ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ: КОГДА НА НАШИХ ДОРОГАХ ПОЯВЯТСЯ КЕМПИНГИ И ПРИЛИЧНЫЕ КАФЕ?
Есть такое выражение: "Америку построили вдоль дороги". Действительно, за границей вдоль автотрасс чего только нет! Через каждые несколько километров - мотели, уютные кафе и бары, банкоматы, душевые и даже срочные прачечные и химчистки, не говоря уж о туалетах, телефонных будках и пунктах техпомощи. К сожалению, вдоль наших дорог мы видим в основном лишь непролазные леса, грязные обочины, страшные бетонные остановки и сомнительные забегаловки с чаем в одноразовых стаканчиках да беляшами-чебуреками. Будет ли иначе?
ЕВРОПА НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРМИ?
Пермский край расположен сразу на двух континентах - по нему проходит географическая граница Европы и Азии. На границе Горнозаводского района и Свердловской области даже стоит посвященная этому обстоятельству стела. Так что Европа либо начинается с Пермского края, либо кончается тут. Очень хочется надеяться на первое.
Как бы то ни было, но "центровое" географическое положение нашего региона - причина того, что через Пермский край проходят большие транспортные потоки. Автодорога Москва - Екатеринбург, например, - часть Транссибирской автодорожной магистрали. Мы - важный транспортный узел: общая протяженность дорог Прикамья сейчас составляет порядка 10500 км. И если сами дороги в последнее время мы активно строим, ремонтируем и реконструируем, приближая их к европейскому уровню, то придорожный сервис на них остается крайне ненавязчивым.
Все мы знаем, какими неудобствами чреват обед в придорожной кафешке. Очень многие заведения, стоящие вдоль дорог, не соответствуют санитарным, экологическим и противопожарным требованиям. Что уж говорить о многочисленных очагах неорганизованной и сезонной придорожной торговли! Помните пирамиды из арбузов и дынь в клубах пыли? Исключение, пожалуй, составляют лишь автозаправочные станции, радуя глаз нормальной архитектурой, ухоженностью и удобными въездам и выездами. Что же мешает остальной инфраструктуре выйти на европейский уровень?
ДОРОГУ БИЗНЕСУ!
Понятно, что устройство в придорожной полосе приличных пунктов питания, гостиниц, пунктов телекоммуникационной связи, автосервисов и прочих благ цивилизации - это дело частного бизнеса. И первые ласточки уже появились.
- В ноябре 2005 года в Камской долине наша компания открыла кафе "Цыплята по-английски", ориентированное именно на автомобилистов, - рассказывает менеджер отдела развития компании "Алендвик" Денис ГОРБУНОВ. - Проект оказался успешным, и в мае этого года мы открыли второе такое кафе на трассе недалеко от Чусовского моста. Оба кафе "Chicken" расположены в комплексе с АЗС, что удобно людям. Обслуживание в обеих точках проводится в двух форматах: в кафе, куда можно зайти и посидеть за столиком, и через Тжно выдачи. Водитель может подъехать прямо к нему и, не выходя из машины, сделать и получить заказ в удобной фирменной упаковке. Все наши кафе работают по единым стандартам, а это гарантия качества. Так что мы уверены, что будущее именно за таким цивилизованным обслуживанием, будь то в городе или в дороге.
Кафе, магазинчик плюс заправка - это уже мини-комплекс. Однако оптимальный для всех вариант - если "под одной крышей" в комплексы сервисного обслуживания будут собраны самые разные виды услуг. Чтобы там можно было переночевать, помыться, привести в порядок одежду, отремонтировать машину, выйти в Интернет. В общем, хочется мотелей и кемпингов. Но бизнес устраивать их не спешит. Почему?
- Такой бизнес, как придорожные комплексы сервисного обслуживания, если делать все "по уму", требует очень серьезных начальных вложений, - считает частный предприниматель из Перми Павел Вострецов. - Это же затраты на капитальное строительство, коммуникации, оснащение... Стоянку, выезды асфальтировать. Да одно оборудование для автосервиса во что встанет! А точка общепита, гостиница... Людей надо подобрать, чтобы нормально работали, платить им хорошие зарплаты... По-моему, дело это хлопотное и затратное, а окупаемость этого бизнеса невысокая. Мне проще и выгоднее магазин в городе открыть. Вот была бы какая-то поддержка от государства, льготы по налогам или кредиты специальные, можно было бы подумать.
Действительно, а как власти поддерживают развитие придорожной инфраструктуры? Ведь государство напрямую в ней заинтересовано. Это же и имидж края, и налоги, и новые рабочие места, да и, наконец, просто комфорт в дороге для жителей и гостей региона.
- Сегодня в Пермском крае как раз готовятся проекты регионального Закона о поддержке малого и среднего бизнеса и Программы развития малого и среднего предпринимательства Пермского края на 2008-2010 гг., - рассказывает министр развития торговли и предпринимательства Пермского края Елена ГИЛЯЗОВА. - Сегодня мы находимся на этапе сбора конкретных пожеланий и предложений от предпринимателей из самых разных отраслей. Мы считаем вопрос развития придорожной инфраструктуры действительно значимым и прямо сейчас ждем от этого бизнеса пожеланий по мерам поддержки, которые бы действительно стали полезными для развития отрасли. Свои предложения можно прислать в Министерство торговли края через сайт www.mintorg.perm.ru.
Так что надежда на то, что автомобильные дороги Пермского края станут современными транспортными магистралями, у нас есть.
СПРАВКА "КП"
Комплексы сервисного обслуживания включают в себя здания и сооружения, предназначенные для отдыха, питания и ночлега водителей и пассажиров, а также сооружения для обеспечения транспортных средств топливом, смазочными материалами, техническим обслуживанием. Помимо гостиниц, магазинов и предприятий общественного питания, в комплексе располагаются автостоянки, комнаты отдыха, АЗС, телефон, салон гигиены (парикмахерская, душевые, прачечные и т.д.) и другие формы платных бытовых услуг.
Материалы подготовлены при содействии администрации губернатора Пермского края.