Автозаправочный бизнес. Нехватка конкурентов
Некоторые нюансы развития автозаправочного бизнеса
Рынок АЗС в большинстве регионов Украины далек от насыщения - строительство автозаправок не поспевает за ростом автомобильного парка. Зачастую на одной трассе на сравнительно небольшом отрезке мирно уживаются до десятка АЗС, но при этом жесткой конкуренции между операторами рынка не ощущается.
В последнее время количество как грузовых, так и легковых автомобилей в Украине резко возросло. Среди основных причин роста - общемировая тенденция увеличения роли автотранспорта и рост благосостояния украинских граждан. В результате количество автомобилей увеличивается в геометрической прогрессии, что порождает дополнительный спрос на инфраструктуру, обслуживающую автомобильный транспорт - автосервисные центры и заправочные станции. Сегодня можно говорить о буме в автозаправочном бизнесе.
***
Время мелких сетей проходит
В настоящее время автозаправочный бизнес в Украине переживает стадию концентрации в рамках нескольких крупных сетей. Вот уже около четырех лет на рынке происходит постепенное вытеснение из сферы розничной торговли нефтепродуктами мелких дилеров либо их поглощение крупными сетями АЗС. Каждая из таких сетей представляет собой "розничную" часть вертикально интегрированной компании,
имеющей мощности по добыче и переработке нефти. Как правило, автозаправочная сеть формируется на базе одного из производителей нефтепродуктов в Украине либо крупного их импортера. Таких производителей несколько.
В первую очередь это Лисичанский НПЗ; его владелец - Тюменская нефтяная компания (ТНК), недавно объединившаяся с одним из крупнейших мировых нефтяных конгломератов "Бритиш Петролеум". На сегодняшний день сеть автозаправочных станций ТНК является крупнейшей в Украине. При этом ТНК активно продвигается практически по всей стране. Особой интенсивностью отличается ее экспансия в регионы, где дешевизна бензина для потребителей является одним из самых важных факторов.
Активно расширяют свои автозаправочные сети также "ЛУКойл", "Укртатнафта" и НК "Альянс", владеющие соответственно Одесским, Кременчугским и Херсонским НПЗ. Все больше усиливает свое присутствие на* рынке и НАК "Нафтогаз Украины", реализующая, в частности, бензин, производимый на Шебелинском газоперерабатывающем заводе.
Таким образом, можно предположить, что в ближайшее время на украинском рынке останется лишь пять-шесть крупнейших операторов автозаправочных сетей, которые одновременно являются и производителями нефтепродуктов. В связи с этим Украина столкнулась с необходимостью создания национальной вертикально интегрированной нефтяной компании, которая могла бы задавать тон на рынке розничной торговли нефтепродуктами. Кроме того, лишь крупные структуры способны создать автозаправочный бизнес на надлежащем уровне.
Строительство современной автозаправочной станции требует огромных капиталовложений (не менее $800 тыс.), основная часть которых должна расходоваться на обеспечение безопасности на АЗС. К тому же в Украине (особенно в столичном регионе и на оживленных магистралях) в последнее время резко вырос спрос на автозаправки, предлагающие своим клиентам комплексное обслуживание. Таким образом, мелкая фирма не имеет возможности организовать заправку на современном уровне.
В Европе обычная АЗС на транзитной магистрали, помимо торговли горючим, выполняет еще целый ряд сервисных функций. В частности, свои услуги клиентам предоставляет расположенная рядом с АЗС автомойка, а также мотель либо кафе. Под эти объекты необходимы дополнительные земельные угодья, поэтому такие автозаправки размещаются обычно не в городской черте, а за пределами населенных пунктов. Украина постепенно подтягивается до европейского уровня, что позволяет ожидать бума строительства современных АЗС. Первый этап - концентрация автозаправочного бизнеса в рамках нескольких вертикально интегрированных компаний - практически уже завершен.
Становится очевидным, что конкурентная борьба между операторами автозаправочного бизнеса лишь начинается. Сегодня они еще выступают единым фронтом в деле расширения сетей, поскольку изначально заинтересованы, чтобы заправок в Украине было как можно больше и разрешение на строительство не встречало никаких преград со стороны властей или общественности. Тем не менее в ближайшем будущем конкурентная борьба неизбежно обострится. И тогда автозаправочные сети будут пытаться поймать друг друга на тех или иных нарушениях при строительстве и эксплуатации автозаправок.
***
Издержки развития сети АЗС
Темпы строительства автозаправок на территории Украины - в числе самых высоких в Европе. Но наряду с этим при строительстве АЗС зачастую допускаются грубейшие нарушения, которые могут привести к серьезным авариям, а также техногенным и экологическим катастрофам.
Большинство автомобильных дорог в Украине строились в советское время и были рассчитаны на ограниченный поток автомобилей. Места под будущие АЗС также проектировались с учетом специфики тогдашней действительности. В конечном итоге вдоль трасс, особенно в Киеве, крупных городах и густо заселенных пригородах, практически не осталось площадок, пригодных для строительства АЗС и тем более - соответствующих всем требованиям экологической и пожарной безопасности.
В последнее время компании возводят АЗС везде, где есть свободные строительные площадки, зачастую грубо нарушая существующие нормы. А между тем автозаправка должна находиться, в частности, не менее чем в 100 метрах от ближайших жилых домов, детских садов, школ, больниц, магазинов и др. Примерно такое же расстояние должно быть между АЗС и скоростной железной дорогой. При строительстве автозаправочной станции должно учитываться также расположение высоковольтных линий электропередачи, нефте-, газо- и других продуктопроводов. Недопустимо строительство АЗС вблизи охраняемых лесных массивов, в зоне отдыха, а также вблизи водоемов, в водоохранной зоне рек и там, где близко к поверхности залегают грунтовые воды. Таким образом, под строительство автозаправок пригодны не все свободные земельные участки, а те, которые пригодны, нуждаются в длительной экологической экспертизе.
Вышеуказанные ограничения зачастую не учитываются, в первую очередь из-за того, что на основных транспортных магистралях существует огромный спрос на новые АЗС. В Киеве это касается прежде всего центральных районов города и примыкающих к ним магистралей, ведущих на мосты через Днепр. Недостаточно обеспечены автозаправками и выездные магистрали города, в частности, Харьковская, Одесская, Житомирская, а также Обуховское шоссе. В вышеназванных районах в последние месяцы наблюдается бум строительства автомобильных заправок, что ведет к необратимым экологическим последствиям. Кроме того, коренным образом изменяется историко-культурный ландшафт Киева и его окрестностей.
Так, еще недавно на всем пути следования от Харьковской площади до аэропорта Борисполь не было ни одной АЗС. В настоящее время на этой трассе их более десятка и активно строятся новые, для чего вырубается лес в пригородной лесопарковой зоне Киева.
Известна также своей скандальной историей автозаправочная станция, расположенная в самом начале киевского жилого массива Троещина, которую построили в опасной близости к жилым домам, линии электропередачи и трамвайной линии. В 2002 году жители окрестных домов протестовали против строительства заправки и даже перекрывали магистраль, ведущую с Московского моста на Троещину. Тем не менее АЗС все равно построили. Спустя некоторое время здесь должна появиться и вторая автозаправочная станция.
Еще один громкий скандал был вызван строительством АЗС на Столичном шоссе в непосредственной близости к скоростной железной дороге Киев - Днепропетровск. Эта АЗС строилась на подведомственной "Укрзализнице" территории, на которой вообще не допускается строительство промышленных или хозяйственный объектов (менее 20 метров от железнодорожного полотна). Сооружение в непосредственной близости от железнодорожного полотна такого взрывоопасного объекта как АЗС представляет собой нарушение всех норм пожарной безопасности (поезд "Киев Днепропетровск" развивает скорость около 140 км/час, при которой из-под стыков колес летят искры). В то же время хозяева АЗС упорно добивались ее открытия, из-за чего возник острый конфликт между ними и Министерством транспорта.
Правила экологической и пожарной безопасности не всегда соблюдаются и при эксплуатации автозаправок. В частности, это касается соблюдения требований к укомплектованию АЗС современными средствами пожаротушения. Станция должна располагаться примерно в 10-15 минутах езды от ближайшего пожарного депо. В то же время сами нормы пожарной безопасности давно устарели и не соответствуют интенсивности работы теперешних автозаправочных станций. Техника пожарной безопасности на современных АЗС должна соответствовать международным нормам, а не устаревшим советским.
Не стоит также забывать, что автозаправка представляет объект повышенного экологического загрязнения. В последнее время на данный аспект, к сожалению, обращается мало внимания. Между тем регулярная утечка горючего с АЗС приводит к тому, что грунт под заправками буквально перенасыщен нефтепродуктами. Постепенно эти нефтепродукты просачиваются все глубже и в итоге попадают в грунтовые воды. Контроль состояния грунтовых вод в окрестностях АЗС, к сожалению, не ведется.
Третьей немаловажной проблемой является несоответствие АЗС традиционно сформировавшемуся историко-культурному ландшафту той или иной местности. Как известно, большинство заправок в Киеве, особенно в районах, прилегающих к центру, абсолютно не вписываются в единый городской историко-архитектурный ансамбль. В связи с этим Киев постепенно теряет свое неповторимое лицо.
Концентрация сети автозаправок в руках нескольких крупных корпораций вряд ли облегчит борьбу за соблюдение всех правил и норм их эксплуатации. Высокая рентабельность автозаправочного бизнеса и острая нехватка АЗС - вот те более чем весомые аргументы, к которым прибегают хозяева автозаправочных станций, отстаивая свои "права" на всевозможные ухищрения. Несомненно, со временем, после насыщения рынка, операторы автозаправочного бизнеса неизбежно столкнутся с необходимостью приведения деятельности АЗС в соответствие с международными нормами.