Вице-мэр Волжского Михаил Кубанцев: «Развитие - главная примета города»
Нынешний год стал весьма знаменательным для Волжского — города, едва перешагнувшего свое 50-летие. Как уже сообщалось, высокий уровень благоустройства города-спутника теперь признан на всероссийском уровне. Чем живет сегодня жилищно-коммунальная сфера самого благоустроенного (в соответствии с официально присвоенным титулом) города России? Об этом разговор с заместителем главы администрации Волжского Михаилом Кубанцевым.
- Михаил Петрович, гостей Волжского неизменно поражает особая ухоженность, опрятность вашего города. Не это ли обстоятельство сыграло на признание за Волжским звания наиболее благоустроенного города страны?
— Многосторонняя экспертная оценка, насколько мне известно, проводилась по шестидесяти критериям. Естественно, они выходили далеко за рамки чисто визуальных впечатлений: «ухожен — не ухожен» город. По крайней мере, в столь серьезном состязании едва ли можно «выехать» на одном лишь внешнем благоустройстве. Но конкурсная комиссия при Госстрое учла и активное участие волжан в разнообразных федеральных программах развития городского хозяйства. Прежде всего эти программы касаются ремонта и развития дорожной сети, замены кровель, строительства важнейших социальных объектов, переселения жителей из ветхого жилья. Нашему городу от роду всего 51 год, но, разумеется, его инфраструктура с каждым годом требует все большего внимания. И здесь выручают приоритеты в подходах. Во-первых, внедрение ресурсосберегающих технологий, во-вторых, оптимизация управления общегородским коммунальным хозяйством...
- Нельзя ли подробнее о передовых технологиях?
- Многие наши горожане наверняка обратили внимание, что с недавних пор при ремонте кровель предприятия, обслуживающие жилой фонд, уже не используют морально устаревший и экологически небезупречный рубероид. Благодаря этому из городских дворов навсегда исчезли бочки со смолой, мусор, чад и прочие сопутствующие неудобства. Пройдитесь по улицам Волжского и вы обратите внимание, что даже в пору активной подготовки к отопительному сезону стало гораздо меньше перерытых ландшафтов. Это результат новшества в нашем городском хозяйстве — бестраншейной замены труб. Такие зарубежные машины у нас появились едва ли ни первыми среди городов ЮФО. Бестраншейная технология при замене подземных коммуникаций обеспечивает практически полную сохранность дорог, газонов и зеленых насаждений, поскольку при производстве работ не требуется вскрывать грунт, вынимать его.
Еще один характерный пример. Две организации нашего города — ДРСУ-6 и «Асфальт» сейчас осваивают новую разновидность асфальтового покрытия. В результате такой технологии резко — почти вдвое — удлиняются сроки безаварийной эксплуатации дорог, в то же время общая толщина дорожного полотна уменьшается с 40 до 25 сантиметров, то есть налицо экономия материалов.
Или вот другое новшество: зимой взамен традиционной песчано-солевой смеси коммунальные службы теперь применяют на улицах города жидкий бишофит. В результате, только в нынешнем году удалось сэкономить для бюджета города 2,5 млн. руб. И только потому, что отпала необходимость дорогостоящей весенней прочистки «ливневки».
Стоит сказать и о программах, имеющих отношение непосредственно к жилому фонду. В частности, о программе по установке внутридомовых приборов учета. Особенно практикуем это там, где уже созданы формы управления жильем в виде кондоминиумов и ТСЖ. До конца года счетчики горячей и холодной воды появятся и на всех социальных объектах.
Технологии, безусловно, эффективны в городском хозяйстве, но нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор. Сейчас все заметнее становятся усилия рядовых волжан в наведении порядка. Всевозможные конкурсы на лучший двор, подъезд, детскую площадку и так далее практикуют во многих городах страны, но именно у нас, в Волжском, они приобрели по-настоящему массовый характер.
Я, конечно, не утверждаю, что наш город идеален со всех позиций. Более того, многие волжане по-прежнему обращаются к нам в администрацию и единую службу коммунальных заявок «056» с нареканиями на неудовлетворительное состояние подъездов, лифтов, на мусор вблизи пустырей и так далее. Но все же таким негативом не зачеркнешь главное, а именно: наш город с каждым годом становится все более благоустроенным. Даже скептики видят, что все последние годы Волжский демонстрирует развитие. Скажем, по ремонту аварийных кровель мы вышли на весьма приличный уровень и до конца года отремонтируем четыреста крыш. Или такая позиция, как состояние внутригородских магистралей. Даже неискушенному взгляду, надеюсь, заметно: состояние дорог в Волжском теперь лучше, чем в Волгограде. А ведь мы еще только-только начали ими заниматься, то есть едва приступили к поэтапной реконструкции основных магистралей и развязок...
- А какие из общегородских проблем, скажем, чисто бытового уровня волнуют волжан в наибольшей степени?
- На днях журналисты волжских СМИ поинтересовались у меня: «Почему предсезонное отключение горячей воды в старой части города произошло на неделю, а в новой аж на две? » Знаете, я ответил вопросом на вопрос: «А вы не помните времена, когда горячую воду в Волжском, не церемонясь, отключали чуть ли ни на месяц? ». Так вот нынешним летом за регламентным отключением горячей воды стоят два серьезных технических мероприятия, которые по согласованию с нами проводит на своих объектах (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2) «Территориальная генерирующая компания-8». И сегодня разница в сроках отключения объясняется лишь различной технической сложностью проводимых работ...
- Вы затронули весьма непростой вопрос: пути и формы управления коммунальным хозяйством большого города...
- И на этот счет есть что сказать: у нас накоплен немаловажный опыт взаимодействия как с межрегиональным бизнесом, вроде ТГК-8, так и с местными частными фирмами, работающими в сфере коммунального сервиса, можно сказать, городского масштаба. Кстати, наши частники вполне качественно осуществляют теперь ремонт кровель, обслуживание коммуникаций, жилого фонда и так далее. А опыт управления коммунальным и городским хозяйством Волжского заметно отличается от того же Волгограда. И это особенно важно, потому что на ближайшее будущее сохранен ряд коммунальных МУПов вроде «Водоканала». Сохранена также единая служба обращений граждан «056» — своего рода служба «коммунальной скорой помощи».
Есть особенность и в том, на каких условиях у нас работают частники. Скажем, тепловые сети города обслуживаются теперь частной структурой, но на основе краткосрочной аренды — на один год.
Считаю, что многообразие экономических форм городского хозяйства жителям Волжского только на руку. Во-первых, во всех сферах, начиная от дорожного ремонта и заканчивая жилым фондом, создана достаточно сильная конкурентная среда, где никому нет скидок — частник ты или нет. Во-вторых, сложившийся «смешанный» тип городской экономики выгоден и по чисто финансовым соображениям. Допустим, если бы мы отдали в частные руки все канализационное хозяйство, то вряд ли участвовали бы сейчас в масштабных федеральных программах реконструкции водоподающих сетей. В-третьих, при многообразии экономических форм легче решать наиболее острый вопрос в сфере ЖКХ — регулирование тарифов. Кстати, на услуги теплоснабжения на будущий год мы закладываем повышение по самому минимуму — не более чем на 8,5%, а возможно, этот уровень удастся снизить.
- Михаил Петрович, можно понять, что вопрос изменения тарифов на жилищные услуги решается в Волжском практически бесконфликтно...
- По крайней мере, в текущем году у нас не возникало крайних ситуаций, связанных с судебными разбирательствами. Во многом этого удалось избежать благодаря усилиям согласительной комиссии по тарифам. В нее вошли представители предприятий — поставщиков коммунальных услуг, профессиональные эксперты в сфере ЖКХ, а также мэрии, городской думы и общественности. Так вот общее повышение тарифов по Волжскому составило в нынешнем году всего лишь 1,47 раза к уровню 2004 г. Как видите, повышение несопоставимое с тем, что принято в Волгограде. Но будем справедливы: и такой показатель достаточно ощутим для нашего населения. На комиссию уже была представлена экспертиза расчетов и их экономическая обоснованность. А сейчас рассматриваются предложения по тарифам на воду, электроэнергию, водоотведение уже на будущий год. В конце августа предложения комиссии будут направлены в региональную службу по тарифам, а до 1 октября должны быть утверждены РСТ. Таким образом — в рамках согласительной комиссии — общественность города может реально влиять на формирование тарифов.
Но роль общественности не должна ограничиваться участием в деятельности подобных структур. Мы очень рассчитываем на активность граждан в сохранности жилого фонда, лифтового хозяйства, подъездов, детских и спортивных площадок. Остается выявить, воспитать активных организаторов и общественных лидеров на уровне дома, квартала, микрорайона. Ведь, повторюсь: именно активность самих волжан способствует процветанию родного города...
***
фото: