Перейти к основному содержанию

Главная      Период полураспада

Период полураспада

В 2004 году транзитный грузопоток через Беларусь сократился почти на 40%. В этом, по общему мнению международных перевозчиков, виноваты массовые конфискации транзитных грузов, осуществляемые белорусской таможней. Политика таможенных органов в отношении транзитных грузов и сегодня практически остается неизменной. В ней финансово заинтересованы не только некоторые ведомства, но и многие государственные чиновники.

Эволюция отношений

Со времени первых официальных обвинений в адрес белорусской таможни в массовой конфискации грузов официальная позиция Государственного таможенного комитета РБ заметно эволюционировала. В конце 2003 - начале 2004 года председатель комитета Александр Шпилевский вообще отрицал проблему как таковую. Обвинения российского посла в Беларуси в том, что конфискация российских грузов носит характер "масштабной и осмысленной кампании", главный белорусский таможенник назвал странным и непонятным для него недоразумением. "Если мы условно задерживаем 24 фуры, идущие в РФ, и в сопроводительных документах указано, что там тротуарная плитка, а на самом деле сложная бытовая техника на 7-8 млн. долларов, я не могу тогда понять претензии российской стороны. Я что, должен был пропустить контрабанду в РФ? " - заявил А.Шпилевский в январе прошлого года. На вопрос: "Почему белорусская таможня из года в год лавинообразно наращивает конфискации (в 2000 году - на 15 млн. долларов, в 2001-м - на 30 млн, в 2002-м - на 60 млн, в 2003 г. - на 75 млн)? " - председатель ГТК ответил, что недоволен такими цифрами и будет требовать от подчиненных увеличить поступления от конфиската хотя бы до 200 млн. долларов в год.

К середине 2004 года пыл Шпилевского несколько угас. Во время встречи с председателем Федеральной таможенной службы России было обещано, что отныне российские грузы конфисковаться вообще не будут. В случае возникновения каких-либо претензий к оформлению груза обещалось, что он будет под конвоем отправляться до российской таможни. "Для нас важно, чтобы груз не растворился на территории Беларуси", - заявил Шпилевский.

В декабре того же года премьер-министр России во время визита в Беларусь снова потребовал прекратить "пиратство" в отношении российских грузов, которых за 2004 год было конфисковано, по его данным, на 80 млн. долларов.

В январе текущего года руководитель ГТК уже не вспоминал о намеченных год назад показателях конфиската в 200 млн. долларов, а скромно отметил, что за прошедший год количество конфискаций заметно снизилось.

Свой угол зрения

Как свидетельствует практика рассмотрения соответствующих дел в белорусских судах, их стало заметно меньше. Так, суд Московского района г. Бреста, в зоне которого находится таможня "Западный Буг", пропускающая более половины всего транзита, в 2003 году рассмотрел 522 административных дела по конфискации транзитных грузов, а в 2004-м - всего 323.

Благодаря действиям таможни Беларусь получила устойчивую репутацию "черной дыры" в центре Европы, и заказчики стали требовать от перевозчиков выбирать иной путь доставки товара. Через нашу страну идет в основном только дешевый товар, который, как говорят экспедиторы, и потерять не жалко. По данным, озвученным на совещании Министерства транспорта с международными перевозчиками, проходившем в ноябре прошлого года, только за 9 месяцев грузопоток через Беларусь уменьшился на 36%. Этот процент полностью соотносится с процентом уменьшения дел о конфискации. Товара стало меньше, он недорогой и неходовой, но и им не брезгуют наши охранники экономической границы.

Особый цинизм

Конфискация транзитных грузов проходит по наработанной годами схеме. На основании секретной оперативной информации товар задерживается для разбирательства, после чего документы, груз, его владельцы и отправители изучаются в буквальном смысле слова под микроскопом. Для обоснования конфискации используется даже самая маленькая, ничего не значащая для экономической безопасности страны неточность.

15 ноября 2004 года через таможенный пункт "Козловичи" из Чехии в Москву следовала фура с грузом, обозначенным в сопроводительных документах как "Кофейная банка (стеклянная)". Ее задержали на основании той же оперативной информации. Но тщательный таможенный досмотр ничего не дал - груз соответствовал оформленным документам. Но белорусским таможенникам повезло. На следующий день от грузоотправителя (чешская фирма Vetropack Moravia Glass), а затем и от грузоперевозчика (польская фирма Jakontrans) поступила просьба вернуть груз в Польшу, т.к. по вине польской экспедиции D.T.A. Sp. Zo.o. (г. Бяла-Подляска) "...в CMR N005801 ошибочно указаны сведения о грузополучателе и покупателе, номер инвойса (международная счет-фактура. - А.Б.) и таможня назначения...". Новые сведения прилагались. Для оценки бесцеремонности дальнейших действий белорусской таможни приведем ее ответ на просьбу поляков: "Информируем, что Ваше заявление от 19.11.2004 года рассмотрено. Товар, перемещаемый по книжке МДП NХВ 44025393, таможней "Западный Буг" изъят в порядке ст. 244 КоАП Республики Беларусь, все материалы направлены для рассмотрения дела по существу в суд Московского района гор. Бреста. С уважением, и.о. заместителя начальника таможни П.В.Резанович". Вот такое белорусское уважение. Еще до того как сей документ дошел до адресата, суд конфисковал весь товар без заслушивания доводов другой стороны.

Чаепитие

22 ноября 2004 года была задержана автомашина "ДАФ", груженная различными сортами чая, следующая в адрес московской фирмы ООО "Эквадор Авто". По документам отправителем груза была компания LINSA VENTURES LTD, зарегистрированная на Сейшельских островах. Белорусским таможенникам не понравилось, что на товаротранспортной накладной отсутствовали печати (штампы) перевозчика и отправителя. Правда, это не тянет на нарушение белорусского законодательства, но дает прекрасный повод для временного задержания груза. Таможенникам удалось выяснить, что фургон загружался не во Франкфурте-на-Майне, где находится LINSA VENTURES LTD, а в немецком Остерхолз-Шармбекке.

Есть множество нормальных и вполне законных объяснений, почему товар загружался именно там. Однако белорусские таможенники решили, что это свидетельствует о том, что ТТН не могла быть составлена фирмой-отправителем, которую даже не попросили дать какие-либо объяснения.

Выявленные таможенниками "контрабандисты" вообще оказались людьми странными. Когда "все нормальные" пытаются провезти лишний и не указанный в документах груз, у этих "ненормальных" таможенники обнаружили недостачу. Из 10 300 упаковок черного чая для заварных чайников в ходе досмотра в наличии оказалось лишь 10 299, из 13 220 упаковок черного чая для чашек - 13 218 и т.д. и т.п. по 12 позициям. Чая оказалось меньше почти на 3 тыс. упаковок. Таможенники сочли, что общая цена, указанная в товаросопроводительных документах, не может соответствовать заявленной. Этим "правонарушением" приросли платежи в белорусский бюджет.

Согласитесь, никто ведь не станет наказывать гражданина, если он в налоговой инспекции заявит большую сумму своего совокупного дохода за год. Но таможенники действовали по-другому, против всякой логики. Они составили административный протокол для конфискации товара. А чтобы не допустить каких-либо осечек в суде, добавили в качестве еще одного "нарушения" законодательства факт изготовления инвойса с печатью на принтере. В последнее время это обстоятельство довольно часто стало использоваться в качестве подтверждения подложности представленных документов. На самом же деле это всего лишь копия документа, переданного в электронном виде. И это разрешается Законом Республики Беларусь "Об электронном документе".

Вещественные доказательства - во временное пользование

Особого разговора заслуживает конфискация автотранспорта (легкового), в том числе угнанного за границей, которым регулярно пополняются гаражи "Белспецтрансавто" Управления делами президента. Причем, поступают машины туда, иногда даже не дождавшись решения суда. Вот один пример из суда Октябрьского района г. Гродно.

20 ноября 2004 года иностранная компания-инвестор ввозила в Беларусь через пограничный переход "Брузги-2" Гродненской таможни три эвакуатора, предназначенные для внесения в уставный фонд совместного белорусско-английского предприятия "БКА-Сервис". Это прямая инвестиция в белорусскую экономику.

Две машины прошли границу без проблем, а вот третья была задержана для более тщательной проверки. Основанием послужила немецкая экспортная таможенная декларация (ЭТД), в которой была исправлена стоимость автомашины на новую, несколько меньшую, чем указано в инвойсе. ЭТД заполнялась немецким таможенником и должна была вернуться к нему после пересечения автомобилем польской границы как подтверждение факта убытия транспорта за пределы Евросоюза. Но польский таможенник, видимо, забыл изъять ЭТД, и она попалась на глаза бдительным белорусам. Исправление объяснялось весьма просто: с эвакуатора ранее было снято навесное оборудование (кран-манипулятор), что и уменьшило стоимость автомобиля.

Все свидетельствует об отсутствии у собственника умысла уменьшить цену автомобиля да еще с целью нанесения ущерба государству. Во-первых, транспорт предназначался для выполнения обязательств иностранной фирмы по формированию своей части уставного фонда СП. Уменьшая цену принадлежащего ей автомобиля, фирма уменьшала и свой вклад. Во-вторых, были налицо все необходимые документы, подтверждающие отсутствие недостоверности каких бы то ни было предоставленных сведений. В-третьих, вклады в уставный фонд СП не облагаются таможенными пошлинами. В таком случае уплачивается лишь так называемый сбор за таможенное оформление, который составляет 0, 15% всей стоимости. И четвертое, самое главное - указанная в товаросопроводительных документах цена вообще не играет никакой роли даже для уплаты канцелярского сбора.

Согласно таможенным нормативным документам в данном случае применяется только шестой метод определения таможенной стоимости, когда цена определяется не исходя из указанной стоимости в представленных собственником документах, а отделом тарифного регулирования таможни по месту основного оформления. Например, в отношении двух других автомобилей, следовавших той же партией, цена таможенниками была увеличена более чем вдвое по сравнению с той, которая была указана в документах собственника. С этой цены и был взыскан канцелярский сбор, и никому не пришло в голову утверждать, что в документах указана недостоверная информация о стоимости автомобилей.

Но приведенные доводы собственника не произвели никакого впечатления на белорусских таможенников. После месяца всевозможных проверок был составлен протокол в отношении водителя: им якобы были представлены недостоверные сведения о стоимости автомобиля. Это противоречит письму ГТК от 04.06.2004 года N03/1339, где сказано, что даже представление недостоверных сведений о стоимости товара таможенному органу на границе в подобных случаях не образует состава административного таможенного правонарушения. Тем не менее протокол был направлен в суд Октябрьского района г. Гродно, решение которого должно было быть вынесено 4 февраля 2005 года. Но 1 февраля Прокуратура республики начала проверку по факту обнаружения автомобиля в Минске, в "Белспецтрансавто" Управления делами президента. Как выяснилось, 17 января этого года еще до начала судебного заседания по этому делу к руководству Гродненской таможни обратился представитель АГУ "Белспецтрансавто" Управления делами президента с письмом от Департамента по гуманитарной деятельности при президенте Республики Беларусь. В документе содержалась просьба изменить место хранения находящегося под таможенным контролем автомобиля с таможенного склада временного хранения (СВХ) в ГАП N2 (Гродно) на АГУ "Белспецтрансавто" Управления делами президента (г.Минск). Просьба была удовлетворена начальником таможни незамедлительно. Водителю из "Белспецтрансавто" таможенные органы оформили все документы на этот автомобиль. Но это еще не все. Эвакуатор не просто хранится там без какого бы то ни было таможенного контроля (на предприятии нет СВХ. - А.Б.), а используется предприятием по назначению - на нем перевозят из Гродно другие конфискованные автомобили.

Стоит ли удивляться, что неоднократные обращения собственника автомобиля в различные компетентные органы не дали никаких результатов, а суд принял решение о конфискации указанного автомобиля в доход государства. При этом не была дана оценка документам, которые были представлены собственником автомобиля и которые подтверждали отсутствие таможенного правонарушения.

Вряд ли после такого отношения иностранная компания сохранит желание инвестировать деньги в белорусскую экономику.

О законных основаниях

Административный кодекс Республики Беларусь вполне позволяет таможенникам и судам обосновывать свои действия со ссылкой на закон. Другой вопрос - какой это закон. Такой, которого нет ни в одной стране мира. Нигде, кроме Беларуси, не предусматривается, что виновным в правонарушении признают одного, а имущество конфискуют у другого. Нет в других странах и такого странного положения, что даже при отсутствии правонарушителя и установления его вины к имуществу применяется конфискация. Таможенникам вообще не нужно и не выгодно устанавливать чью-то вину в совершении правонарушения. Зачем? Практически под копирку печатаются протоколы, где в качестве виновного предстает "неустановленное лицо". С юридической точки зрения ситуация просто абсурдная. Ведь факт неустановления правонарушителя сам по себе исключает применение какой-либо административной ответственности, поскольку ее не к кому применять.

В известной сказке к суду привлекли дыню, которой объелся король. Так же и в Беларуси. К суду фактически привлекают стиральные машины, телевизоры, утюги и т.д. и т.п. и приговаривают их к смене хозяина.

Нельзя, конечно, утверждать, что все фирмы, перемещающие товар через нашу страну, исключительно законопослушны, а таможенники - сплошь разбойники, которым государство дало право экспроприировать любой товар. Контрабандисты существовали и будут существовать и в обозримом будущем. Белорусской таможне и судам с ними, безусловно, необходимо бороться, но в цивилизованной форме. Противоположная сторона тоже должна иметь возможность высказаться.

У нас производство по административным таможенным правонарушениям похоже на улицу с односторонним движением. Задано лишь одно направление - конфискация. В отличие от России у нас субъектом административной ответственности может быть исключительно физическое лицо. Только оно имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и т.д. и т.п. В таможенных правонарушениях, связанных с транзитными грузами, таким лицом является либо ничего не ведающий водитель транспортной организации, который в большинстве случаев даже на суд не является, либо абстрактное "неустановленное лицо", которого также на суде еще никто не видел. А фирма, перемещающая товар через границу и являющаяся его владельцем, выпадает из участников административного суда и вообще не имеет права выступать на процессе. Нет у нее права и обжаловать судебное постановление о конфискации груза.

Давайте сравним

Можно приводить сколь угодно доводов сторон - пострадавших фирм, перевозчиков и белорусских таможенников. А как понять и четко определить, на чьей стороне правда?

Давайте поищем истину путем сравнения с другими странами, в первую очередь с ближайшими соседями - Россией и Украиной.

Сегодня в Беларуси действует 13 таможен, с помощью которых судами только в 2004 году конфисковано в доход государства товаров на сумму 80 млн. долларов. В России, где 136 таможен, эта цифра немногим превышает 20 млн. долларов. Такова ситуация и в Украине, имеющей 42 таможни. Там в год конфискуется в доход государства товаров примерно на 20 млн. гривен (4 млн. долларов).

Можно предположить, что таможенные органы Беларуси берут не числом, а умением и выявляют каждый случай незаконного перемещения товара через нашу страну.

Сравним другие показатели правоохранительной деятельности таможен разных стран. Так, белорусской за 2004 год возбуждено 70 уголовных дел по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Пресечено 39 попыток контрабанды наркотиков. В России за аналогичный период - более 2 тыс. уголовных дел, из них более 600 связаны с перемещением наркотиков. Как видим, цифры значительно разнятся.

Приехали

Уменьшение грузопотока через Беларусь фактически поставило на грань разорения одну из самых процветающих отраслей - международные автомобильные перевозки.

Алесь КОБА, директор транспортно-экспедиторской фирмы:

- Белорусский автомобильный парк, занимающийся международными перевозками, насчитывал около 13 тыс. тягачей. Он занимал четвертое место в мире по объемам перевозок. Но за последние годы из Беларуси уехало около 8 тыс. автомобилей (по данным Министерства транспорта, только за 9 месяцев 2004 года автомобильный парк международных перевозчиков уменьшился на 1 500 машин. - А.Б.). Имущество транспортных компаний мобильно, и они просто регистрируют свои компании в других странах. Процентов 70 ушло в Россию, 20 - в Литву и 10 - в Украину. Зарубежные экспедиторские компании просто не желают пользоваться услугами белорусских перевозчиков. Заказчики требуют, чтобы груз следовал не через Беларусь, а наш перевозчик по-другому ехать не может. Во-первых, ему так удобнее, можно заехать домой, на фирму, сделать ТО и т.д. Во-вторых, в Беларуси водителю необходимо получить разрешение, так называемый "дозвол", для доставки грузов в третьи страны. Кроме того, в отместку за конфискацию грузов Россия каждый год снижает количество "дозволов" для нашей страны. Российским же перевозчикам разрешения на перевозку грузов в свою страну не нужны.

Запретный плод перекрывает кислород

Всем известна нелюбовь белорусского президента к частному бизнесу. Он вряд ли расстроится, узнав, сколько фирм эмигрировало в соседние страны. Трудно выбить слезу и у простого обывателя, который далек от данной сферы услуг и которому абсолютно все равно, где "хапуги"-бизнесмены зарабатывают деньги. Но дело не в том, чего лишились россияне, а в том, что потеряла Беларусь. Потери эти с лихвой перекрывают доходы от таможенного беспредела, которые до простого белоруса практически не доходят.

Один автомобиль, задействованный в международных перевозках, создает в Беларуси 4 рабочих места (2 водителя, 1 человек - обслуживающий персонал фирмы и 1 рабочее место в сфере обслуживания в пути). Если из страны уехало 8 тыс. автомобилей, то нетрудно посчитать, что "благодаря" таможне за последние 2-3 года около 32 тыс. человек лишились рабочих мест. Что касается экономики, то только прямые потери от неуплаты налогов, которые ежегодно платили ушедшие в другие страны международные перевозчики, составляют около 40 млн. долларов. Так, в Лиде работало предприятие "Илона" с 172 автомобилями, занимавшееся международными перевозками. Это предприятие давало 10% доходной части городского бюджета, а налогов платило около 1 млн. долларов в год.

Не только наши родные перевозчики ушли из Беларуси. Их зарубежные коллеги предпочитают более длинные, но безопасные пути в Россию - через Украину и Прибалтику. И это тоже убытки. Согласно данным Минтранса, в 2003 году поступления в бюджет от транзита автомобильного транспорта, включая сборы и платежи от иностранных перевозчиков и платежи в бюджет от субъектов хозяйствования, осуществляющих придорожный сервис, составили около 140 млн. долларов (в лучшие времена этот показатель приближался к 250 млн. долларов). За 2004 год данных пока нет. Но если транзит упал на 40%, то и поступления от него должны уменьшиться на столько же, что составляет около 50 млн. долларов.

Почему?

Нынешняя, постоянно критикуемая в Европе и США, верховная белорусская власть вряд ли заинтересована в подобном развитии событий. Ведь не могут же наверху не понимать, что существующая сегодня форма борьбы с "контрабандой" не только подрывает международный авторитет страны и ее экономику, но и создает очень благодатную почву для коррупции, которая расцвела на таможне, как крапива в запущенном огороде. Это, видимо, все понимают.

Реализация конфиската - очень прибыльная статья доходов для участвующих в ней. При продаже конфискованного товара его цена на 10-20% ниже установленной рынком. Если этот товар не продан в течение 20 дней - цену разрешается опустить еще на 20%. В результате конфискат часто продается со скидкой до 50%. Доходит до абсурда: фирмы, у которых конфискован товар, сами его потом и выкупают. Это дешевле, чем вновь приобретать его по реальной цене. Такое случается, правда, редко. Чаще ходовой и дешевый конфискат приобретают фирмы, имеющие связи с высокопоставленными чиновниками. Например, сын бывшей управляющей делами президента Галины Журавковой купил по дешевке 8 конфискованных автофургонов.

Над государственными интересами зачастую превалируют интересы отдельных ведомств, которые с помощью конфиската улучшают свое финансирование.

В конфискации грузов, следующих через Беларусь, главную роль играет таможня. Именно ей перепадает половина полученного от реализации конфиската дохода. В год это около 40 млн. долларов. Видимо, за эти средства ГТК построил новые здания для своих таможен, технически обустроив и укомплектовав их лучше, чем в других странах СНГ.

Остальная прибыль от конфиската распределяется равными долями по 10% (по 8 млн. долларов) между республиканским бюджетом, Министерством по налогам и сборам, МВД, Главным управлением пограничных войск и Министерством юстиции.

Неудивительно в связи с этим выглядит статистика. Из 845 "конфискационных" дел, рассмотренных за два последних года судом Московского района Бреста, таможенниками проиграно лишь одно.

В изложенном прослеживается чиновничья и ведомственная заинтересованность.

Может, кто-нибудь подумает и о государстве?

Материал подготовлен при содействии ТМ "Агентство журналистских расследований" БАЖ и Датской ассоциации журналистов- расследователей