Похлопайте выхлопу!
Инженер из Лисок Григорий Гончаров изобрел устройство, позволяющее в десятки раз уменьшить токсичность выхлопных газов автомобиля и сэкономить почти треть горючего
Своей Отечественной войны Гриша Гончаров так и не дождался, хотя очень хотел сразиться с фашистами. 18-летнего парня готовили в снайперы, и уже в начале 1945-го фронтовой эшелон вез паренька на фронт. Но далеко он не уехал: старшина выдал ботинки не того размера, и молодой боец Гончаров до крови растер пальцы ног. Началось заражение крови, и несостоявшегося снайпера в Борисоглебске сняли с поезда санитары. Нарыв на левой голени вскрыли, а затем больного отправили долечиваться в тамбовский госпиталь, где Григорий и встретил 9 мая 1945 года.
Григорий Матвеевич мечтает сделать водородный двигатель, изобретать который он начал, сидя в тюрьме
Лискинский умелец
- Я с детства мечтал стать инженером, - говорит 78-летний пенсионер Гончаров. - Еще до отправки на фронт 16-летним парнем работал в колхозе машинистом мельницы. А как-то раз после войны председателю райисполкома пригнали трофейный автомобиль "Фиат". Там залегли кольца в цилиндрах, и я по наитию отлил новые поршни, обточил их. Иномарка ожила. И дальше всю свою жизнь с техникой я уже не расставался...
В 1957 году Григорий поступил в Бутурлиновский технологический техникум мукомольной промышленности, позже закончил Московский технологический институт. Потом работал на электростанции в Бутурлиновке, где его рационализаторские предложения позволили существенно снизить расход топлива. Вообще, вся жизнь Гончарова - это бесконечная борьба за новые технические идеи, за которые дают грамоты и патенты.
Всего на счету Гончарова около 10 изобретений. Некоторые из них воплощены в жизнь на родном для Григория Матвеевича Лискинском маслоэкстракционном заводе. С этим предприятием, на котором Гончаров проработал более 10 лет инженером, а потом и руководителем, связаны и самые тяжелые воспоминания в его жизни. В 1980 году на предприятии произошел взрыв - устаревшее оборудование, о необходимости замены которого Гончаров постоянно писал в министерство, не выдержало... Погибло 12 человек.
В списке виновных Гончаров значился седьмым, получил пять с половиной лет колонии. Из них за решеткой он провел год и десять месяцев. В неволе Григорий Матвеевич начал изобретать... водородный двигатель для автомобиля.
Рационализаторские предложения Гончарова помогают снизить токсичность выхлопных газов почти до нуля
Вода вместо бензина
- С технологией получения водорода я столкнулся еще на пищевых комбинатах, так что собрать небольшой водородный аппарат размером с обычный автомобильный аккумулятор не составило труда. Поставил его на свою легковушку, проехал 15 тысяч километров, чувствую: что-то не то. Вскрыл двигатель, а он износился, проржавел: слишком большой конденсат оказался внутри... Но вывод я для себя сделал: будущее - за водородом. Запасы нефти сокращаются, а воды - вон ее сколько! Просто надо было чуть изменить конструкцию двигателя.
Но самое главное изобретение Гончарова связано с усовершенствованием обычного автомобильного карбюратора. По-научному это называется "Способ образования горючей смеси карбюраторного двигателя и устройство для его осуществления". Для начала Гончаров поучаствовал во всесоюзном конкурсе "Турбо" в Москве в 1991 году. На своей "копейке" с установленной под карбюратором приставкой он и приехал в столицу. Специалисты НИИ автомобильной промышленности не поверили своим глазам: приставка экономила 25% бензина, вдвое уменьшила расход смазки, увеличила октановое число бензина, а токсичность выхлопа была практически нулевой. Домой Григорий Матвеевич привез диплом лауреата конкурса и надежду на то, что, может быть, его изобретение найдет применение в отечественном автомобилестроении. Но дальше - тишина. Зато в Лисках на автомобилях с его приставкой ездит около сотни жителей.
Чистый воздух
А на очереди еще одна новинка. Для экономии бензина и снижения токсичности выхлопа он теперь использует... сами выхлопные газы. Змеевики из нержавейки (ее уходит три метра), соединенные в выхлопном коллекторе, позволяют не только почти полностью сжигать бензин со всеми его токсичными компонентами, но и все вредные составляющие отработанных газов. Динамика двигателя улучшается вдвое, его долговечность - в полтора раза, а расход горючего - на 30 - 40%. А что касается токсичности выхлопа, то она опережает нормы ЕВРО-6, предусмотренные для Европы на 2010 год. Вместо 1% у Гончарова уже сейчас 0,01%! А в России эти нормы на сегодняшний день от 0,6 до 4,5%.
Благодаря наворотам из нержавейки показатели работы двигателя улучшаются в несколько раз
- Когда я проверял на СО (угарный газ) свою легковушку, то на станции техобслуживания не поверили, что так может быть, - говорит изобретатель. - Смотрели в выхлопной трубе, нет ли там внутри фильтра или какой другой хитрости. Сотрудники ГИБДД тоже удивляются, не верят, что все может быть так просто. А я после того, как устройство на своей "семерке" поставил, трачу на 100 километров меньше 7 литров бензина, хотя по паспорту расход - 10 литров.
Григорий Матвеевич обратился в Роспатент, откуда получил ответ, что целесообразно внедрить эту новинку в серийное производство и что он владеет правами на это изобретение. Но как именно внедрять - пока непонятно. Заводы КБХА и ВАСО хоть и проявили интерес к изобретению, но о серийном производстве речи пока не идет. Вот и подумывает Гончаров обратиться к концернам "Фольксваген" либо к производителям "Ауди". Дело не в корысти, просто можно делать привычные вещи лучше: усовершенствовать динамику двигателя, уменьшать токсичность выхлопа, экономить бензин. Григорий Матвеевич надеется, что воздух на планете когда-нибудь станет чище благодаря и его изобретению...
Что еще изобрели воронежцы
1. Лауреат Нобелевской премии академик Николай Басов родился в 1922 году в городе Усмани Воронежской губернии (сегодня - Липецкая область). Главная гимназия нашего города сегодня носит имя академика Басова - фактического "отца" современного лазера и всех ныне существующих лазерных технологий.
2.Герой публикаций "МОЕ!" воронежец Борис Деркачев сконструировал установку, позволяющую собирать мельчайшие частицы редкоземельных металлов (в основном золота) при добыче, которые раньше терялись и уходили в отвалы. Его изобретение дважды удостаивалось золотой медали на Брюссельском всемирном салоне изобретений и инноваций, а опытные образцы установок успешно работали на золотых приисках в ЮАР. Изобретатель погиб при загадочных обстоятельствах в Воронеже минушим летом.
3.Воронежский психолог Вячеслав Захаров так же, как и Деркачев, представлял свое изобретение в Брюсселе в 1998 году и был удостоен золотой медали. Он придумал, казалось бы, простой психологический ход, помогающий людям бросать курить: делить сигарету на три части, чтоб курильщик мог, контролируя процесс травли своего организма, постепенно завязывать с вредной привычкой. Сегодня в России выпускается много сигарет "от Захарова".
4.Частый гость страниц нашей газеты Владимир Комаров прославился прежде всего тем, что додумался производить зерносушилки, используя для этого... громадные одноразовые гильзы зенитно-ракетного комплекса С-75 длиной 7,5 метра и диаметром 80 см. Таким образом, он не только придумал, куда девать "отходы" военного производства, но и добился важного преимущества - быстроты сборки зерносушилок и пятикратной их дешевизны по сравнению с заводскими образцами.
5.Ученые кафедры аналитической химии Воронежской технологической академии создали модель "электронный нос". Этот прибор позволяет собирать информацию о наличии примесей в любом веществе. "Носом" можно проверять воздух, продукты питания, напитки. Можно "нюхать" помещения на предмет вредных примесей, выделяемых, например, обоями или линолеумом после ремонта. Первый российский "нос" гораздо дешевле и неприхотливее западных аналогов.