У СТОЛИЦЫ - ЯСНЫЙ ГОРИЗОНТ
Совсем недавно у Чебоксар появился новый Генеральный план. А это значит, что город заглянул на два десятилетия вперед и увидел в этом зеркале свое будущее. "Каков этот образ?" - спросили мы у заместителя главы столичной администрации, начальника городского управления строительства, архитектуры, перспективного развития и реконструкции Алексея Черкасова.
- Давайте начнем наш разговор с города сегодняшнего, - предложил Алексей Юрьевич. - Он занимает отнюдь не маленькую территорию - более 23 тысяч гектаров. А живет в нем 453,7 тысяч человек. Статистика свидетельствует, что за 30 лет столица Чувашии увеличила количество жителей более чем в 4 раза. К тому же расположение весьма выгодно: находится она на берегу "главной улицы России" - Волги. Помимо водной трассы, через город проходят крупные автомагистрали, связана столица 100-километровым ответвлением и с крупным железнодорожным узлом - г. Канаш. Прибавьте благоприятный климат, колоритный рельефный пейзаж, внушительный туристический, в том числе и бальнеологический потенциал - все это создает благоприятные условия для развития города и привлечения инвестиций.
- А еще Чебоксары славятся тем, что здесь строится большое количество жилья на душу населения.
- Сегодня в городе на человека в среднем приходится почти 18,5 кв.м общей площади. Согласно новому Генеральному плану метраж должен подрасти до 25 квадратов на чебоксарца. Поэтому город наращивает темпы возведения жилья. В последние годы в городе вводилось в строй в среднем около 160 тысяч квадратных метров. В 2004 году за счет всех источников финансирования построены жилые дома общей площадью 185,4 тыс. кв. м. А в 2005-м планируется ввести в эксплуатацию уже 213, 2 тыс. кв. м.
Новый Генплан столицы подчинен одной цели - создать благоприятную среду проживания для горожан и условия устойчивого развития для города. Далеко не все города в стране идут на дорогостоящую разработку таких основополагающих документов - генеральных планов, схем функционального использования территории населенного пункта и прилегающих к нему земель. В то же время развитие любого города невозможно без внедрения новой системы современного градорегулирования. В Чувашии это понимают. В республике разработана территориально-комплексная схема активного градостроения, учитывающая множество факторов. Это один из уникальных проектов в Российской Федерации.
- Насколько реализован предыдущий Генеральный план Чебоксар, принятый в 1985 году?
- Он был нацелен на масштабную застройку окраинных территорий. Город разрастался вширь, развивались новоюжный, северо-западный, юго-западный районы. Строительство велось по проектам, предполагающим возведение типовых серийных домов, так что простора для творчества было маловато. В то же время исторический центр оставался малозастроенным. Практически не учитывался экологический фактор, не принимались во внимание особенности ландшафта.
Новый Генплан, утвержденный Чебоксарским городским Собранием депутатов в декабре 2004 года, предписывает развитие города в пределах существующих границ. Первоочередное внимание уделено вопросам экологической безопасности и охраны природных территорий, сохранения исторического наследия, создания современных общественных, культурных и деловых центров. Предполагается решить проблемы транспортного и инженерного обеспечения, комплексного благоустройства, озеленения, ландшафтного, цветового и светового оформления города.
- Коренные преобразования наверняка предполагают и немалые затраты.
- Перспективы развития города - это вопрос привлечения инвестиций, так как ни один город мира не может развиваться только на основе своего бюджета. Значит, надо создать благоприятные условия для этого.
Канву Генплана составил комплексный градостроительный анализ всех городских территорий. Одним из важнейших направлений работы являлся выбор зон под жилищное строительство. Здесь учитывались положения "Правил землепользования и застройки г. Чебоксары", основанных на принципах правового зонирования (документ разработал московский фонд "Институт экономики города"). Сделано это для того, чтобы приглашаемые инвесторы заранее имели информацию о том, что и где можно строить.
В числе многочисленных плюсов и снятие лишних административных барьеров. Процесс предоставления земельного участка под строительство жилья зачастую занимал полтора года и больше. Сегодня, на основе "Правил землепользования и застройки", есть возможность существенно сократить процедуру предварительного согласования. Для застройщиков отпадет необходимость согласования актов выбора земельных участков, проектов границ, оформления земельных дел, сбора предварительных технических условий... Вся предварительная подготовка земельных участков под застройку будет оформляться Городским комитетом по управлению имуществом, с последующей организацией открытых торгов на право застройки данных участков.
- Если город не станет нарушать свои границы, значит, он пойдет по пути уплотнения уже существующей застройки?
- Городские территории станут использоваться более эффективно. В Генплане принята следующая структура жилищного строительства: индивидуальная застройка (коттеджи) - 10%; застройка средней плотности - 25%; застройка высокой плотности - 65%. Безусловно, новое строительство будет вестись не только на свободных территориях - их у города не так много, но и в уже обжитых кварталах. (К тому же коммуникации там уже проложены, что существенно его удешевит.) Уплотнение уже существующей застройки предполагает реконструкцию малоценного жилищного фонда. Многие старые дома, построенные в 50-60-х годах прошлого века, изменят свой облик - за счет надстройки дополнительных этажей, жилых вставок. Согласно Генплану, придется перепрофилировать и ряд производственных, коммунально-складских, гаражных зон в черте города. Подвинутся и коллективные сады - в центре столицы им не место.
Город уже меняется. Благодаря комплексной реконструкции, к примеру, преобразился ряд домов на ул. И. Франко. Выборочное уплотнение, модернизация зданий, в том числе с использованием мансард, реконструкция и капитальный ремонт инженерных сетей, современная отделка... Другое перспективное направление - так называемая самоокупаемая реконструкция, когда за обновление зданий берется инвестор, получая прибыль за счет прироста площадей - будь то расширение уже существующего или возведение нового дома. Один из первых примеров самоокупаемой реконструкции - реализующийся проект по пр. Ленина, 3, 5, 7. Новая пилотная многоэтажка с маневренным фондом уже построена, дело - за стареющими зданиями. И инвесторы потянулись: так, есть заявка на реконструкцию квартала в районе "Студенческого городка".
- Население тоже может участвовать в процессе строительства рублем - по мере возможности.
- В последнее десятилетие доля государственных инвестиций в жилищное строительство снижалась, при таком раскладе одним из актуальных направлений является ипотека - предоставление возможности приобретения жилья под залог недвижимости. Развитие ипотечного кредитования строительства жилья оказывает все большее влияние на увеличение его объемов. В институте ипотеки - огромный потенциал развития жилищного строительства и, прежде всего, для широких слоев населения.
- В связи с этим вопрос: всегда ли удается строить комфортно и одновременно дешево?
- Вряд ли можно добиться серьезного подъема жилищного строительства, если себестоимость квадратного метра будет неоправданно высока.
Сейчас цена квадратного метра на рынке нового жилья составляет от 15500 до 18000 рублей, вторичного - около 20000 рублей. При этом его себестоимость колеблется от 12000 до 15000 рублей - в зависимости от этажности жилого дома и технологии его возведения. Проблема очень серьезная, решать ее нужно, удешевляя строительство за счет современных технологий, выпуская новые стройматериалы.
В городе развиваются каркасно-монолитная, сборно-каркасная технологии строительства, возрождается крупнопанельное домостроение. При возведении жилья используется до 80% местного строительного материала. Осваиваются и различные энергосберегающие технологии - от утепления стен и использования стеклопакетов до квартирного индивидуального отопления и применения автономных мини-котельных.
- Появятся ли в городе новые трассы?
- Транспортный каркас столицы, безусловно, станет совершеннее. Отсутствие сегодня необходимых связей между районами города приводит к неоправданному увеличению нагрузок на основные магистрали. Как следствие, ухудшается экологическая и шумовая обстановка (особенно в центре города - взять, к примеру, перегруженные перекрестки улицы Гагарина и проспекта Ленина или же улиц Фучика и Б. Хмельницкого), а это, увы, не повышает интереса потенциальных инвесторов.
Решением станет строительство 30-й дороги (сейчас планируется приступить к проектированию ее этапа, который обеспечит связь центра с внешними транспортными магистралями), завершение автодороги Кабельный проезд - ул. Ленинского комсомола (первая ее очередь уже пущена, что позволило перераспределить грузовые потоки). Необходимо изыскать средства и разработать проект третьего транспортного полукольца, соединяющего все три района города... Работы здесь непочатый край.- В столице появилось немало красивейших сооружений. Построены такие символы города, как монумент Матери, железнодорожный вокзал...
- А сейчас ведется строительство речного причала города, чей облик тоже усилит его инвестиционную привлекательность, послужит развитию туризма. Однако, несомненно, портят лицо столицы ветхие постройки частного сектора, исторически разместившегося в центральной части города.
- Как быть с ветхим жильем?
- Его надо сносить. В 2000 году была принята программа переселения из ветхого жилфонд на 2000-2005 гг. В 2000-2004 годах планировалось переселить 902 семьи (более 2 тысяч человек). Однако на деле, практически без участия средств федерального бюджета (лишь 3470 тыс. рублей в 2003 году), за эти годы удалось переселить 163 семьи или 385 человек, что составляет 18,1%. Снесено и подготовлено к сносу 5,2 тыс. кв. метров ветхого жилья.
- Для развития города особое значение имеет и инженерная инфраструктура.
- В этой части городом также определены основные объекты, ведется работа по их строительству. В частности, разработан проект АГРС-3, строится подземный канализационный шахтный коллектор в микрорайоне "Университетский" (для отвода бытовых стоков новостроек Московского района). Планируется завершить строительство очистных сооружений ливневой канализации в центральной части города, что позволит качественно изменить экологическое состояние залива и города в целом, а также сохранить дорожное покрытие улиц. Выполняются работы по строительству арочной плотины - для перехвата поверхностных вод из микрорайонов "Волжский-1" и "Волжский-2". Произведен пробный запуск первой очереди комплекса по сортировке и переработке ТБО.
- А что принесет столице Год парков и садов?
- В рамках реализации Указа Президента Чувашии разработана и утверждена программа работ по благоустройству и озеленению города Чебоксары. Она направлена на улучшение экологического, архитектурно-художественного, эстетического и культурного облика городской среды и предусматривает разбивку новых и реконструкцию старых скверов и парков, озеленение и благоустройство защитных зон промышленных предприятий, парковок и автостоянок, обустройство цветников, капитальный ремонт газонов. И строительные организации не могут оставаться в стороне: каждый завершенный объект должен радовать глаз и изумлять фантазией.