Выкупи землю и строй что хочешь?!
По мнению авторов нового Градостроительного кодекса, этот принцип позволит обустроить всю страну Публично заявлено о скором выходе в свет нового документа, регулирующего градостроительство в нашей стране. Вне всякого сомнения, он нужен. Необходимость его создания диктуется причинами юридического, экономического и социального характера. В последние годы появилось много новых законов, влияющих на развитие строительного процесса. Назрела проблема снижения уровня бюрократического административного давления в этой отрасли. Возросла роль гласности, информированности населения обо всех изменениях в градостроительной среде. Однако разработчики кодекса делают акцент совсем на иной причине. По их мнению, он должен стать основой для создания рынка доступного жилья. Дескать, нужно убрать с его пути всяческие препоны - ограничения, правила, нормы, бросить клич о выкупе земли всеми, кто хочет строить, и тогда рынок все расставит по местам - в стране развернется поистине массовое строительство. Новый документ ставит застройку населенных пунктов с ног на голову. Главенство над территориями получает не градостроительный, а землеустроительный кодекс. А должно быть все наоборот. Именно градостроительство первично в застройке городов и поселков. А уж за ним следуют имущественные отношения, отвод участков. Сегодня этот принцип нарушается по всей странам теперь еще и закрепляется законодательно. Стараниями чиновников от правительства и депутатами Госдумы. Понятно, почему на лобное место они выводят земельные отношения. Землей проще заниматься. Нарисовал границы участка - и готово. Это легко. Но сложно для архитектора, проектировщика. Ведь их ставят в тесные рамки, уже определенные отводом земли. А они должны смотреть и мыслить шире. По композиции, по функции здания, по масштабу. Чтобы будущий объект гармонично вписывался в существующую среду, не нарушал этические и эстетические нормы. По здравой логике, землей нужно заниматься только после подготовки проекта. Как один из негативных примеров - строительство станции технического обслуживания автомобилей в Зареченском районе Тулы. Проекта еще и в помине не было, а границы участка уже определили - забор стоял месяца два. Проект рисовался под купленное место и для жителей близлежащих домов, понятно, оставался котом в мешке. Пока не началось строительство станции. Вот тогда-то зареченцы и пришли в ужас. Посреди самой привлекательной в районе улицы Пузакова, по соседству с церковью, под боком старого кладбища расположилось специфическое промышленное предприятие. Ради него вырублен не один десяток многолетних деревьев, скрывавших кладбищенские оградки от взора горожан. Ради него, как говорят очевидцы, при рытье котлована и установке опорной стенки не церемонились со старыми могилами. Из-за него частные дома оказались в опасной близости от опасного соседа. Решение неудачное. Такие объекты должны выноситься на окраины города, возводиться на въездах в населенный пункт. Но деньги владельцем предприятия уже вложены, все оплачено и проплачено. Попробуй поверни стройку в обратную сторону. Станция техобслуживания никак не вписывается в уже сложившийся ландшафт улицы. Но решение по застройке - по существующему закону - принимает каждое муниципальное образование самостоятельно. По своему усмотрению и разумению. И не всегда берет в расчет тот факт, что город имеет промышленные, складские, жилые зоны. По каждой из них существуют свои регламенты, которые расписывают, что в этих зонах можно строить, а что ни за какие деньги нельзя. Если "вольный" вариант кодекса пройдет, то наши города и веси захлестнет подобная дикая застройка. Самые разные по профилю, высоте, окраске объекты появятся в самых разных местах. Это приведет не просто к хаосу, но разрушит уже сложившуюся инфраструктуру, не создав нормальной новой. Представьте, что все торговые точки пожелают разместиться в центре города. Детские сады вынесут на его задворки. Скверы застроят игорными домами, ночными клубами или банями с сауной и прочими удовольствиями. Под стенами кремля построят конюшни. А по всему городу разбросают автозаправки, автостоянки. Впрочем они и так уже держат Тулу в глубокой осаде. Далее, документ не обеспечивает гарантии социального качества и безопасного развития территории. Дело в том, что в его разработке не участвовала ни одна профильная российская организация, среди авторов кодекса не числятся и архитекторы. В итоге вместо документа, обязанного регулировать отношения в градостроительстве, получим мину замедленного действия. Законопроект не содержит положений об экологической безопасности новостроек. Под топор отдаются любые участки. Будьте заросший бурьяном пустырь или березовая роща, место отдыха целого микрорайона. Статистика говорит: только в этом году в нашей стране совершено 9 тысяч экологических преступлений. Строительный беспредел повлечет за собой резкое снижение качества работ, а значит, и качества жизни. Никто не будет застрахован от разрушения здания, возведенного на скорую руку, с оглядкой на авось и на небось. Инвесторы станут стремиться к одному: как можно быстрее освоить средства, вложив их в недвижимость. То есть будут не торгуясь скупать привлекательные участки и строить то, что принесет им несомненный доход. Даже если такие объекты в городе в избытке, даже если они уродуют его. А как же, спросите вы, уверения разработчиков, что кодекс поддержит программу доступного жилья? Да никак. Пустые слова. Никто из инвесторов не станет заниматься социальным жильем, если есть возможность строить дорогое и дорого продавать его. В принципе стопроцентно нормальных документов не бывает. Для одних - хороши. Для других - плохи. И все-таки в областной архитектуре надеются, что в окончательный вариант кодекса войдут поправки и дополнения, предложенные Союзом архитекторов России. К слову, областной департамент строительства и дорожного хозяйства, не дожидаясь федерального законодательства, параллельно готовит региональный закон о градостроительной деятельности. Он более приближен к реальной жизни - главенствующая роль в нем отведена именно градостроительным отношениям. Именно архитектура должна быть хозяином застройки. Специалистам виднее, что и где должно строиться, каким быть городу, микрорайону, улице. А чтобы грамотно руководить процессом, разработчики закона предлагают создать на всех уровнях - от области до муниципального образования - комитеты по градостроительной политике. Согласна с местными архитекторами: кодекс - не догма, а база, основа. Его можно и нужно расширять, конкретизировать положения, включать новые нормативные акты. И тем самым приводить в соответствие со здравым смыслом и реалиями жизни. Жаль только: те объекты, что уж заняли не свое место, как зареченская станция техобслуживания, так и останутся "бельмом" в городской застройке.