Перейти к основному содержанию

Главная      Общество

Общество

ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ХРОНИКА ЗАТАИВШЕГОСЯ ОПОЛЗНЯ

Форс-мажорные обстоятельства и человеческий фактор

И.БАЯНДУРЛУ, Ч.МИКАИЛ-ЗАДЕ

Отрицательный результат, как известно - тоже результат, и именно он указывает на то, что в нашем азербайджанском обществе давно пора задуматься над выбранной моделью обустройства,

"облагораживания" столицы (читай - архитектурно-исторического геноцида), которая дошла до своего апогея и теперь уже не просто пробуксовывает, а подводит нас к широкомасштабной беде, где, кстати, виновных доискаться будет невозможно.

Такая последовательность рассуждений возможно и подсказала бы кому-то отказаться от этой модели, пусть даже вступившей в действие. Но только не нашему азербайджанскому чиновнику. Он прекрасно понимает, что имеет дело с неподготовленным к сопротивлению человеческим материалом.

Понимает он и другое - долготерпение народа, его умение переносить собственное горе, и потому с хорошей миной при плохой игре начинает делать все, что угодно, но только не то, что нужно. Он использует неприкрытую ложь, отчего начинаешь ощущать себя человеком, в чьих жилах течет холодная кровь мудрого мученика и т.д. К сожалению, таков результат сегодняшнего "можно" (как того советского "нельзя"), уже доведенного до абсурда.

Оползень - это не рядовое проявление форс-мажора природы, а вторжение, насилие, ложь и алчность человека, наделенного властью. Об оползне, происшедшем на проспекте Нариманова, говорится много и разное, принимаются даже вызывающие горькую улыбку "косметические" меры (посадка саженцев почему-то посреди тротуара вдоль дороги), что еще больше вызывает сомнение в справедливости заявлений главы города Г.Абуталыбова о безопасности строительства.

Что же происходит на самом деле?.. Нам неизвестны все аргументы "за" и "против", которых, по всей видимости, было более чем достаточно на заседании членов Госкомиссии. Мы не знаем и процентного соотношения доводов. Но мы точно знаем, что наш чиновник при равно поделенном мнении (50 на 50) все равно не остановится, а продолжит (рассчитывая на молчаливое согласие граждан) "гнуть свою линию". Правда либо не будет до конца высказана, либо будет утоплена в недрах Госкомиссии... Так было всегда в нашем бывшем советском, ныне демократическом обществе.

Одако среди них находятся и такие, которые, сойдя с "незажженного костра", все же говорят - "а все-таки земля крутится". Именно такое лицо (по понятным причинам пожелавшее остаться неназванным), достаточно близкое к многочисленным кругам мэрии, и несколько зарубежных специалистов, поделились с нами действительным положением дел с оползнем. Итак...

1.Предмет рассмотрения: подверженная сдвижкам пластов (оползням) территория. Строительная деятельность может осуществляться в любых геологических условиях. Современная строительная технология и материалы позволяют строить в условиях повышенной сейсмичности, карстов, оползней, вечной мерзлоты, заболоченности и т.д. Однако в каждом конкретном случае должны предусматриваться специальные мероприятия, обеспечивающие безопасность конкретного строения и окружающих его сооружений и ландшафта.

Несомненно, на участке, отведенном компании "Интепе", строительство вести было можно. Но предварительные мероприятия, проведенные здесь, оказались недостаточными: они не обеспечили сохранение структуры грунтов (пластов), в результате чего произошла сдвижка прилегающего к скалистым слоям суглинка, потянувшего за собой верхние пласты песка и супесей. Усугубило ситуацию наличие подпочвенных вод, происхождение которых объясняется как передовой практикой хозяйствования, так и наличием пластовых вод.

Поэтому в первую очередь следовало бы соорудить по верхней кромке проспекта Нариманова дренажную систему глубокого залегания, дабы обеспечить сбор поверхностных и подпочвенных вод. Это несомненно предотвратило бы намокание глинистых грунтов, их последующее сползание. Только после этого можно было сооружать подпорную стену, желательно с контрфорсами, а затем уже приступать к заливке фундаментной плиты.

До выполнения дренажной системы вести работу крайне опасно. Устранение канализационных вод из подвала 5-этажного дома, расположенного на верхней отметке 2-й террасы бакинского амфитеатра, не решит проблемы этого участка. Таких домов в том районе огромное множество, не говоря уже о массиве самостроек практически не канализованных.

Но сегодня, когда грунты уже потревожены, вести здесь строительство высотных зданий вызывает тревогу.

2) Предмет строительства: многоэтажный жилой комплекс.

Из уст руководства города не раз прозвучало, в порядке оправдания, что участок был отведен еще в 1995 году Рафаэлем Аллахвердиевым. Начнем с того, что в те времена компания "Интепе" намеревалась застроить эту территорию коттеджными домами террасного типа. Такое строительство, разумеется, более соответствовало бы естественному ландшафту местности и не оказывало бы на территорию большой техногенной нагрузки.

Во-вторых, известно, что срок действия любого распоряжения, если оно не осуществлено, - два года, по прошествии которых все архпланустановки и технические условия подлежат обновлению.

В-третьих, в первые же часы своего пребывания в должности главы исполнительной власти Гаджибала Абуталыбов отменил все предшествовавшие распоряжения чуть ли не со времен Ширваншаха Халилуллаха, тогда как к этому отнесся трепетно и нежно.

И, наконец, известно: то, что происходит на площадке сегодня, санкционировано уже новым руководством города. Более того, по его рекомендациям проект переработан, и не в лучшую, с точки зрения градостроительной композиции, сторону.

3) Предмет конфликта: безопасность жильцов прилегающих территорий, будущего жилого комплекса и коммерческие интересы застройщика.

Впредь, как бы не складывались обстоятельства в дальнейшем, жильцов прилегающих к участку строительства домов никто и никогда не сможет убедить в их полной безопасности. Они всегда будут жить в психологически напряженном состоянии и будут настаивать на том, чтобы строительство не велось.

Любую попытку кого бы то ни было убедить в обратном можно смело рассматривать как заведомую ложь, ибо подобную гарантию дать может только Всевышний.

Учитывая большое влияние компании "Интепе", разрешение на дальнейшее строительство она, скорее всего, добъется. Именно поэтому высокая комиссия так долго работает над заключением. Оно должно быть универсальным - с одной стороны не вызывать недовольство застройщика, а с другой - исключить ответственность за возможное ЧП.

При всем этом в сложившихся условиях (учитывая неблагополучный имидж территории) под серьезное сомнение поставлена коммерческая успешность проекта. Думается, что не много найдется даже беспечных людей, которые решатся приобрести жилье на "действующем вулкане", к тому же по далеко не низкой цене.

Чтобы не показаться занудливыми жалобщиками, попытаемся ответить на вопрос: "что же вы предлагаете?"

Таким образом осмелимся представить вниманию общественности родившиеся в результате опроса специалистов рекомендации, которые представляют из себя следующее:

- выполнить необходимый комплекс работ по инженерной подготовке территории;

- отказаться от строительства многоэтажных домов;

- вернуться к рассмотрению первоначального намерения строительства коттеджей террасного типа;

- отказаться от строительства вообще, территорию благоустроить и озеленить.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ХРОНИКА ЗАТАИВШЕГОСЯ ОПОЛЗНЯ

ОДНОГО ТОЛЬКО ЗАКОНА НЕДОСТАТОЧНО

Гражданскую ответственность еще никто не отменял

Е.ГОДЖАЕВА, Л.ГАДЖИАГАЕВА

Обязательное экологическое страхование, то есть механизм защиты окружающей среды и человека от нежелательного воздействия со стороны промышленных объектов, к сожалению, сегодня в должной мере не понимается нашим обществом и по существу до сих пор не принято.

А между тем в его существовании заинтересованы практически все. Это и владельцы потенциально экологически опасных объектов, и рядовые граждане, которым этот потенциальный вред может быть причинен... Но если во втором случае все достаточно ясно - закон защищает права населения, то в первом - собственники промышленных объектов восприняли документ всего лишь как еще один налог.

Однако это не совсем так, и если б гражданское самосознание и более банальная забота о собственной безопасности в Азербайджане находились на достаточно высоком уровне, то уже несколько инцидентов привели бы к тому, что предприятия сами страховали бы свои экологические риски. Достаточно вспомнить только один пример: после того, как американские ученые выяснили, что пыль асбеста (неизбежная при некоторых видах производства), оседая в легких, провоцирует раковые заболевания, все предприятия этого профиля были завалены судебными исками (даже по случаясь сорокалетней давности) и были вынуждены выплатить колоссальные денежные компенсации. И если б в Азербайджане имело бы место обращаться по каждому поводу в суд, а последние, в свою очередь, выносили бы справедливые решения, то работодатели сами бы обращались к страховым услугам, обеспечивая возмещение по рискам.

Но пока что у нас подобного не происходит. И именно поэтому не действует закон "Об обязательном экологическом страховании". Напомним, что он был утвержден президентом республики в марте 2002 года. На даже при том, что в процессе обсуждения законопроекта в парламенте величина тарифных ставок по этому виду страхования была сильно занижена под давлением все тех же самых предприятий, по-прежнему для того, чтобы продать им "экологический" полис, агентам страховых компаний приходится очень и очень постараться.

Напомним, что закон преполагает страхование экологических рисков, предусматривающее ответственность страховщика за риски, связанные с загрязнением окружающей среды:

- страхование ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов из танкеров и загрязнение ими вод и побережья;

- страхование ответственности за ядерный ущерб, причиненный третьим лицам в процессе мирного использования ядерной энергии;

- страхование ответственности за загрязнение грунтовых вод, земли и воздуха;

- страхование ответственности за ущерб от горнодобывающей деятельности и т.д.

Далее, данный документ основывается на действующих нормах природоохранного законодательства государства. Цель страхования - покрытие убытков предприятия, связанных с необходимостью возместить ущерб, который понесли третьи лица в результате загрязнения окружающей среды, явившегося следствием деятельности промышленного объекта.

Непосредственно объектом страхования экологических рисков являются прямые и косвенные убытки, связанные с причинением вреда здоровью и собственности третьих лиц; судебные затраты и расходы, произведенные страхователем для уменьшения размеров убытка.

Обычно в объем страхового покрытия входят только случаи загрязнения окружающей среды, связанные с авариями, исключая заранее запланированные выбросы, а также убытки, связанные с преднамеренными действиями страхователя.

Если неблагоприятный экологический инцидент все же произошел, то при причинении вреда жизни и здоровью (подразумеваются увечье, болезнь, нетрудоспособность, смерть), страховое возмещение выглядит следующим образом: расходы на погребение определены в размере не более десяти минимальных размеров оплаты труда; также возмещаются полностью расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение, посторонний уход и т.д; выплачивается заработок, которого лишился потерпевший вследствие нетрудоспособности; часть заработка, которого в случае смерти потерпевшего лишились нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие право на получение от него содержания.

В целом, этот документ призван регулировать права и обязанности субъектов обязательного страхования рисков, наносящих экологический ущерб. Он определяет основные условия и правила страхования гражданской ответственности объектов потенциальных экологических рисков за загрязнение окружающей среды, нанесение вреда имуществу и здоровью населения.

Напомним, что в перечень субъектов закона включены предприятия, являющиеся потенциальными источниками экологического риска. Согласно законопроекту, эти структуры разделены на три категории - повышенной, средней и невысокой опасности, и страховая сумма, хотя и может устанавливаться страховщиками, но для каждой из них не должна составлять менее 150 тыс. условных финансовых единиц, 20 тыс. у.ф.е. и 10 тыс. у.ф.е., соответственно.

В данном документе оговорено, что экологическое страхование не предусматривается при возникновении страхового случая в местах проведения военных действий, при выбросе или распространении вредных веществ, забастовках, гражданских конфликтах, диверсиях и других форс-мажорных обстоятельств. В других случаях страховщик может отказаться от осуществления страховых выплат, если при заключении контракта страхователь не оповещает компанию о предполагаемом риске; если происшествие не считается, согласно законодательству, страховым случаем; если страхователь не использовал всех имеющихся возможностей для предотвращения страхового случая.

Необходимость действия этого закона объясняется увеличением числа проектов, наносящих ущерб экологической обстановке в стране. Данный документ, как уже говорилось выше, должен был повысить гражданско-правовую ответственность природопользователей за причиненный ущерб природной среде в результате аварии на предприятии.

И дело даже не только в том, что с введением в действие закона "Об обязательном экологическом страховании" создалась инструментальная база для выплат и компенсаций и, собственно, обеспечено их финансирование. Сами предприятия должны будут получить более точную картину экологической опасности, которая может возникнуть в результате их деятельности.

Этому будет способствовать сам факт заключения соглашения со страховой компанией, эксперты которой обязаны предельно точно оценивать потенциальные риски. При этом нет оснований для опасений, что предприятие, положившись на то, что при несчастном случае убытки будут возмещаться не из их собственных средств, будут небрежнее относиться к контролю за экологической безопасностью своей деятельности.

Напротив, другая заинтересованная сторона относится к свои гражданским обязанностям, так сказать, спустя рукава. В данном случае, мы имеем в виду именно население, которое всеми правдами должно защищать себя и отстаивать свои права на проживание в экологически чистом мире. К сожалению, сейчас практически каждый гражданин Азербайджана равнодушно проходит мимо мазутных пятен на земле, замечает нефтяные разливы в море только после того, как испачкает свой купальный костюм, равнодушно пожимает плечами, проходя мимо срубленных из-за ведущейся стройки деревьев и покупает земельные участки, на которых счетчик Гейгера начинает стрекотать как сумасшедший. А ведь спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И никто, кроме нас с вами, не должен заботиться о нашем же здоровье.

Понятно, что население само должно стать более активным в принятии решений по экологическим вопросам. И пусть ежедневно судебные органы занимаются рассмотрением исков к промышленным предприятиям до тех пор, пока они не перестанут наносить вред окружающей среде и нам с вами. Ведь одного только закона, а значит только государственного контроля недостаточно. Наблюдать, бороться и требовать просто обязан каждый гражданин страны.

ОДНОГО ТОЛЬКО ЗАКОНА НЕДОСТАТОЧНО