Нева еще такого не видала
Строители гарантируют, что новый вантовый мост простоит без ремонта сто лет
С большим интересом прочитал в номере от 16 декабря репортаж Ирины Кедровой о том, как Владимир Путин открыл вантовый мост через Неву - первый неразводной мост Северной столицы. По оценке президента, этот мост "подтверждает не только то, что живы лучшие традиции отечественной инженерной мысли, но и то, что школа эта успешно развивается". Хотелось бы узнать подробнее о том, как строилось это уникальное сооружение.
Владимир ФЕДОРЧУК
ОМСК
Он особенно красив в ночное время. Подобно огромному парусному кораблю мост недвижимо застыл меж невских берегов. В ярких лучах подсветки взметнулись ввысь пилоны-мачты с туго натянутыми вантами-стропами. Такое ощущение, что первый же порыв ветра наполнит паруса, и вся громада двинется по реке, рассекая волны.
Первый питерский вантовый мост внешними очертаниями совсем не похож на своих чугунных собратьев, соединяющих берега Невы. По парадности он не сравнится с творением Эйфеля - Троицким мостом и державным величием Дворцового, массивностью и тяжеловесностью моста Петра Великого... И все же девятый по счету мост через Неву в Санкт-Петербурге притягивает взгляд своей легкой, изящной конструкцией, которая естественно вписалась в окружающий ландшафт, а возвышающиеся по берегам пилоны высотой 126 метров уже получили название восточных городских ворот.
На вершину пилона можно попасть двумя путями - по лестнице, смонтированной внутри гигантского сооружения, и на специальном лифте, который чем-то напоминает корзину воздушного шара, скользящую по одной из стенок металлической конструкции - эдакой огромной букве "А", которая, если смотреть на нее снизу, как будто самой вершиной упирается в облака.
В путешествие на вершину пилона меня взял с собой монтажцик Александр Кузьмин. Тяжелая металлическая дверь лифтовой клети с грохотом закрылась. Издавая пронзительный звук, заработал электродвигатель. Клеть дернулась и, дребезжа и звеня всеми своими металлическими частями, начала подниматься вверх. Буквально через минуту мы очутились на высоте тридцати метров - эстакадной части мостового перехода.
Непродолжительная остановка, чтобы осмотреть русловой пролет. На проезжей части моста установлен разделительный барьер. Строители утверждают, что это временное сооружение, и будет оно существовать до 2010 года, когда рядом с имеющимся мостовым переходом возведут еще один вантовый мост, "зеркально" повторяющий уже существующий. Это будет, по сути, единый комплекс с восемью полосами для проезда транспорта. Пока же движение будет осуществляться по двум полосам в каждом направлении. Поэтому в целях безопасности осуществляется четкое разделение магистрали.
Вантовый мостовой переход через реку Неву - самое сложное и масштабное инженерное сооружение в составе строящейся кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга.
Лифт продолжал свое медленное скольжение вверх. Взору открывалась удивительная панорама: белые стропы-ванты держат русловой пролет моста протяженностью 382 метра. Картина поистине потрясающая. А ведь все это сделано рабочими руками!
И вдруг я услышал голос Кузьмина:
- Люблю тебя, Петра творенье.
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
На высоте сто двадцать шесть метров монтажник читал Пушкина! Строки из "Медного всадника" тут же подхватывали порывы ветра и несли над Невой. Мы с Кузьминым находились на вершине самого высокого городского сооружения, каким является пилон вантового моста. Внизу, вдоль Невы, протянулась Северная столица с ее дворцами, храмами, шпилями Адмиралтейства и Петропавловской крепости. А выше нас было только небо. Чтобы выразить свой восторг, монтажник заговорил стихами...
Спустившись на "грешную землю", встречаюсь с Игорем
Квашниным, руководителем Санкт-Петербургского филиала ОАО "Мостоотряд-19", выступившего генеральным подрядчиком на этой стройке, и начальником строительства моста Михаилом Фроловым.
Их рассказ о том, как возводился мост, начинается со вполне определенной даты -15 апреля 2001 года. Именно тогда в торжественной обстановке был дан старт бурению скважины для первого буронабивного столба левобережной опоры под пилон, начат отсчет времени возведения моста. На митинге руководители Росавтодора, проектировщики и строители говорили, в частности, о сложности проекта, который предстояло выполнить.
- Классический способ строительства вантовых мостов, - пояснил Игорь Квашнин, - это возведение пилона, на который затем попарно крепятся ванты и к ним уже блоки и балки жесткости. Сроки строительства вантовых мостов, подобных Невскому, безусловно, гораздо больше двух лет. Это если следовать классическому варианту сборки. В данном случае пришлось отступить от привычных схем. Мы хотели сдать объект к 300-летнему юбилею города.
Началась сборка пилона, а на берегу появились специальные подмости - стапели. На них, независимо от строительства русловой части моста, велась сборка берегового пролета, который затем закрепили вантами. Это давало огромный выигрыш во времени. На глазах формировался, становился реальностью новый мост над Невой.
- На объекте, - вступил в разговор Михаил Фролов, -одновременно работало семьсот специалистов. И примерно столько же на правом берегу Невы.И тут произошел сбой. Подвело строителей финансирование. В 2002 году средства на строительство моста почти не выделялись. Дирекцией по строительству транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга были пересмотрены графики его ввода. Срок сдачи в эксплуатацию отодвигался на сентябрь 2005 года. Строители хорошо знают, что сулят подобные переносы. Мост грозил перекочевать в число долгостроев.
Но этого, к счастью, не произошло. Прежде всего потому, что наладилось финансирование. К тому же мостовики шли на значительные траты. Порою задолженность заказчика перед ними достигала порядка одного миллиарда рублей. Но эти затраты оказались оправданными.
Строители завершили монтаж вант и их натяжение. Их общий вес составляет 1000 тонн. Вантовая часть моста составляет 994 метра. Монтаж руслового пролета длиною 382 метра выполнялся специальным деррик-краном грузоподъемностью 180 тонн. Нынешний год стал для мостовиков, как говорили в былые времена, по-настоящему ударным. На левом берегу практически завершено строительство эстакады длиной 1163 метра с пролетами от 42 до 72 метров. Введена в эксплуатацию полноповоротная трехъярусная транспортная развязка с проспектом Обуховской Обороны. Общая длина съездов и двух въездов - по две полосы движения каждый - 1676 погонных метров. Пролетные строения - сталебетонные. Пандусы - монолитные подпорные стены длиною 550 метров.
28 мая нынешнего года был выполнен "золотой" стык. Берега Невы в створе Запорожской улицы и Уткиной заводи соединились. С этим событием мостовиков тепло поздравила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Она лично проинспектировала "золотой" стык.
Известно имя первого, кто воспользовался постоянно действующей переправой через Неву, - Наталья Беняковкина, нормировщик девятнадцатого мостоотряда. На праздник, каким стал для мостовиков "золотой" стык руслового пролета, она приехала из Твери с дочерью и внуком. Ночевать остались у коллег по работе, живущих на правом берегу Невы. К пяти утра 29 мая ей нужно было на левый берег, где она оставила автомобиль, чтобы вернуться по свободной от машин дороге к себе домой. Но из-за большого скопления транспорта таксист не сумел проскочить по Володарскому мосту, который ночью сводят на непродолжительное время. Тогда Наталья Сергеевна попросила, чтобы их отвезли в Уткину Заводь. По лестнице она и члены ее семьи поднялись на мост. Рабочие не поверили, увидев свою нормировщицу на мосту с сумками в руках и семилетним внуком. В мостоотряде шутят: "Если губернатор Валентина Матвиенко первой дошла до "золотого" стыка на середине руслового пролета, то наша Наталья Беняковкина первой по мосту прошла".
А теперь вернемся к беседе с руководителями стройки. Игорь Квашнин и Михаил Фролов рассказали, что помимо самого строительства моста на левобережной развязке будет сооружен закрытый пешеходный путепровод. Перенесены городские инженерные коммуникации на сумму, превышающую 1, 5 млрд. руб. Одних новых водоводов большого диаметра построено около 10 километров.
Михаил Фролов пошутил, что за время работы его специалистам только метро не пришлось переносить. Хотя тоннельный отряд метростроевцев тоже принимал участие в строительстве коллекторов большого диаметра.
Будет также выполнена инженерная защита жилых территорий, находящихся рядом с новым участком КАД. Это шестиметровые шумозащитные экраны с шумопоглощающими вставками по эстакадам.
Но главное, первый пусковой комплекс строители ввели в эксплуатацию не в сентябре 2005 года, а в ноябре нынешнего. Автомобилистам обеспечен удобный, постоянный, круглосуточный проезд с проспекта Обуховской Обороны на Октябрьскую набережную. Началась новая история питерских мостов - неразводных.
Теперь о сроках службы моста. Как заверил Игорь Квашнин, без капитального ремонта он простоит 100(!) лет. Так что не только нам, но и следующему поколению петербуржцев посчастливится любоваться и пользоваться для проезда мостом, воздвигнутым нашими современниками.