таксист, который, увидев, что я пристегиваюсь, удивленно спросил: "Зачем? Ты мне что, не доверяешь?"
... Экспозиция в центре Volvo в Гетеборге, посвященная безопасности, рассказывает о множестве систем, служащих сохранению жизни водителя и пассажиров. В новых поколениях автомобилей используются предупредительные системы: в зеркала заднего вида вмонтированы видеокамеры, которые внимательно следят за "мертвой зоной" , и если в ней находится объект - велосипедист, автомобиль или пешеход, специальный датчик сигнализирует о небезопасности маневра перестраивания. Если движущийся перед вами автомобиль неожиданно и резко тормозит, а вы "зазевались" - специальный радар просигнализирует об опасности как звуковым, так и световым сигналом.
В настоящее время эта система совершенствуется: на скоростях до 50 км/ч она будет иметь возможность самостоятельно остановить автомобиль для избежания ДТП, а пока лишь подготавливает тормозную систему к мгновенной реакции на нажатие педали тормоза.
Интересна разработка алкогольного теста: перед тем как завести двигатель, водителю придется подышать в брелок. Впрочем, разработчики не исключают и возможность обмана - подышать может пассажир, прохожий, да и у находчивого водителя под рукой может оказаться обычная клизма. Также интересна превентивная мера безопасности, которая в скором будущем может появиться в автомобилях: если водитель чересчур часто зевает за рулем или слишком пассивен в управлении, включается специальный звуковой сигнал, чтобы разбудить соню.
Только сочетание различных систем, а не отдельные составляющие делают езду безопасной. Двигатель, подвеска, система управления, тормоза - все это спроектировано таким образом, чтобы максимально помочь водителю избежать повреждений. Пассажирский салон защищен прочным каркасом безопасности, усиленными компонентами из высокопрочной стали.
Очень важен баланс между сминаемостью кузова и другими системами безопасности. Так, была внедрена система подушек с двухпороговым срабатыванием. Датчик определяет силу удара, активирует преднатяжители ремней безопасности и определяет степень наполнения подушки - полностью, наполовину или не срабатывать вовсе. И совсем не обязательно, что при столкновении должны сработать подушки, тем более все. Вопреки распространенному мнению, подушки безопасности - дополнительное средство, но отнюдь не основное.
Кстати, подушки спрятаны также в боковинах сидений, чтобы обеспечить безопасность при боковых ударах, а "шторки" безопасности опускаются с потолка салона (кроме модели кабриолет C70, где шторки открываются снизу).
Не забывают в компании Volvo и о безопасности детей. Специальные детские сидения, рассчитанные на разный возраст и вес ребенка, оснащены креплениями и специальными ремнями безопасности. Поскольку малыш не похож по строению на уменьшенного взрослого, то и подход к его безопасности несколько отличается. В частности, сидения рекомендуется ставить таким образом, чтобы ребенок находился головой вперед относительно движения автомобиля. Это связано в первую очередь с пропорциями головы и слабыми мышцами шеи.
Кстати, краш-тесты в основном моделируются на компьютерах. До 90 % их сначала проводятся на математических моделях и лишь затем повторяются в "железе". При проектировании Volvo S80 было проведено более 2 тыс. компьютерных "аварий". А одну из реальных (удар в бок на скорости 85 км/ч) специально повторили как на компьютере, так и на тестовых автомобилях. Автомобиль, сошедший с конвейера, повел себя, как и тестовый образец, - безукоризненно. При таком сильном ударе пассажир, ехавший справа от водителя, отделался сотрясением мозга, сломанной ногой и потерянным зубом (следствие удара о плечо водителя). Все системы безопасности сработали отлично.
Не меньшее внимание уделяется в компании защите окружающей среды. Уже при покупке автомобиля в Швеции небольшая сумма (порядка 100 долл.) закладывается на его утилизацию. Также ведутся постоянные работы в области использования альтернативных источников энергии. Новые модели Volvo, представленные на выставке в Детройте, в частности модель С30, будут выходить в bi-fuel исполнении. То есть двигатель способен работать как на стандартном бензине, так и на смеси этанола и бензина.
Тест-драйв
Откровенно говоря, увидев 20 новеньких машин, стоящих в ряд, с ключами на приборной панели, испытываешь неуверенность: с которой красавицы начать? Внешний вид автомобиля вряд ли можно назвать агрессивным или напыщенным. Он в меру скромен, грациозен и холоден. Создается впечатление, что каждая машина знает себе цену и уверенно чувствует себя среди четырехколесных конкурентов. Следует отметить, что профиль у новых Volvo стал более хищным, выразительным.
Вспоминая киевские пробки, решил начать тестирование с маленького C30. Машина выглядит уютной и снаружи, и внутри. Поражает обилие автоматики, которая внимательно следит за тем, пристегнуты ли водитель, пассажир.
Скажу честно, завести C30 без помощи инструктора мне не удалось. Оказалось, недостаточно закрыть дверь, пристегнуться и перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение. Необходимо выжать сцепление и тормоз, и только тогда машина тихо отзовется турбированным 220-сильным мотором.
Машинка маленькая, да удаленькая. Турбированный мотор тихо урчит под капотом, и даже легкое касание педали акселлератора говорит о скрытых силах этого спортивного купе. Двигателя практически не слышно в салоне, даже на высоких оборотах, зато мощность прекрасно ощущается.
В вопросах безопасности C30 - настоящий Volvo: подушки, активные подголовники, надувные шторки. Также автомобиль оснащен системой BLIS, которая информирует водителя о нахождении другого автомобиля в "мертвой зоне". Задние сидения разделены, а задняя дверь полностью прозрачна. Отличный автомобиль гольф-класса.
После молодежно-спортивного автомобиля минивены V50 и V70 просто огромны. Они прекрасно подходят для семейного авто. Передний или полный привод, тяговитый на низах дизельный или мощный бензиновый, в сочетании с большим внутренним пространством делают автомобиль незаменимым для дальних поездок. В качестве опции можно установить систему динамической стабилизации и контроля тяги DSTC, которая, словно "невидимой рукой" , удержит автомобиль на скользкой дороге, если гироскопический датчик определит начало заноса. Впрочем, даже при отсутствии этой системы при разгоне и торможении на замерзшем асфальте чувствуется, что автомобиль крепко держится за дорогу всеми четырьмя колесами. Несмотря на большие размеры, автомобилем управлять несложно и габариты проблем не вызывают.
Внедорожники XC70 и XC90 пользуются наибольшим спросом. Комфортабельный внедорожник с легкостью справится как с представительскими, так и с семейными задачами. Прекрасный обзор во все стороны плюс огромные зеркала заднего вида, деревянная отделка, соседствующая с металлической, кожаные сидения, которые прогреваются до комфортной температуры за считанные минуты...
Мягкая подвеска гасит любые дорожные неприятности, и то, что правыми колесами едешь не по асфальту, а по заснеженной обочине, никак не ощущается. Высокая посадка, легкость в управлении - все эти качества внедорожника сделают вашу поездку по городу в высшей степени комфортной.
Огромный салон S80 оставил двоякое впечатление. С одной стороны - места столько, что впору потеряться на сидении, и это не может не радовать, с другой - управлять этим автомобилем для меня оказалось сложнее, чем XC90 или V70. Приходилось оглядываться, чтобы быть уверенным, что автомобиль не зацепит препятствие.
Впрочем, уже через несколько минут к габаритам привыкаешь (да и датчики не забывают предупреждать об объектах вокруг автомобиля) и чувствуешь себя за рулем намного комфортнее. Новое активное шасси, корректирующее жесткость амортизаторов, автоматическая коробка передач (АКП) в сочетании с полным приводом и топовым мотором V8 объемом 4,4 литра превращают поездку в сплошное удовольствие. Отличный представительский автомобиль.
Отделка салона автомобилей полностью соответствует принципам Volvo - нетоксично, экологично, натурально. Во время движения датчики определяют степень загрязненности воздуха и при движении на особо грязных участках (за чадящим автобусом, в пробке или туннеле) блокируют внешний забор воздуха, ограждая пассажиров от выхлопных газов. На кожаном сидении чувствуешь себя как в уютном теплом кресле, руль приятно лежит в руках, а консоль выполнена в спокойных, не раздражающих тонах, поэтому не отвлекает внимание водителя от управления автомобилем.
* * *
Volvo только осваивает украинский рынок: за 2006 год в нашей стране продано около 500 автомобилей. Но хочется выразить надежду, что экологичные, надежные и безопасные шведские авто займут достойное место в нише среднего и премиум-класса. А что касается критериев выбора машины, то украинский потребитель будет оценивать не только время разгона до максимальной скорости. Хотя и по динамике автомобили Volvo (даже не "турбо") многим дадут фору.