РАЗНОЕ
Если в машине малыш
Знакомые - молодая пара с двумя маленькими детьми - недавно купили автомобиль, конечно, не новый, сравнительно недорогой. Состояние его оказалось неважным и после очередного ремонта я не удержалась: "За все это можно было цену сбить". "А мы и так сбили на 300 долларов, больше бы не уступил", - пояснили мне. "Так вы могли на сэкономленные деньги детское сиденье купить", - посоветовала, не очень-то рассчитывая на интерес. Но мои знакомые - а почему бы и нет? - всерьез заинтересовались: ведь собираются ездить они в основном с детьми, а им полтора и два с половиной года.
Такая "продвинутость" молодых родителей в заботе о безопасности своих малышей порадовала. Ведь сегодня даже опытные автомобилисты, к сожалению, не осознают еще необходимости использования детских сидений.
- Посмотрите на автомобили с детьми на борту, - рассуждает Александр Демидович, РR-менеджер фирмы "Атлант-М", импортера компании "Фольксваген". - В лучшем случае рядом с ребенком на заднем сиденье сидит кто-то из взрослых. А в худшем случае ребенок предоставлен в дороге самому себе - он либо снует между передними креслами, разговаривая с родителями, либо стоит на коленях на заднем диване и смотрит в заднее стекло... Умилительное зрелище: "Какой хорошенький! " - сюсюкают в соседних машинах. А меж тем никто и не подозревает, что ребенок в большой опасности. А что, если из-за следующего поворота на встречную полосу внезапно вылетит пьяный водитель? Взрослые, особенно пристегнутые ремнями безопасности, имеют больше шансов остаться в живых. А ничем не закрепленного ребенка при фронтальном столкновении запросто может выбросить через лобовое стекло! Практика показывает, что ребенок, сидящий на переднем сиденье, может оказаться за бортом при экстренном торможении уже на скорости 10 километров в час.
Удар длится десятые доли секунды, а перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках родитель, его руки не смогут развить усилие в сотни килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то он запросто может раздавить ребенка своим весом...
Статистика дорожно-транспортных происшествий в Европе говорит, что 65 процентов смертельных случаев и травм происходит с детьми, путешествующими на заднем сиденье, и 35 процентов - на переднем. При этом 90 процентов травм могут быть предотвращены, и трех из четырех смертельных случаев можно избежать, если ребенок находится в специальном автомобильном кресле, отвечающем европейскому стандарту ECE R44.03. Не случайно во всех западноевропейских странах использование специальных приспособлений для перевозки детей до роста в 1, 5 метра является законодательно закрепленным правилом еще с 1983 года, несоблюдение которого влечет за собой административные штрафы, увеличенные страховые выплаты и другие финансово-юридические последствия. К сожалению, в Беларуси в настоящее время отсутствуют аналогичные законодательные акты, несмотря на их насущную необходимость.
О перевозке детей в автомобиле действующие Правила дорожного движения говорят только то, что ребенка младше 12 лет запрещено усаживать на переднее сиденье при отсутствии специального удерживающего устройства.
Белорусская автомобильная ассоциация, как заявила ее председатель Людмила Шабанова на пресс-конференции по детской безопасности, выступает за то, чтобы требование об обязательном применении детского сиденья при перевозке детей было включено в новые Правила дорожного движения.
Работники ГАИ тоже за введение этой нормы, которая, они надеются, будет утверждена в новых Правилах. Как рассказала инспектор управления ГАИ УВД Минска Жанна Тройно, по данным статистики, в 2004 году в республике произошло 238 ДТП с участием детей, и 32 ребенка погибли, а 232 были ранены. Столичные работники ГАИ недавно провели ряд мероприятий в рамках акции "С нами дети" по профилактике дорожно-транспортных происшествий. В ходе ее раздавали автомобилистам информационные материалы о требованиях безопасности при перевозках детей, о необходимости использования детских сидений. И все же многие родители продолжают рисковать здоровьем и даже жизнью своих малышей.
В Беларуси детские сиденья продаются теперь сетью магазинов "Территория тюнинга", представляющей компанию EuroKids. Она выпускает широкий спектр детских сидений - для ребенка любого веса и возраста - и приобрести их можно примерно за 70-100 долларов.
Мало осознавать необходимость применения детских сидений, как говорит Александр Демидович, необходимо точно знать, как правильно установить детское кресло в автомобиле.
Конфигурация и расположение кресел зависит от возраста ребенка. Малыши до одного года обязательно должны ехать полулежа и против движения! Если грудничка посадить лицом вперед, то его слабая шейка просто не сможет удержать тяжелую голову от "клевка" даже при незначительном торможении! Разворачивать детское кресло по ходу движения можно, когда ребенок вырастет настолько, что его ножки станут упираться в спинку автомобильного сиденья. Как правило, это происходит к полутора-двум годикам. Мышцы шеи у таких детей уже становятся достаточно сильными. А с трех лет малышей можно сажать лицом вперед безо всяких опасений.
Кресло для переходного возраста может быть поставлено как лицом, так и спинкой вперед. Но помните: детское кресло можно поставить против хода на переднем сиденье только в том случае, если отключена подушка безопасности правого пассажира! Иначе сработавший "эйрбег" с огромной силой отбросит ребенка в спинку взрослого сиденья, и серьезных травм не избежать.
Пока проект новых Правил дорожного движения на стадии утверждения, расширяется спектр этой новой для нашей страны импортной продукции. Организуется выпуск детских сидений и в Беларуси. Будучи европейским государством, считает председатель БАА Людмила Шабанова, мы должны прийти к европейским нормам и в решении этого жизненно важного вопроса.