ИТАР-ТАСС ДЛЯ "ВЛАДИМИРСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ"
* ВЧЕРА
Владимир Путин прибыл в Кострому, где проведет совместное заседание президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству.
Совет Федерации одобрил изменения в Закон "Об обороне", создающие правовую основу для использования армии в борьбе с терроризмом, а также президентский закон "Об общественной палате РФ".
* ПРЕСТУПНОСТЬ
Меры по борьбе с организованной преступностью и коррупцией еще не адекватны складывающейся криминальной ситуации в России, заявил глава МВД Рашид Нургалиев в Совете Федерации. Министр считает необходимым принять дополнительный комплекс мер по противодействию оргпреступности, и в первую очередь совершенствовать правовую базу, которая "не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня".
* РОССИЯ-ШВЕЦИЯ
Посол Швеции в Москве Юхан Муландер вчера был вызван в МИД России, где ему сделано представление в связи с терактом близ российского посольства в Стокгольме. Накануне экстремисты взорвали автомобиль, находившийся у жилого дома диппредставительства РФ. Ответственность за теракт взяла на себя группировка "Всеобщая интифада", заявив, что взрыв совершен "в связи с войной в Чечне".
* ПАРТИИ-КОАЛИЦИЯ
Партия "Родина" не исключает возможности создания коалиции с КПРФ для участия в выборах 2007 года, заявил Дмитрий Рогозин. "У нас нет психологических комплексов, которые помешали бы нам объединиться в некую гибкую конструкцию, способную побеждать на региональных выборах и на парламентских выборах 2007 года". Если будет принято решение о формировании коалиции левопатриотических сил, то главным союзником "Родины" станет КПРФ, сказал он, добавив, что консультации с руководством КПРФ состоятся уже на этой неделе.
* ЖУРНАЛИСТЫ
2004 год стал одним из самых опасных для выполнения журналистами своих профессиональных обязанностей. Согласно данным ежегодного доклада Международного института прессы, в минувшем году в мире погибли 78 журналистов. Годом раньше этот список был короче на 14 имен. Наиболее опасной страной для представителей средств массовой информации остается Ирак.
* РОССИЯ-ГРУЗИЯ
Минфин РФ начнет финансировать вывод российских военных баз из Грузии только после заключения и ратификации соответствующего соглашения между Москвой и Тбилиси, заявил министр обороны Сергей Иванов. "Наша позиция по этому вопросу не меняется: можно по-разному оценивать возможные сроки вывода баз из Грузии, но важен принцип, - отметил глава российского военного ведомства. - Стоимость вывода составляет 250-300 млн. долларов".
* ОПРОВЕРЖЕНИЕ
Представитель ВМФ России категорически опроверг сообщения итальянских СМИ о том, что в 1970 году одна из советских подлодок якобы оставила в Неаполитанском заливе ядерные торпеды. "От имени Главного командования ВМФ России категорически опровергаю данную информацию как полностью не соответствующую действительности", - заявил помощник главкома ВМФ России Игорь Дыгало.
Где стройка - там и жизнь
Каждый новый год мы начинаем жизнь словно с чистого листа. 2005-й не был исключением. Трудным было его начало для населения, не меньшие сложности он создал работникам социальных служб, медикам, коммунальщикам, строителям, муниципальным чиновникам. Директор департамента строительства и архитектуры Сергей БОКОВ рассказал "ВВ" о серьезных переменах, произошедших в его ведомстве.
- Сергей Александрович, какие задачи предстоит решать департаменту строительства и архитектуры в текущем году? В каком направлении будет развиваться строительная отрасль?
- Особенность этого года в том, что с его началом вступил в силу ряд новых основополагающих законов, которые либо впрямую, либо в той или иной степени регулируют вопросы строительства. Это прежде всего Градостроительный и Жилищный кодексы, закон о долевом участии в строительстве жилья, закон об основах регулирования тарифов в организациях коммунального комплекса, а также дополнительные статьи (ст. 30.1, 30.2, 38.1, 38.2) Земельного кодекса. На первый взгляд, в некоторых из перечисленных законодательных актов про стройку ничего не сказано, тем не менее для отрасли в целом они имеют определяющее значение.
В частности, в Земельный кодекс теперь введено положение, что все площадки под строительство жилых домов должны предоставляться исключительно через торги с 1 октября этого года, а под комплексную застройку -с 1 января 2005 года. Это значит, что теперь муниципалитетам заранее нужно сформировать площадку, обеспечить ее техническими условиями, поставить на кадастровый учет, определить все градостроительные регламенты, оценить и только после этого выставлять ее в качестве лота.
Следует добавить, что произошедшее в общероссийском масштабе изменение правовой ситуации создало необходимые условия для исполнения областных нормативных документов, за медленную реализацию которых нас критикует (и критикует справедливо! ) губернатор.
Это предоставление строительных площадок по конкурсу через аукцион, урегулирование вопроса по техническим условиям и так далее.
Вот одна из задач, которая стоит в этом году перед местными органами власти. Она увязана с другой задачей. Закон об основах регулирования тарифов в организациях коммунального комплекса, вступающий в силу с 1 января 2006 года, делает более прозрачной процедуру предоставления технических условий. Стоимость подключения новостроек к инженерным коммуникациям теперь будет рассчитываться с учетом установленного тарифа и мощности возведенного объекта.
- То есть прокладывать коммуникации, тянуть тепловые сети и водопроводы застройщикам теперь не нужно?
- Не нужно. Но ведь у нас чудес-то не бывает. Все не так просто. Ясно, что эти работы никуда не уходят. В соответствии с законом должен изменяться механизм их исполнения. Таким образом, местным властям уже сейчас надо задуматься над тем, какие сети к каким площадкам необходимо проложить в следующем году. Исходя из имеющейся градостроительной документации вместе с коммунальными службами должно быть утверждено задание на разработку производственных программ на 2006 год. На основании заданий коммунальные структуры разработают программы и представят их на утверждение в местные органы власти.
Эти программы как раз и определят тариф на подключение. Имея этот тариф и источник финансирования, коммунальные службы должны своими силами обеспечивать строительство сетей.
- Но вопрос все равно остается. Кто на начальном этапе проавансирует строительство инженерных коммуникаций, ведь застройщики определятся только после торгов? Это будут собственные средства коммунальных предприятий?
- Мое мнение, что на первом этапе мы будем ориентироваться на заделы, ведь какие-то резервы у организаций должны быть. Коммуникации наращивались ежегодно, за счет застройщиков развитие сетей не прекращалось. Там, где никакого запаса мощностей нет, придется принимать решение ничего не строить. Кстати, этот вариант развития событий в законе особо оговаривается. Более того, предусмотрено, что на эти цели можно привлекать бюджетные деньги. Поэтому именно местные власти будут определять строительную стратегию на своей территории, иначе без этого жизнь просто остановится.
- С учетом того, что в области большинство местных бюджетов дотационные, выделить средства еще и на это направление, наверное, будет непросто.
- В любом случае законом дается целый год на проработку решений. Ситуация станет более прогнозируемой по мере подготовки необходимой документации, в том числе и градостроительной.
- Минувший год в вашем ведомстве прошел под знаком разработки градостроительной документации в территориях. Удалось ли продвинуться вперед в этом вопросе? И что сулит вновь принятый Градостроительный кодекс?
- Труд архитекторов, как и любой другой, должен оплачиваться. Поэтому все опять упирается в финансовые ресурсы муниципалитетов. Но мы действительно уделяем много внимания этой проблеме. Недавно провели семинар, губернатор предоставил мне слово на совещании с главами местного самоуправления, где я еще раз напомнил главам о необходимости разработки градостроительной документации. И в первую очередь нужно сосредоточить усилия на тех участках, где положение наиболее серьезно.
Острота ситуации в том, что некоторые позиции жестко закреплены в Градостроительном кодексе, который тесно увязан с законом о местном самоуправлении. Например, схемой территориального планирования теперь должен располагать как субъект Федерации, так и городской округ, муниципальный район, и даже поселение. Правда, в некоторых случаях закон допускает разработку элемента схемы территориального планирования. При отсутствии такой схемы закон запрещает перевод земель из одной категории в другую начиная со следующего года. Теперь отсутствие градостроительной документации будет иметь прямые правовые последствия.
На областном уровне в число обязательных документов будет включена схема развития региональных коммуникаций, схема развития придорожного сервиса вдоль магистралей областного и федерального значения.
Не менее важно и то, что каждая территория теперь должна иметь свои собственные нормативы, так называемые градостроительные регламенты, правила землепользования и застройки, которые сделают максимально открытой и понятной всю процедуру строительства. В законе сказано, что с 2010 года при отсутствии местной нормативной базы строительство в территории запрещается. Более того, в перспективе кодекс предписывает создание информационной системы градостроительной деятельности в электронном виде. Застройщикам эта услуга, возможно, будет предоставляться за плату, иначе ее трудно будет окупить.
Поскольку перечисленных норм и правил нет сегодня ни в одном муниципальном образовании, а их разработка потребует привлечения немалых временных, человеческих и материальных ресурсов, на совещании мы договорились о подготовке типового образца этой документации на долевых началах.
- Спрос на земельные участки в одних территориях настолько отличается от спроса в других, что не везде предписанные кодексом затраты окажутся оправданными...
- Конечно, город Владимир - это одна ситуация. Округ Вязники - совсем другая. Я разговаривал с главой округа: участки под жилье у них уже сформированы, только инвесторов пока что-то не видно. Здесь уже другая проблема. В жилищном строительстве инвестиции могут быть связаны только с увеличением покупательной способности населения. Тогда начнет работать ипотека, тогда будут востребованы субсидии и банковские кредиты.
В промышленном строительстве мы заинтересованы прежде всего в привлечении иностранных инвестиций, но с использованием местной рабочей силы и производственных мощностей. Пока у нас это не очень получается. Доверия к владимирским строителям пока нет. А может быть, дело вовсе не в доверии, а в лоббировании интересов московских фирм. В общем, проблему нужно решать.- Сергей Александрович, насколько успешно в 2004 году были реализованы программы переселения людей из ветхого жилья, реконструкции жилья первых массовых серий, адресная инвестиционная программа?
- Что касается программы по переселению из ветхого жилья, то здесь движение происходит за счет крупных городов благодаря высокому спросу застройщиков на земельные участки. Владимир и Муром в 2004 году вложили в эту программу по 5 млн. рублей. Суммы, конечно, небольшие.
Участие в федеральной программе по ветхому жилью сдерживалось тем, что уровень ветхого жилого фонда в нашей области ниже установленного критического уровня, под который можно получить финансирование. Но время идет, мы провели дополнительную инвентаризацию и теперь надеемся на более существенную федеральную поддержку. Мы станем участниками программы по итогам 9 месяцев текущего года.
С проблемой ветхого жилого фонда тесно связана проблема реконструкции жилья первых массовых серий, которая тоже пока решается не очень эффективно. Причина кроется в отсутствии отработанной методики и практики реконструкции. Жители "хрущевок" неохотно соглашаются на проведение этого мероприятия. Людям приходится долго объяснять выгодные его стороны.
Один из проектов реконструкции панельного дома во Владимире сейчас находится в стадии экспертизы. Инвесторы посчитали его выгодным и уже приступают к поэтапной реализации.
Если говорить об областной адресной инвестиционной программе, то она ориентирована на ввод объектов высокой степени готовности. Средства направляются в основном в социальную сферу - на строительство школ, учреждений культуры и спорта.
Федеральная программа сокращения различий между территориями тоже активно работает. В 2005 году на строительство коммунальных объектов мы получим 45 млн. рублей. Единственным объектом некоммунального назначения в этом году будет реконструкция здания областной судмедэкспертизы.
По федеральной программе жилищных сертификатов в 2005 году финансирование будет увеличено в два с половиной раза и составит 39 млн. рублей.