СВЕТИТЬ ВСЕГДА
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта предлагает изменить ПДД и обязать водителей круглосуточно ездить с ближним светом. Как скоро чиновники сумеют ввести такое правило - неизвестно, три года назад они уже выступали с аналогичной идеей. Впрочем, российские законы и сейчас не запрещают ездить днем с зажженными фарами
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александр Нерадько предложил снижать аварийность на дорогах, обязав водителей круглосуточно ездить с включенным светом. Действующие Правила дорожного движения (ПДД) обязывают включать фары автомобилей в темноте и при плохой видимости днем. Обязанность ездить всегда с включенными фарами прописана в правилах только для транспортных средств, требующих особого внимания к себе, - мотоциклов, мопедов, двигающихся в колонне машин, перевозящих группы детей, опасные грузы и при буксировке. Ространснадзор предлагает использовать опыт Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Канады, где запрещено передвигаться не иначе как с горящими фарами.
Россия вот уже много лет занимает первые места по количеству аварий и по числу пострадавших в них людей.
По статистике ГАИ, в 2004 году в России было зарегистрировано более 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 34,5 тыс. человек, ранения получили более 250 тыс. человек. Причем в 2004 году количество происшествий увеличилось на 2,1%, а число раненых - на 12,7%. "Каждый день происходит 570 ДТП, в которых погибают 95 человек, в том числе 4 ребенка, и около 700 человек получают различные повреждения", - говорит руководитель ГАИ России Виктор Кирьянов.
"Машина с включенными фарами гораздо лучше заметна на дороге, и поэтому более безопасна, - считает гендиректор школы водительского мастерства Геннадий Брославский. -Причем в странах, где такая норма введена, многие машины сконструированы так, что фары включаются вместе с зажиганием, как на современных мотоциклах".
"Мы не против такой меры безопасности, - говорят представители Главного управления ГАИ России. -Но решение должно быть принято законодательно". Замначальника столичного управления ГАИ Владимир Островский еще в прошлом году призвал водителей включать днем фары, не дожидаясь принятия законов. Многие ли автомобилисты откликнулись на его предложение - неизвестно.
Впрочем, российские ПДД и сейчас напрямую не запрещают круглосуточного использования ближнего света. Но введение обязательного передвижения по дорогам с ближним светом - не однозначно положительная мера по улучшению безопасности движения.
Исследования, проведенные в Дании, где норма действует с 1990 года, действительно показали, что уже к 1993 году общее количество аварий существенно снизилось. Уменьши лось число сбитых пешеходов и велосипедистов, однако мотоциклы стали попадать в аварии чаще. В потоке с включенным ближним светом их фары стали не так заметны. Еще одна проверка, проведенная в конце 90-х, подтвердила результаты первой.
Впервые идея изменения ПДД появилась в Ространснадзоре еще три
года назад, но тогда по каким-то причинам ее реализацию отложили. А теперь вот вспомнили и уже даже передали проект поправок к правилам в Минтранс, где будет создана специальная рабочая группа, которая будет принимать решение пропускать его на межведомственное согласование. Утверждает ПДД без участия законодательной власти Правительство России. Несмотря на то что противников езды с постоянно включенными фарами вроде бы нет, совершенно не обязательно, что у Ространснадзора хватит терпения довести свою идею до осуществления.
М. Анисимова.