Крутой подъем
Для многих москвичей катание на горных лыжах или сноуборде превратилось в модный атрибут здорового образа жизни. Владельцы подмосковных горнолыжных клубов и трасс неплохо зарабатывают на этом увлечении. Столичным горнолыжникам территориальная близость пригородных курортов обходится не дешевле альпийских.
Модой на горнолыжные курорты Россия обязана спортивным пристрастиям российского президента. Горные лыжи стали культовым видом спорта российской политической и бизнес-элиты с началом его президентского срока.
Увлечение этим видом спорта не ограничилось "русскими сезонами" в Куршавеле и австрийских Альпах. За прошедшие несколько лет почти все крупные компании заявили о своих намерениях инвестировать миллионы долларов в строительство горнолыжных курортов в России. Например, строительство недвижимости в горных районах Сочи в последние годы объясняется главным образом желанием "Газпрома" и "Интерроса" построить в Красной Поляне европейский горнолыжный курорт. В 2002 году компания "Роснефть" намеревалась вложить несколько десятков миллионов долларов в строительство спорткомплекса в Домбае. Однако многие из этих планов пока далеки от реализации, а основной интерес российских горнолыжников сосредоточился в австрийских Альпах и на трассах неподалеку от мегаполисов. По словам Михаила Мусинянца, генерального директора туристической компании "Эрцог", в прошлом сезоне российские туристические фирмы продали путевок на российские и зарубежные горнолыжные курорты более чем на $100 млн.
Москва горнолыжная
Конечно, с точки зрения природных ландшафтов российская столица уступает горнолыжным курортам Австрии, Италии, Швейцарии, Франции. Однако у подмосковных склонов есть свое объективное преимущество - территориальная доступность. В конце концов, не может же президент Путин каждые выходные кататься на лыжах в Куршавеле. Лыжный сезон в Подмосковье открывается в середине ноября и длится до конца марта. Как только российский президент начал осваивать лыжные склоны Дмитровского направления, появились инвесторы. С конца 1990-х количество склонов, трасс и горнолыжных клубов в пригородах Москвы начало быстро расти. Сейчас в черте города на лыжах катаются на Воробьевых горах, Крылатских холмах, возле станции метро "Нагорная", в Ясеневе, Бутове и Новопеределкине. В Подмосковье функционируют такие горнолыжные базы, как "Волен", "Степаново", "Планерная", "Сходня", "Сорочаны", "Яхрома", "Турист", "Клуб Леонида Тягачева", база в Красногорске и многие другие. По мнению Михаила Мусинянца, общий объем подмосковного рынка горнолыжного отдыха составляет сейчас около $15-20 млн в год.
Согласно данным исследовательской компании КОМКОН, горными лыжами и сноубордом в России увлекается около 350 000 человек. Причем значительная их часть проживает в Москве и Подмосковье. Эти люди хотят получать удовольствие от зимних видов спорта каждый уик-энд. Например, горнолыжный клуб "Сорочаны" за год посещают примерно 200 000 человек. "Только за последние два года спрос на зимние виды спорта в Подмосковье вырос на 50 - 60%", - говорит РR-директор компании Vesco Realty Максим Карапетов.
Дорогое удовольствие
Чтобы воочию убедиться в популярности горных лыж и сноубордов среди наших соотечественников, достаточно выехать в выходные дни в любой подмосковный горнолыжный клуб. Кроме толпы у подъемников "сюрпризом" для неофита станет стоимость катания и проката лыжного снаряжения. Лыжный спорт - дорогое удовольствие не только на многокилометровых склонах Альп, но и на подмосковных горках. Цены на немногочисленные подъемники колеблются от 30 до 650 рублей (в зависимости от количества подъемов, времени катания и дня недели).Покупая ски-пас (пропуск на подъемники) на час за несколько сотен рублей, горнолыжник или сноубордист успевает спуститься вниз в среднем пару-тройку раз, остальное время занимают очереди на подъемники. Комплект горного снаряжения в прокат обойдется в Москве от 500 до 3000 рублей в день.
По словам Максима Карапетова, ценовую политику на горнолыжных курортах Подмосковья диктует спрос, который пока значительно превышает предложение. Кроме того, цена билетов на подъемники - это своеобразный фейс-контроль. "Хороших горнолыжных клубов очень мало, поэтому, например, "Волен" или "Сорочаны" позиционируются как элитные услуги и стоят дорого", - говорит Карапетов. Некоторые эксперты считают, что стоимость ски-пасов на подмосковных трассах завышена. "Дневной абонемент в "Сорочанах" сравним по стоимости с абонементом крупнейшего горнолыжного курорта "Три долины" во Франции, который объединяет 200 подъемников и порядка 600 км трасс", - рассказывает Мусинянц. По его мнению, пока в Подмосковье есть возможность завышать стоимость ски-пасов, основной доход станут приносить подъемники, а не инфраструктура курорта, и клиенты будут вынуждены платить по европейским ценам за 500 - 700-метровые склоны и бугельные подъемники (бугель - крюк, прикрепленный к тросу, тянет лыжника по укатанной лыжне вверх).
Станислав Королев, генеральный директор ОАО "Красная Поляна", считает, что ценовая политика связана и с так называемой классностью горнолыжного курорта. Так, на Воробьевых горах катается в основном молодежь на "досках" (сноубордах). "Такая клиентура больше заплатит за билеты на подъемники, тогда как в респектабельных клубах "Волен" и "Сорочаны" основную прибыль "дает" инфраструктура", - считает Королев. Состоятельные клиенты требуют всего набора услуг горнолыжного курорта, который включает в себя отели, парковку, рестораны, раздевалки, профессиональный инструктаж и т.д. Например, цена номера в отеле или домика в аренду в таком клубе может достигать уровня четырех-пятизвездочного отеля. Поэтому при существующем спросе владельцам подмосковных горнолыжных склонов, не озабоченных созданием инфраструктуры, пока нет смысла удешевлять ски-пасы. Тем временем в мировой практике основную прибыль (отдачу от вложений) инвесторы получают от "окололыжной" инфраструктуры, а не от продажи билетов на подъемники. "Дело в том, что инфраструктура горнолыжных трасс развивается параллельно или после строительства подъемников и трасс. Поэтому на начальном этапе развития горнолыжного курорта или клуба, как, например в Подмосковье, основную прибыль будет приносить прокат оборудования", - утверждает Королев.
Сколько стоит курорт построить
По словам экспертов, строительство горнолыжных курортов в пригородах мегаполиса - золотое дно. "Если в Европе окупаемость такого курорта составляет порядка десяти лет, то в России при существующем спросе данный срок можно смело делить пополам. Горнолыжный курорт в Подмосковье может выйти на уровень окупаемости уже через пять лет", - говорит Мусинянц. По словам Карапетова, один подмосковный курорт (8 -10 спусков с трассами длиной 0, 5 - 1 км) может "собирать" за сезон $3-4 млн, причем в режиме основной нагрузки в выходные дни и праздники.
Вкладывая средства в горнолыжные трассы, инвестор тем самым повышает цены на землю и недвижимость рядом с ними. "Стоимость участков значительно возрастает благодаря близости к горнолыжному парку", - говорит Марина Маркарова, управляющий директор компании Blackwood. Строительство хорошего горного курорта со всей инфраструктурой в Подмосковье, где перепад высот не превышает 300 метров, обходится инвестору от $5 млн до $20 млн. Такой курорт обычно имеет 10 склонов, 5-7 подъемников, включая 1 - 2-кресельных. Стоимость подъемников варьируется от нескольких десятков тысяч до нескольких десятков миллионов долларов. По утверждению Станислава Королева, кресельный подъемник можно купить менее чем за миллион долларов, тогда как стоимость маятникового устройства может доходить до $20 млн. Бугельный подъемник стоит совсем недорого -от $50 000. В среднем подмосковная горнолыжная трасса имеет три-четыре бугельных и один кресельный подъемник. "Это набор, позволяющий запустить горнолыжный комплекс и развивать его дальше", - утверждает Королев. Остальные средства уходят на создание инфраструктуры трассы и ее обслуживание.
На сегодняшний день самый дорогостоящий "пригородный" курорт "Сорочаны" обошелся инвестору, группе "Итера", примерно в $40 млн. По словам заместителя генерального директора курорта Максима Отчерцова, начальные инвестиции в строительство "Сорочан" составили около $25 млн. Сейчас на склонах горы установлено два кресельных и три бугельных подъемника (среди них единственная пока в Подмосковье четырехместная кресельная дорога). "Обслуживание оборудования и инфраструктуры парка "Сорочаны" ежегодно обходится в сумму около $1, 5 - 2 млн", - говорит Отчерцов.
Яхромской "Волен" обошелся инвестору в $12 млн. На сегодняшний день в "Волене" 13 трасс и 5 подъемников (из них сейчас работают только два). Новая трасса в "Степанове" - с перепадом высот 110 метров и длиной 1000 метров - оборудована кресельным подъемником.
Мигрирующие Альпы
Несмотря на инвестиционную привлекательность, девелоперы не спешат застраивать Подмосковье горнолыжными трассами по ряду причин. В первую очередь, ресурс строительства лыжных склонов в Подмосковье очень ограничен. Почти все профессиональные клубы этого направления находятся в районе Дмитровского шоссе. По словам Сергея Елисеева, директора департамента маркетинга и рекламы компании "ИНКОМ-Недвижимость", в отличие от равнинной Новой Риги и лесистой Рублевки холмы и каскады водохранилищ Дмитровки делают это направление единственным пригодным для оборудования горнолыжных склонов. Кроме того, Дмитровское шоссе хорошо освещено и заасфальтировано. А как считает Станислав Королев, освещенность и транспортная доступность - необходимые условия для организации горнолыжного курорта. Однако, несмотря на все удобства этого направления, такие инвесторы как, например, "Газпром" или "Русский алюминий", появились на Дмитровке только после того, как на тамошних склонах полюбил кататься российский президент. По мнению некоторых участников рынка, увлечение "президентским" спортом, скорее всего, временный фактор, поэтому мода на горнолыжные курорты на Дмитровке не продлится далее 2008 года. Дальновидные инвесторы решили, что будет достаточно одного-двух элитных клубов, чтобы обеспечить модные уик-энды политической и бизнес-элиты, а остальные продолжат кататься на импровизированных горках, гордо именующих себя горнолыжными трассами. Кроме того, даже у президента могут измениться вкусы. Например, недавно "Газпром" и "Северсталь" вместе с петербургским банком "Россия" заявили о намерении инвестировать $50 млн в строительство горного курорта на Карельском перешейке в Ленинградской области. Холдинг "Интеррос" получил в аренду 429 га земли в Красной Поляне и подтвердил свои намерения вложить $100 млн в строительство горнолыжного курорта. Еще недавно руководство холдинга отказывалось от участия в проекте из-за жестких требований местных властей вложиться в обустройство инфраструктуры района.
***
ЦЕНОВУЮ ПОЛИТИКУ НА ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ ПОДМОСКОВЬЯ ДИКТУЕТ СПРОС, КОТОРЫЙ ПОКА ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВЫШАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ