НА ПУТИ ТРАССЫ - БЕРЕЗОВАЯ РОЩА
Москва стремительно меняет облик. Строительство идет столь интенсивно, что в считанные месяцы городские кварталы изменяются до неузнаваемости. Впрочем, есть вообще целые районы в Северном округе, которые давно превратились в одну гигантскую стройплощадку.
Разумеется, жить в условиях перманентного строительства вряд ли понравится даже отъявленным романтикам башенных кранов и тяжелой бульдозерной техники. Тем более если строительство идет хаотично, без четкого плана и сколько-нибудь внятных перспектив. Именно такая ситуация сегодня сложилась в Хорошевском районе города. И многие жители считают ее по меньшей мере ненормальной.
С коренными жителями Хорошевского района согласны и депутаты муниципального собрания. Тем более что многие из них сами прожили в районе всю свою сознательную жизнь, и им отнюдь не безразлично, во что превратится их любимая Хорошевка в результате столь бурной строительной деятельности. Вот, например, что думает по этому поводу депутат районного собрания Татьяна ЕРЕМЕЕВА, коренная москвичка, сорок лет прожившая в районе Хорошевки:
- Если говорить о строительстве в районе, то ряд моментов вызывает у нас искреннюю тревогу и озабоченность. На мой взгляд, налицо явный и ничем не обоснованный крен в сторону жилой застройки. Судите сами. Недавно в Чапаевском парке выросло огромное здание Триумф-паласа - 130 тысяч квадратных метров жилья. За последние пять лет полностью застроен и заселен огромный 58-й микрорайон, прилегающий к Ходынке. Там возведено 250 тысяч квадратных метров жилья. Сейчас застраивается все Ходынское поле - это еще 450 тысяч кв. м коммерческого жилья. Недавно к нам пришли из Министерства обороны согласовывать очередной план застройки на 200 тысяч кв. м. жилья на территории
Центрального спортивного клуба армии. Кроме того, в районе Ходынки планируется застроить еще пять гектаров, один из домов будет принадлежать труппе Театра Станиславского.
Наконец, развернут грандиозный коммерческий проект на транспортной развязке возле станции метро "Беговая". Здесь планируется выстроить аж три высотных жилых здания. Самое любопытное заключается в том, что окна многих квартир в этих домах будут выходить аккурат на Третье транспортное кольцо, а сама эстакада пройдет буквально в нескольких метрах от здания. Да и грунты в этом месте, как выяснилось, не приспособлены для возведения столь серьезного объекта. В котловане постоянно стоит вода, ее просто не успевают откачивать. Тем не менее разрешение на строительство жилья в этом месте получено, стройка идет полным ходом.
Если все это суммировать, получается интересная картина: из пяти млн. кв. м жилья, которые ежегодно возводит город, чуть ли не 25 процентов принадлежит Хорошевскому району. Связано это с тем, что Москва сейчас резко пересмотрела жилищную политику. Центр города уже давно не имеет резервных площадей, а потому долгое время интенсивно застраивались Жулебино, Бутово и другие периферийные районы. Однако строительство в центре - дело, как известно, выгодное. Поэтому наш "особо приближенный к центру" район, который долго дремал, в последние три года начал интенсивно застраиваться. Ничего плохого в этом, разумеется, нет. Беда в том, что строительство ведется с перекосом.
Что такое, к примеру, 130 тысяч квадратных метров Триумф-паласа, втиснувшихся в сложившуюся застройку? Ландшафт нарушен, транспортные и социальные проблемы не решены. В районе практически не осталось муниципальных детских садов. Да, предлагают выстроить два детских сада на 90 мест каждый и две школы, но это проблемы не решает. Району нужны резервные площади для решения социальных проблем - строительства школ, детских садов, магазинов и т. д. Откровенно говоря, если бы мы имели открытый проект застройки района, то могли бы участвовать в его корректировке и решать многие вопросы с учетом интересов не только города, но и района. Но на все наши запросы о перспективном плане развития района Москомархитектуры отвечает, что такого плана нет. Парадокс: район превратился в большую стройку, а перспективного плана нет. То есть никто не знает, что именно и где будет построено, каким будет облик нашего района, скажем, через пять или десять лет.
Между тем район Хорошевки был застроен жилыми зданиями малой этажности еще в 1940-е годы. Многие из них за прошедшие полвека пришли в негодность и нуждаются либо в сносе, либо в радикальной реконструкции. Так вот, никакого перспективного плана относительно старого жилья тоже не существует. Мы ничего не знаем, например, о предстоящем сносе ветхих зданий. А у нас полно пятиэтажек. Попадают ли они под программу сноса "хрущевок" - неизвестно. И нам, депутатам, жители часто задают вопрос: что будет с кирпичными пятиэтажками и блочными двенадцатиэтажными зданиями? Ответить мы не можем, потому что сами ничего не знаем. Будущее района окутано завесой тайны.
Несмотря на то что вкладываются большие средства в новое развитие, денег на ремонт уже существующего жилого фонда практически не выделяется. У нас есть дома, которые по 40 - 50 лет не ремонтировались (капитально). Это улица Куусинена, 19, Хорошевское шоссе, 13, корп. 3, и другие. Создается впечатление, что их специально доводят до состояния обветшалости, чтобы жители сами разбегались кто куда. Потому что жить в домах, где все течет, невозможно. Получается жуткий дисбаланс: с одной стороны, мощное строительство, где 70 процентов возводимого жилья идет на продажу, а с другой - нет средств на ремонт уже имеющихся зданий.
Сегодня происходят, например, такие вещи. На небольшом пятачке (30 на 40 метров) выросли два 14-этажных дома. Они практически лишены дворов, а окна выходят на проезжую часть. Более того, лишились дворовых территорий и соседние дома. В результате такого уплотнения дети остались без дворов: выходя из подъездов, они практически сразу попадают на проезжую часть. С двух сторон - внутриквартальные проезды, впереди межквартальныи проезд и всего три квадратных метра жизненного пространства вокруг дома. С точки зрения закона да и здравого смысла, строить здесь нельзя. Однако место это, видимо, лакомое, и дома выстроили в обход всех возможных норм и правил.
Другой вопрос: кто скупает жилье в Хорошевском районе? По нашим данным, в 58-м микрорайоне, например, скуплено все, но заселено от силы 30 - 40 процентов. Проезжая вечером мимо жилых домов, видишь огромное количество пустых, темных окон. Удивительная ситуация: стоимость в полторы-две тысячи долларов за кв.
метр жилья москвичам не осилить. Однозначно, что квартиры скупает весь СНГ, заработавший деньги на золотодобыче, алмазах, нефти... Им всем хочется иметь жилье в столице, хотя бы просто как перевалочный пункт. Итак, богатые иногородние граждане активно скупают квартиры в Хорошевском районе, зато коренные жители вынуждены ютиться в обветшавших зданиях без какой-либо ясности относительно ближайшего будущего.
Особая тема - Триумф-палас. Глядя на этого монстра, невольно хочется спросить: ведет ли там кто-нибудь техническую инспекцию строительства? Потому что лично наблюдала, как подвыпившие строители лезли на леса. С точки зрения культуры строительства ведется все просто ужасно. Этот монолит с навариваемым железобетонным каркасом уже в течение двух лет усугубляет экологическую обстановку в районе. Строители ухитрились белый облицовочный камень шлифовать по месту укладки. Когда они это делали, вокруг высотки стояло гигантское силикатное облако. И так продолжалось до тех пор, пока мы не написали письмо санитарному врачу нашего округа, после чего эти работы прекратили. И это, увы, не единственное нарушение. Для строительства столь крупных объектов нужны систематическая инспекция и жесткий контроль. Этого, к сожалению, нет.
Теперь что касается экологии. Что такое миллион квадратных метров возведенного жилья? Это значит увеличение в полтора-два раза населения района, а значит, и числа автомобилей. Решен ли вопрос с парковками и стоянками? Пока нет. Согласно современным нормам все возводимые дома должны иметь подземные гаражи. Беда, однако, в том, что в нашем районе строить подземные гаражи нельзя - сплошные карсты и плывуны. У нас вообще очень неблагополучная геоподоснова. В результате гаражи выносят на первый этаж, а вокруг дома образовывают гостевые стоянки. В итоге все дворы забиты машинами. Это - тупик. Если мы будем уплотняться и дальше, то мы просто-напросто задохнемся. У нас уже сейчас стоят Ленинградка, Хорошевка. Если не решить транспортную проблему, передвигаться по району на автомобиле скоро вообще будет невозможно.
В районе есть единственный природный объект: небольшая березовая роща - 30 с лишним гектаров. И сейчас, чтобы решить проблему транспортных развязок на Ходынке, через нашу березовую рощу собираются прокладывать автомобильную дорогу. В результате мы просто лишимся последнего кусочка зелени. И районное собрание, и управа - все единодушно восстают против этого. А город говорит: "Надо, иначе Ходынка не разъедется". Но почему ради решения ходынской проблемы нужно уничтожать единственный островок живой природы в районе? Мы считаем, что березовую рощу нужно сохранить. Это символ нашего района. Если ее сейчас прорежет четырехполосная магистраль, роща такой техногенной нагрузки не выдержит.
Как видим, массовое жилое строительство порождает и массу проблем. И решать их нужно уже сейчас, иначе район, обладающий неповторимым колоритом, превратится в безликое нагромождение железобетонных коробок, совершенно не приспособленных для нормальной жизни.