Перейти к основному содержанию

Главная      "Полуторка" и "японский" мост

"Полуторка" и "японский" мост

Александр Игоревич Беликов, директор елизовского подросткового центра "Россия" , - человек все-таки незаурядный. Забот у дяди Саши, как называют его воспитанники, хватает с избытком: вовсю идет учебный год, работают многочисленные, разбросанные по всему району клубы и спортивные секции. Не прекращается и поисковая деятельность, причем иногда воспитанники клуба "Автомотостарины" отыскивают совсем уж невероятные вещи...

На берегах реки Быстрой

- В этих местах мы уже бывали два года назад, искали технику, - рассказывает Александр Игоревич. - А сейчас получили информацию о том, что в районе п. Карымай есть слегка разобранный "ЗИС-5". Якобы видели эту машину три года назад.

23 октября мы с 12 ребятами на двух машинах - "УАЗе" и "Ниве" - отправились в однодневную экспедицию. Дорога далась нелегко. Местность пересеченная, проселок - сверху - грязь, снизу - лед, крутые спуски, овраги... Настоящий "Кэмэл-троффи" , гонки с препятствиями. Немного понервничали, но все остались живы-здоровы.

- Риск - благородное дело... А "ЗИС" нашли?

- Прибыв на место, мы прочесали все в радиусе нескольких километров, но машины (в том виде, как надеялись) не обнаружили, только некоторые запчасти. Может быть, ошиблись с местом, там очень много дорог, и заблудиться легко даже с картой. Зато нашли мы старый, 40 - 50-х годов постройки, недостроенный мост на р. Быстрая. По некоторым сведениям, его возводили пленные японцы, - возможно, хотели тянуть автомобильную ветку на побережье. Если смотреть по карте, место выбрано удачно, да и само сооружение очень основательное. Огромные бетонные сваи по обоим берегам, а на левом совсем готовая ферма, целый пролет. Ни одного моста такой категории сложности на Камчатке я лично еще не видел.

Мост не достроен: нет середины. Трудно сказать, почему - может быть, смерть Сталина помешала его закончить... Информации, к сожалению, у меня немного, желательно было бы навести справки. В любом случае, это одна из забытых ныне страниц истории нашей Камчатки и очень интересная.

Справка "В"

Восполнить пробел я попросил директора елизовского музея политической географии В. С. Шевцова. Вот что он рассказал.

- После разгрома в 1945 году расположенных на Курильских островах японских гарнизонов их личный состав был интернирован. Значительная часть пленных попала на Камчатку, где они были помещены в нескольких концлагерях. Один концлагерь был расположен в п. Березняки (Елизовский район). Другая группа военнопленных японцев работала в бухте Турпанка (территория г. Вилючинска). И, наконец, существовал третий объект: тот самый недостроенный мост через р. Быстрая в Большерецком районе.

В 1997 году, работая в одной из плановых экспедиций в отрогах Срединного хребта, я обследовал антропогенные ландшафты по правому берегу в районе моста. По моим сведениям, именно там некогда располагался концлагерь, имелось и несколько захоронений японских военнопленных. Судя по имеющимся на мосту датам (сделаны они при помощи сварки) начало его строительства следует отнести к 1942-1944 годам. Отсюда можно предположить, что начинали возводить мост не японцы, а наши заключенные.

Если же говорить о самой цели постройки, необходимо вернуться несколько назад. Перед войной на территории Камчатской области строился мощный укрепрайон. Были сделаны приемопередающие радиоцентры, развернуто несколько корабельных артиллерийских батарей на восточном побережье. Укреплялось также и западное, - все это делалось на случай высадки крупного японского десанта. Всем строительством стратегического назначения руководил Н. М. Пегов, секретарь Хабаровского крайкома ВКП (б): Камчатка в то время входила в состав Хабаровского края.

По мосту можно было быстро перебросить войска в район Кихчика и еще севернее - территории эти тогда практически не охранялись. Концентрация войск для отражения возможной японской агрессии - лишь одна из причин. Другое предназначение моста - гражданское: доставка различных грузов из устья реки. Надо сказать, что в 30-е годы в тех местах был построен совхоз им. Блюхера, велась разведка золоторудного шахтного месторождения.

И, наконец, есть еще одна версия, уже послевоенная. После подписания акта о капитуляции Японии в 1945 году отношения между СССР и США стали быстро ухудшаться, а в канун испытания атомной бомбы недавние союзники уже были откровенными врагами. Один из возможных ударов по США Сталин планировал нанести в районе Аляски. Камчатка же играла в этих стратегических планах роль плацдарма - опять-таки для концентрации войск. Возможно, именно тогда, на последнем этапе строительства моста, в нем участвовали японские военнопленные...

Звонок в редакцию

Одна из последних публикаций в газете "Вести" о работе подросткового центра "Россия" прибавила Александру Игоревичу хлопот, на сей раз приятных: в редакцию позвонил один из читателей.

- Николай Федосеевич - так зовут этого человека - пенсионер и заядлый грибник, - рассказывает А.Беликов. - Однажды он гуляя по лесу, случайно набрел на старую машину. Марку не знает, но техника явно "доисторическая". Информацию необходимо было срочно проверить, и мы поехали на место находки. Николай Федосеевич участвовал в нашей блиц-экспедиции проводником. Место оказалось довольно далеко - порядка 70 км от Петропавловска, но главное не в этом. Мы были шокированы тем, что нашли: машина представляет собой историческую ценность. Это "ГАЗ-АА" , образца 1932 - 1938 гг. , знаменитая "полуторка" военных лет. Автомобиль грузоподъемностью 1, 5 тонны (не путать с "ЗИС-5" , это совсем "другое кино"). Кстати, насчет кино: все, наверное, хоть раз смотрели фильм "Место встречи изменить нельзя". Помните хлебный фургон, на котором ездила банда "Черная кошка"? Это и есть "ГАЗ-АА".

Как автомобиль попал в то место - загадка. Версий у меня две, и обе - с криминальным оттенком: или "полуторку" просто угнали и бросили, или она была похищена и затем разобрана на запчасти.

Можно было бы ее забрать, но помешал пошедший как раз в тот день сильный снег. Кроме того, и сами детали (круглые крылья, фрагмент кабины, рама и прочее) оказались глубоко ушедшими в землю, заросли травой, да и примерзли, вдобавок. Раритет решили оставить "на десерт" - приедем за ним будущей весной или в первые летние дни.

Конечно, такого, чтобы мы нашли машину целой, в сборе, не случалось ни разу. Собирать ее приходится буквально по кусочкам.

Поэтому я обращаюсь к землякам. Если у кого-то из вас пылятся в гараже ненужные запчасти от доисторической техники, звоните нам в ПЦ "Россия" по тел. 2-15-95, или по электронному адресу: e-mail: stooder@. ru Мы будем очень благодарны.