Перейти к основному содержанию

Главная      НОВАЯ ЛЕГЕНДА

НОВАЯ ЛЕГЕНДА

ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

ДОРОГА МОСКВА-ВЛАДИВОСТОК. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Итак, в предыдущем номере ЗР* мы благополучно миновали Самару и взяли курс на восток. От Самары до Октябрьского - 284 км и всего три заправки. Придорожный сервис скуден - планировать на этом участке ночлег или обед не стоит. [* По техническим причинам (сбой компьютера) в ЗР, 2004, N 11 материал "Новая легенда" был опубликован не полностью. Приносим читателям извинения и завершаем публикацию.]

Зацепив краешек Татарстана, въезжаем в Башкирию. Сразу же появляется отличный асфальт, чаще встречаются кафе, автомастерские и прочий придорожный сервис.

Далее - на Омск, но если двигаться по дороге М51 "Байкал" (М5 заканчивается в Челябинске), придется дважды пересекать границу с Казахстаном. Дело это хлопотное - очереди, заполнение множества бумаг, деньги за проезд. Чтобы избежать волокиты, про объезд лучше подумать заранее. Вариантов несколько: первый - через Красноуфимск, Ачит, Первоуральск, Екатеринбург и Тюмень. Миновав Сим, через 16 км поворачиваем налево, на Красноуфимск. Живописная дорога идет вдоль Уральского хребта. Подъемы и спуски плавные, загруженность минимальная. Сложный участок между Ачитом и Первоуральском. Дорожное полотно разбито вдребезги. Скорость не выше 30 км/ч. Но кафе, стоянки, шиномонтаж и авторемонтные мастерские встречаются довольно часто.

Второй маршрут - через Челябинск и Екатеринбург -изобилует затяжными подъемами и спусками, так что в гололед и снегопад здесь трудновато. Большегрузы буксуют на подъемах, а спуски раскатывают до блеска, поэтому зимой бывают заторы. От Челябинска до Екатеринбурга 234 км отличного шоссе с достойной инфраструктурой.

Третий вариант - миновав Челябинск, идти на Курган и далее на Тюмень. И здесь хорошая и не слишком загруженная дорога позволяет держать довольно высокую скорость. При въезде в Омскую область, возле поселка Зимино, переведите часы еще на час вперед.

От Омска до Новосибирска 650 километров ровной, как стрела, дороги. Населенные пункты чуть в стороне, да и тех немного. Интенсивность движения невысокая, знаков ограничения скорости почти нет. Скудна и придорожная торговля. Тем не менее голодным и без бензина не останешься - через час-полтора обязательно попадется и кафе, и АЗС. После Новосибирска дорога "Байкал" меняет свое обозначение на М53. Следующие 300 км от Новосибирска до Кемерова даются довольно тяжело. Дорога узкая, движение весьма интенсивное, множество знаков ограничения скорости и запрещения обгона. Время в Кемеровской области - плюс четыре часа к Москве.

К востоку от Кемерова дорога пустеет, ландшафт понемногу разглаживается, а после Ачинска становится и вовсе равнинным. Да и сама дорога шире и лучше. Транзитникам стоит обойти Красноярск с севера, не заезжая в город.

Далее, до Канска, скорость несколько падает -много грузовиков, подъемы, спуски. За Канском посвободнее, но дорога петляет по населенным пунктам. На обочинах пасутся коровы -существа, напрочь лишенные страха перед автомобилем, так что и здесь особо не разгонишься.

После Тайшета асфальтовая дорога чередуется со щебеночной, а перед Нижнеудинском и последняя в плачевном состоянии. Дальше до Тулуна будет получше, кое-где лежит свежий асфальт. Тулун - узловая станция. Отсюда идет дорога на Братск и вдоль БАМа до Тынды, откуда можно добраться до Сковородино. По крайней мере, якутский водитель "Газели" утверждал, что ему доводилось ездить этим маршрутом.

Иркутская область - плюс пять часов к московскому времени. Ближе к Иркутску интенсивность движения снова возрастает. Объездной дороги вокруг города нет, поэтому проходим его по указателю на Култук. Далее М53 переходит в М55 и идет к Байкалу через горные перевалы. Дорога тесная, движение оживленное, крутые повороты, спуски, подъемы. Бензин, еда, ночлег и прочие бытовые вопросы вполне решаемы.

М55 огибает Байкал с юга и некоторое время идет вдоль красивейшего гористого побережья. Отличное двухполосное шоссе загружено мало, и средняя скорость, несмотря на сложный рельеф дороги, получается высокой.

За Улан-Удэ и вовсе безлюдно. "Байкал" поднимается на тысячу метров над уровнем моря и идет на этой высоте почти до Читы (Читинская и Амурская области опережают Москву уже на шесть часов). Несмотря на относительную пустынность, заправки и закусочные встречаются довольно часто.

На фирменной станции "ЧитаСервисЛада" еще можно отремонтировать отечественную машину, но чем дальше на восток, тем заметнее ориентация сервиса на "японок" и "кореянок".

Асфальт обрывается через 138 км после Читы. Здесь начинается самый сложный участок маршрута Москва-Владивосток - трасса "Амур", Чита-Хабаровск.

Дорожное полотно отсыпано щебнем, местами укатанным "до бетона", местами же - камни размером с кулак только-только разровняли грейдером. В сухую безветренную погоду машина тянет за собой пыльное облако, и дистанцию приходится увеличивать до километра. Оптимальная погода для путешествия по "Амуру" - пасмурная, с мелким дождиком. Иного спасения от пыли нет. Основная трасса, хоть и строится довольно быстро, все еще изобилует объездами по местным дорогам. Инфраструктуры практически нет, заправки, шиномонтажные мастерские и автосервисы крайне редки, поэтому пара запасок и канистра с бензином обязательны. Ночлег - в машине или палатке.

ГАИ, медпункты, телефон можно найти только в населенных пунктах. Сотовые телефоны на большей части "Амура" бесполезны. Выручает Си-Би-радиосвязь. На ней во всех городах работают МЧС и службы спасения. Дальность при хорошей настройке - до 40 км. Общий канал для водителей в России -AM N 15 (27, 130 МГц).

Последний раз переводим часы (плюс семь часов к московскому времени) при въезде в Еврейскую автономную область. По этому же времени живут Хабаровский и Приморский края. Окончательно асфальт появляется только перед Биробиджаном и уже не прерывается до Владивостока. Исключения - ремонтируемые отрезки небольшой протяженности. Последний участок сложностей не представляет - оживленная дорога насыщена необходимой инфраструктурой. Однако, по возможности, лучше не ехать в темное время суток: большинство машин здесь японские, с "левосторонними" фарами - нещадно слепят встречных.

Итак, схема дороги Москва-Владивосток - в руках читателей. Но учитывая темпы строительства (особенно на участке "Амур"), она еще не раз потребует корректировки. Там, где ревели бульдозеры, завтра найдете отличное шоссе. А вместо обшарпанной бытовки с надписью "Кафе" - современный гостиничный комплекс.

Далее мы повторяем заключительный фрагмент текста, уже знакомый читателям (ЗР, 2004, N11, с. 252).

[Графические материалы:

Расположение объектов, км трассы: Самара - Уфа

Расположение объектов, км трассы: Уфа - Сим

Расположение объектов, км трассы: Сим - Красноуфимск

Расположение объектов, км трассы: Омск - Новосибирск

Расположение объектов, км трассы: Новосибирск - Кемерово

Расположение объектов, км трассы: Кемерово - Красноярск

Расположение объектов, км трассы: Красноярск-Нижнеудинск

Расположение объектов, км трассы: Нижнеудинск-Слюдянка

Расположение объектов, км трассы: Байкальск-Чита

Расположение объектов, км трассы: Чита-Амазар

Расположение объектов, км трассы: Амазар-Желтоярово

Расположение объектов, км трассы: Желтоярово-Хабаровск

Расположение объектов, км трассы: Хабаровск-Владивосток

Материал доступен в бумажной версии издания.]