На шаг к цивилизации
приблизились за последние годы торговля и общепит Волгоградской области
ТОРГОВЛЯ, пожалуй, единственная отрасль российской экономики, которая начиная с "перестроенных" времен не только не сбавила, а, наоборот, нарастила свои объемы.
Открываются новые торговые предприятия, растет товарооборот по всей стране. И Волгоградская область не исключение. Кстати, темпы роста товарооборота в Волгоградской области выше, чем в других соседних регионах, и даже выше, чем по России в среднем. О том, как удалось этого достичь, мы побеседовали с заведующей отделом торговли областного управления торговли и бытового обслуживания Н. У. ГОЛОВКИНОЙ.
- Надежно Уваровно, до недавнего времени было принято считать, что в рынок не надо вмешиваться. Он, мол, все расставит на свои места: отрегулирует количество предприятий, вытеснит с магазинных попок производителей некачественной продукции и т. д. А областные власти за последние восемь лет проявили немалую активность, в этот самый рынок вмешиваясь. Нарушаете, выходит, общеэкономические законы?
- Не нарушаем, просто по возможности помогаем рыночной стихии входить в цивилизованное русло. Конечно, обладминистрация не может напрямую управлять хозяйствующими субъектами, да это и не нужно. Однако координировать деятельность предприятий торговли, учитывая при этом интересы региона, всех его жителей, определять приоритетные направления в развитии потребительского рынка, создавать условия, стимулирующие торговлю, - это, на нош взгляд, прямая обязанность региональных властей. За последние восемь лет в торговле Волгоградской области произошли серьезные изменения. Она активно развивается. Но процесс идет не стихийно, а планомерно, в соответствии с Программой развития потребительского рынка Волгоградской области, которая утверждается коллегией обладминистрации каждые два года начиная с 1997 года.
- Каковы цели этой Программы?
- Прежде всего, обеспечение жителей области качественными товарами по доступным ценам, оказание при этом поддержки местным производителям; создание дополнительных рабочих мест в торговле и в сфере обслуживания вообще; внедрение современных торговых технологий и стандартов; повышение культуры обслуживания населения. А кроме того, увеличение доли налоговых поступлений в областной бюджет от торговых предприятий и сферы услуг,
- И что же из всего перечисленного удалось сделать
- Очень многое. Возьмем, например, товарооборот. В 1996 году он в области составлял 9,7 млрд. рублей и за последние семь лет вырос почти в семь раз - до 61,8 млрд. рублей в 2003 году. В первом полугодии 2004 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года товарооборот увеличился еще на 15,9 процента. А в целом по Рос-, сии темпы роста товарооборота - всего 11 процентов. В прошлом году и в первом полугодии 2004 года в соответствии с Программой развития потребительского рынка Волгоградской области был открыт 421 новый магазин, 151 предприятие общественного питания и 7 рынков. Вот и дополнительные рабочие места. Всего же в области функционирует свыше 11 000 предприятий розничной торговли и общественного питания, около 3000 предприятий оптовой торговли, более 2000 предприятий общественного питания, 129 рынков и около 90000 предпринимателей без образования юридического лица. В этой отрасли сегодня трудится свыше 130000. И их число постоянно растет.
- Что от их бурной деятельности имеет бюджет?
- Данных за 2004 год пока нет, но за прошлый год от предприятий торговли и общественного питания поступило налоговых платежей но общую сумму 2,2 млрд. рублей. По сравнению с 2002 годом рост на 28 процентов. Удельный вес налогов от этой отрасли в общих налоговых поступлениях составляет около 8 процентов. Торговля и общепит уже не первый год входят в первую тройку бюджетообразующих отраслей нашего региона. Однако, надо честно признаться, налогов могло бы быть гораздо больше. Резервы имеются: те же рынки, например, где работают тысячи предпринимателей и где крутятся огромные деньги. На
областных совещаниях об этом неоднократно велась речь. Но если во многих сельских районах области уже начали жестко контролировать деятельность рынков, сделали ее "прозрачной", и только одно это позволило намного увеличить поступления от рынков в казну, то о Волгограде такого, к сожалению, сказать нельзя. Хотя эти средства (по прогнозам, весьма приличные!) могли бы стать очень неплохим подспорьем для городского бюджета.
- А как насчет обеспечения жителей области качественными товарами, да еще местного производства?
- Районные и городские администрации, предприятия оптовой и розничной торговли прекрасно знают, какое внимание областные власти уделяют продвижению на рынок продукции местных производителей, . особенно продукции алкогольной. Это не только высокое качество, это еще и рабочие места, и налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Семинары-совещания на разных уровнях, "Дни качества" но предприятиях-производителях с приглашением туда представителей торговли, организация выставок-ярмарок, выездной торговли в сельских районах, благодаря которым товаропроизводители могут существенно расширить рынки сбыта, организация продажи товаров местного производство в кредит - это и многое другое делает и будет делать областное управление торговли. Но это вовсе не значит, что сами производители должны сидеть сложа руки, надеясь исключительно на "административный ресурс".
Одна из возможностей для товаропроизводителей реализовать свою продукцию без посредников - областная сельскохозяйственная ярмарка. Вот уже семь лет ее проводит областная администрация у Дворца спорта, и с каждым годом ее популярность растет как у горожан, так и у селян. К сожалению, время от времени начинают муссироваться слухи о закрытии ярмарки:
мол, не нужна она. Но это смотря кому. Такое количество посетителей ни одному городскому рынку, а тем более магазину, конечно, и не снилось. Конкурентам она и не нужна. Зато простые люди губернатора и обладминистрацию за ярмарку благодарят. Кстати, на ней представлена продукция практически всех местных производителей, включая предприятия легкой промышленности.
- Вы упомянули о рынках. Даже человек далекий от торговли не может не заметить: за последние восемь лет многие из них сильно изменились, причем в лучшую сторону.
- Мы тоже в этом убедились, объявив областной конкурс "Лучший рынок-2003". Подобное мероприятие в регионе проводилось впервые и вызвало очень широкий резонанс абсолютно во всех муниципальных образованиях. Этот конкурс не только заставил руководителей рынков навести в своем "хозяйстве" должный порядок, но и привлек к рынкам внимание властей всех уровней, доказав, что рынки могут быть очень прибыльной статьей дохода для муниципальных бюджетов. Кроме того, на основе публикаций о деятельности рынков - участников конкурса в "Волгоградской правде" мы выпустили брошюру и раздали руководителям всех рынков области. Там объединена вся интересная и полезная для них информация - берите и пользуйтесь чужим опытом.
А в этом году областная администрация провела конкурс и на лучший придорожный рынок, который показал, что и том стало гораздо больше порядка. Два года назад губернатор подписал постановление о системном подходе к возведению объектов придорожного сервиса, дабы они соответствовали не только всем санитарным нормам, но и современным архитектурным требованиям и правилам безопасности дорожного движения. Кроме того, в прошлом году мы совместно со специалистами Волгоградского торгово-экономического колледжа начали проводить в городах и районах области учебу для работников общепита, в том числе и придорожного. Активную позицию по наведению порядка на придорожных рынках заняли и районные власти. И вся эта деятельность дало результат. Сейчас в области появились уже такие предприятия придорожного сервиса (например, в Городищенском, Суровикинском районах), которые практически ничем не уступают лучшим западным образцам. Конечно, их
еще мало, но они есть, на них будут равняться другие. А именно этого, здоровой конкуренции, мы и добивались.
- Учебу, и не только, для работников общепита областное управление торговли практикует давно. Насколько мне известно, ничего подобного в других областях не проводится.
- Да, в этом направлении Волгоградская область действительно стала первой и пока единственной. Заняться этим нас жизнь заставила. В ношу сферу пришло много новых людей, не имеющих даже начального специального образования, с самыми поверхностными знаниями о торговле. Большие проблемы и у работников общепита: уровень их квалификации тоже крайне низкий, хозяева же "заведений" не хотят направлять своих сотрудников но учебу в областной центр: денег жалеют. Поэтому ежегодно начиная с 1998 года наше управление совместно с контролирующими органами и преподавателями учебных заведений начало проводить в городах и сельских районах области учебу для работников потребительского рынка. За это время учебно-методические занятия по вопросам организации роботы на предприятиях торговли и общепита посетило в общей сложности более 25000 слушателей от предприятий всех форм собственности. И в то, что торговля и общепит в Волгоградской области сегодня стали более цивилизованными, внесли свой вклад и эти занятия тоже.
- И напоследок, Надежда Уваровна, несколько слов о том, какие направления в развитии торговли и общепита областное управление считает приоритетными на ближайшие годы.
- На наш взгляд, такими приоритетными направлениями должны стать: работа по наведению порядка на рынках (в частности, по обеспечению "прозрачности" их деятельности), увеличение объемов продаж алкогольной продукции местных производителей, а кроме того, восстановление сети социально ориентированных предприятий общественного питания и обеспечение потребителей безопасной и качественной услугой питания.