В зоне КАД все идет по плану
Развитие областных территорий, прилегающих к восточному полукольцу строящейся кольцевой автодороги, - одна из задач, которым Правительство Ленинградской области придает особое значение. Замыслы по превращению этих территорий в одну из самых привлекательных жилых зон нашего региона с мощнейшей инфраструктурой, еще недавно казавшиеся чуть ли не фантастическими, постепенно обретают все более реальные контуры.
Потенциальная привлекательность данных земель была просчитана областными градостроителями еще задолго до начала строительства КАД. Предвидев, что рано или поздно территории для массовой жилищной застройки в городе будут исчерпаны, областные специалисты заранее готовились к неизбежной экспансии строительных компаний Санкт-Петербурга в Ленинградскую область. Была подготовлена градостроительная документация и проведен анализ территорий, наиболее подходящих для будущей жилой и общественной застройки. При этом первостепенное внимание было уделено областным территориям, непосредственно примыкающим к основным "вылетным" автомагистралям города, таким как федеральная трасса "КОЛА".
Пересечение этих магистралей с линией КАД еще больше повысило привлекательность близлежащих территорий и побудило руководство области вплотную заняться конкретными проектами их застройки и дальнейшего благоустройства. В числе таких проектов - возведение в ближайшем будущем многоэтажных жилых кварталов во Всеволожске, в районах Кудрово, Заневки, Нового Девяткино, Сертолово, Янино-1, Бугров и других, строительство здесь крупных многофункциональных комплексов, торговых выставочных и общественных центров, спортивных сооружений, аквапарков и храмовых комплексов, формирование современных производственных и коммунально-складских зон, размещение объектов автосервиса и логистических терминалов.
Для того чтобы все эти проекты смогли воплотиться в жизнь, с момента начала строительства кольцевой автодороги была проделана колоссальная работа. Усилиями Комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти, областного Комитета по управлению муниципальным имуществом, а также администрации муниципального образования "Всеволожский район" и уполномоченной структуры Правительства ЛО - управляющей компании ОАО "КАД-Ленобласть" был проведен комплексный анализ территориальных возможностей района. Выявлены потенциальные зоны инвестиционной активности, проработаны основные градостроительные узлы, выполнены схемы генеральных планов участков первоочередного освоения, проведены предпроектные проработки по обеспечению застраиваемых территорий инженерными коммуникациями.
Первым участком для освоения решено сделать район деревни Кудрово. Здесь, на площади в 300 га. предполагается построить большой жилой массив и мега-комплекс, состоящий из множества административных и общественных зданий. В настоящее время структурные подразделения областного Правительства, администрация Всеволожского района и ОАО "КАД-Ленобласть" ведут подготовку тендерной документации для проведения торгов на комплексную застройку этих территорий и застройку отдельных функциональных зон.
О деталях будущей застройки района Кудрово и различных вопросах, связанных с этим строительством, в интервью "Вестям" рассказал председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Валерий КИМ.
- Валерий Александрович, расскажите подробнее, каким вы видите Кудрово через несколько лет?
- Согласно концепции, разработанной в 2002 году по заказу нашего комитета ГУП института "Ленгражданпроект", это будет многофункциональная зона, включающая в себя компактные населенные пункты с высоким уровнем социально-бытового обслуживания населения и инженерного оборудования территории, современные комплексы придорожного сервиса, объектов хранения и обработки грузов, а также полноценных рекреационных зон для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Центром нового жилого района станет многоэтажный жилой комплекс полукруглой формы, имеющий два пилона и внутренний сквер. От этого полукруга пойдет главная улица, окруженная несколькими жилыми кварталами различной этажности. Улица пойдет параллельно КАД и завершится на берегу реки Оккервиль, где расположится большая рекреационная зона.
Ядром Кудровской застройки станет строительство новых терминалов компании ИКЕА. Рядом с уже существующим торговым комплексом, на территории в несколько десятков гектаров ИКЕА разместит еще шесть своих терминалов: 4 - торговых и 2 - развлекательных, и таким образом превратится в гигантский мега-центр.
- Не нанесет ли столь мощное строительство ущерба окружающей среде?
- Мы отчетливо понимаем, что плотно размещать вдоль КАД объекты жилья и инфраструктуры, не оставляя природе никакого "продыха", ни в коем случае недопустимо. Разработанная нашим комитетом и одобренная областным Правительством принципиальная схема функционального зонирования территории, в частности, предполагает, что жилые, торговые, производственные и другие "активные" зоны будут чередоваться с природными комплексами. Эта схема позволит полностью сохранить природный потенциал застраиваемых территорий. Останутся нетронутыми и уникальные лесные массивы Охтинского и Невского лесопарков, и благоустроенные долины реки Оккервиль и другие природные красоты.
- Значительную часть осваиваемой территории предполагается использовать под жилую застройку. На какие категории потребителей будет ориентировано жилье в этом районе?
- Поскольку, по нашим проектам, это будет современный, очень приличного качества, жилой район, то и жить здесь, надеемся, будут приличные люди. Если говорить серьезно, то спрос на квартиры в новом Кудрово должен быть прежде всего обусловлен его близостью к крупнейшим автодорожным магистралям - КАД, трассы "КОЛА", Колтушского шоссе. Добраться до центра Санкт-Петербурга отсюда можно будет за 20 минут, поэтому любые категории граждан, заинтересованные в удобном транспортном сообщении, являются потенциальными покупателями жилья в новом районе.
- Но добираться до города из Кудрово можно будет не только наземным автотранспортом, в планах развития Кудровской зоны - проект открытия здесь новой станции метро. В какой стадии разработки находится этот проект?
- Планы о продлении в этом направлении тоннеля метро существуют уже лет двадцать. Такой проект разработан, однако о его реализации пока говорить преждевременно. Реально метро здесь появится только тогда, когда оно станет востребовано, и главная инициатива в этом вопросе, наверное, должна будет исходить непосредственно от Санкт-Петербургского метрополитена - главного получателя прибыли от развития нового подземного направления.
- Насколько реально организовать электро- и водоснабжение этих земель? Насколько проработаны эти вопросы?
- Да, инженерное обустройство района - задача очень непростая. Но ОАО "КАД-Ленобласть", одной из функций которого как раз является подготовка градостроительного обоснования застройки и, в частности, расчет необходимых вложений в инженерию, полностью владеет ситуацией и соответственно настраивает будущих инвесторов: предлагаемые им земли - не "блюдечко с голубой каемочкой", где все готово и остается лишь строить; это - участки, требующие труда и вложений, которые впоследствии окупятся сторицей.
Будучи заказчиком градостроительной документации, включающей в себя вариантную проработку всех деталей будущего строительства (в том числе - объема инженерных нагрузок, предложений по формированию объектов и систем инженерной инфраструктуры) ОАО "КАД-Ленобласть" уже получил предварительные технические условия подключения первоочередных объектов к инженерным сетям и сооружениям Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Определены трассы прокладки и объемы строительства первоочередных инженерных сетей и сооружений, выявлены объемы инженерных нагрузок на перспективу.
- Большая часть земель, на которых будет развернуто это строительство, в настоящее время находится в частной или паевой собственности. Каким образом область будет выкупать эти земли?
- Порядок выкупа земель, являющихся собственностью, определяется Земельным и Градостроительным кодексами. Конкретные схемы передачи земель в госсобственность могут быть различными: выкуп, возмездное изъятие и т. п. Разработка этих схем и увязка интересов инвесторов с владельцами земель также является задачей управляющей компании - ОАО "КАД-Ленобласть".
- Есть ли среди потенциальных инвесторов те, кто уже высказал свою заинтересованность этим проектом?
- Такие инвесторы есть. Не стану называть их поименно, скажу лишь, что к настоящему времени уже около 20 компаний выразили готовность так или иначе участвовать в освоении района Кудрово.
- Недоброжелатели судачат о том, что усиленное освоение областью зоны КАД имеет сугубо политический подтекст: главное, дескать, бросить вызов Петербургу в борьбе за инвестиции. Как бы вы прокомментировали такие заявления?
- Думаю, подобные оценки неуместны. Сам факт появления кольцевой автодороги сделал окружающие территории максимально привлекательными для инвестиций. Именно поэтому несколько лет назад, как только трасса КАД была окончательно определена, мы тут же приступили к разработке соответствующей градостроительной документации. Цель одна: добиться того, чтобы экономика Ленинградской области получила максимальный эффект от разумного использования этих земель. И, поскольку проведенный анализ территории полностью подтвердил целесообразность развития этой зоны, мы делали и продолжаем делать все возможное, для создания здесь благоприятных условий потенциальным инвесторам.