Перейти к основному содержанию

Главная      A Лех Валенса - это другая история

A Лех Валенса - это другая история

Как забыть массовые лозунги советских времен? Накануне больших идеологических праздников газета "Правда" печатала целую страницу призывов и здравниц, которые предписывалось всеми возможными способами внедрять в массовое сознание, дабы люди думали и действовали предсказуемо и одинаково. Призывы охватывали все сферы человеческого существования, устилая понятными и удобными словосочетаниями пригорки и ручейки на самом деле весьма непростой и беспокойной жизни. С той далекой поры понятие "солидарность" для многих накрепко связано с "угнетенным пролетариатом", который бедствует по всему миру и ждет то ли нашей поддержки, то ли просто сочувствия. Теперь, когда нам внушают, что царь и бог современного мира - жесткая конкуренция без правил и приличий, невольно задумываешься о месте и роли национальной,человеческой, социальной солидарности в жизни страны и каждого без исключения человека.

В шестидесятые годы в Америке, как, впрочем, и в России, матери говорили детям по утрам, что стыдно бросать недоеденный завтрак в то время, когда ребятишки в Африке голодают. Теперь американские родители подстегивают аппетит своих чад напоминанием о том, что десять мальчиков в Китае уже все съели и усердно учатся, мечтая занять то рабочее место, которое может упустить их недостаточно ретивый Джон или Томми. А что говорят ныне по утрам родители в России? Судя по тому, что успешные студенты даже младших курсов делятся лабораторными работами с менее одаренными однокурсниками исключительно за деньги, а решение задач соседу,по парте осуществляется по фиксированному тарифу, безусловно, говорят они что-то не очень романтическое. Чувство солидарности постепенно перекочевало куда-то в область катастрофических событий и стихийных бедствий, став невольным спутником катаклизмов, на последствия которых реагируют однозначно, сочувствуя и ужасаясь случившемуся. Мир способен солидаризироваться и продемонстрировал это не раз за последнее время. Но в рамках одной конкретной страны солидарность - это не только и не столько реакция на беду, сколько пресловутое "чувство локтя", которое должно пронизывать все поры социальной и общественной жизни. Вне этого корневого состояния модные ныне разговоры и рассуждения о социальном партнерстве сводят проблему будущего нации до уровня простых или сложных технологий обустройства и управления страной, где словно бы нет конкретного уникального человеческого сообщества с его хорошими и плохими традициями, привычками, замашками и ошибками. Опыт такого государственного строительства в полном объеме его гибельности был уже однажды представлен большевиками, и повторения этой истории вряд ли кто-то в здравом уме и твердой памяти хотел бы желать. На рынок без правил и конкуренцию без берегов и границ, конечно же, должно найтись противоядие, в противном случае нас как государственное целое ждет летальный исход. И дело даже не в том, что в тотальной враждебности и ненависти не может родиться светлое будущее, как и теплая, уютная страна. Плохой, нерачительный хозяин обречен потерять свое имущество. А уж отойдет оно к соседям за долги, или сам он его продаст ради малой сиюминутной выгоды - значения особого для потомков иметь не будет. Противоядие это - общественная и социальная солидарность, по сути своего рода последний рубеж в затянувшейся истории желанных, но неудавшихся реформ. Можно впрыгнуть е чужой поезд, можно поехать не своей дорогой, но важно вовремя понять, почему на приближающемся перроне тебя никто не встречает... / Уродливое устройство жизни, когда одни должны терять руки и ноги, жизни, будущее в войнах под лозунгами сохранения единства страны, а другие тут же почти легально разорять - ее, вывозя всеми возможными путями ее богатства, продавая и разбазаривая все, что можно и нельзя, уже больше не поддается оправданию и не имеет никаких индульгенций. Карельский перешеек в августе красив и благороден. Вдоль дорог все благоустроено и ухожено на европейский лад. Цветы, кофейни, рестораны, прекрасные виды и изумительный ландшафт. Из красивых машин выходят хорошо одетые люди, достают дорогущие саквояжи для пикников, пьют и едят в свое удовольствие. И, судя по состоянию береговой полосы залива, по ее ужасающей замусоренное(tm), практически никто из них не думает о тех, кто приедет на это место завтра, о том, куда приедут отдыхать через двадцать лет их дети. Скорее всего, они вообще не умеют думать о других. Так каждая минута нашей жизни на отдыхе и в труде тихо напоминает, что настает время другой истории, истории нашей солидарности.