Перейти к основному содержанию

Главная      Катастрофы на переездах. Виноваты "стрелочники"

Катастрофы на переездах. Виноваты "стрелочники"

Обнародованы предварительные причины аварии в Одесской области

ФОТО УНИАН

ТАК ВЫГЛЯДЕЛ АВТОБУС ПОСЛЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С ПОЕЗДОМ НЕДАЛЕКО ОТ СЕЛА НОВОСЕЛОВКА ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ

Когда год назад в катастрофе на железнодорожном переезде трассы Измаил - Ташбунары Одесской области погибло 15 человек, генералы МВД, транспортники и чиновники администрации буквально рвали на себе волосы и рубашки. Призывали проклятия на головы виновных, клялись во всем разобраться, сделать выводы, не допустить... "Что же это такое происходит? - вопрошал тогда один из замов министра МВД. - Это же настоящая война на дорогах. 7-8 тысяч погибших ежегодно. Мы теряем людей больше, чем в войне с Афганистаном!"

Прошел год. В Измаильских селах как раз поминали погибших детей, жен и внуков, когда страшная трагедия повторилась вновь. На этот раз в Саратском районе на 147 километре Одесской железной дороги возле поселка Новоселовка на неохраняемом переезде. Напомним, как и первом случае, водитель пассажирского автобуса ЛАЗ, выехал на железнодорожный путь после запрещающего сигнал семафора. В результате, автобус, в котором находилось 23 пассажира, был буквально переломан надвое шедшим на большой скорости составом с углем. 14 человек, в том числе дети двух и семи лет погибли на месте. Еще восемь пассажиров с различными травмами были госпитализированы в больницы района и области. Сценарий трагедии повторился с пугающей закономерностью. Равно, как и реакция государственных чиновников. Они тут же стали перекладывать ответственность друг на друга. Министерство транспорта не выступило с соболезнованиями. Министр Евгений Червоненко обратился в... ГАИ с предложением разработать спецпрограмму повышения безопасности железнодорожных переездов. Но эта программа, в отличие от поездок министра в Монако на "Формулу-1" и встречей с Бакаем, мягко говоря, не стала топ-новостью в СМИ.

Е. Червоненко получил известие о случившемся, находясь неподалеку от места аварии. Вместе с Президентом Ющенко он участвовал в переговорах с молдавским Президентом Ворониным на погранзаставе в Яськах. Никто из первых лиц выезжать на место трагедии не стал. Проведя консультации... по телефону, Червоненко заявил немногочисленным журналистам, что за рулем автобуса находился слесарь и что документы перевозчика о техосмотре автобуса были сфабрикованы. Но уже на следующий день члены правительственной комиссии, созданной специально для расследования ситуации под руководством заместителя министра транспорта Сергея Кроля, опровергли эти данные. Водитель просто изредка подрабатывал слесарем. И, несмотря на всю очевидность его вины в случившейся трагедии, был профессионалом со стажем 12 лет и полным набором законным образом оформленных документов. Единственным документальным нарушением оказалась отметка об очередном медосмотре, сделанная не медсестрой, а кассиром автопредприятия. Техническое состояние автобуса тоже оказалось в пределах нормы (если можно считать нормой передвижение по пыльным пригородным дорогам в старых автобусах типа ЛАЗ).

В основе трагедии, как выяснили специалисты комиссии, лежал извечный человеческий фактор - пренебрежение водителем правилами дорожного движения. Взяв пассажира на переезде, он торопился не только побыстрее закончить рейс, но и успеть подобрать других, желающих заплатить несколько гривен за свою перевозку. Теми же соображениями сегодня руководствуются в дороге 90 процентов всех водителей рейсовых и маршрутных автобусов. Особенно молодые, которых в водительской среде становится все больше. В Одессе в последние годы едва ли не большая часть аварий происходят именно по вине "маршруточников", откровенно игнорирующих правила поведения на дороге и рефрены сотрудников ГАИ о безопасности пассажирских перевозок. И надежда на то, что очередной несчастный случай заставит их изменить стиль езды, уже никого не посещает. Воздействовать на таких водителей можно только гривней в виде особо высоких штрафов. Плюс - особые требования и жесткий отбор при приеме на работу. Одного водительского удостоверения для такой работы явно не достаточно. Частично решение этих вопросов сегодня находится в компетенции правительственной комиссии, занятой расследованием трагедии на переезде села Новоселовка. И частично она их попыталась решить. К примеру, члены комиссии поручили Госстандарту ужесточить требования при выдаче лицензий перевозчикам, Минтрансу организовать проверку всех неохраняемых переездов, Минфину изыскать возможности перевода их в режим охраняемых, а "Укрзалізниці" оснастить эти переезды "всеми необходимыми техническими средствами". Ну и, естественно, наказать виновных. В общем, все, как в прошлом году: ужесточить, не допустить, оснастить... Год назад тоже обсуждался вопрос о переводе переездов в режим охраняемых. Но на горизонте маячили президентские выборы. К тому же мировая общественность с нетерпением ждала завершения разрекламированного автобана Одесса-Киев. "Вместо того, чтобы организовывать показуху, закапывать деньги в автобаны, лучше направили бы их на строительство шлагбаумов на переездах", - заявляет сегодня губернатор Одесской области Василий Цушко. Конечно, альтернатива "шлагбаум или автобан" звучит несерьезно. Но в том, что любая показуха в вопросе безопасности рано или поздно приводит к человеческим жертвам, губернатор прав. Резкое увеличение потока транспортных перевозок в Одесской области в последние годы требует от Минтранса не новых программ и заявлений, а конкретных действий. Беда в том, что сегодня политическая ситуация мало чем отличается от прошлогодней. Денег в бюджете как не было, так и нет, а на горизонте - снова "судьбоносные" выборы.

2 мая на переезде возле села Новоселовка погибло 14 человек, еще восемь находятся в больнице. Среди них и двухлетний мальчик, жизнь которого сегодня висит на волоске. Сочувственные письма в адрес родных и близких направили Президент Виктор Ющенко, губернатор Одесской области, областной совет...

В этой истории есть еще одно, почти мистическое, совпадение. В тот самый день, когда у Новоселовки произошла катастрофа, районный суд вынес приговор водителю - виновнику аварии, случившейся год назад под Измаилом. Суд над ним длился почти год. Его осудили на девять лет. Но его "опыт" никому не прошел впрок. Виновника нынешней трагедии - водителя - тоже арестовали. Второй водитель - стажер -сейчас находится в больнице под стражей. Прокуратура продолжает вести следствие. А в Одесской области по-прежнему растет число ДТП. Только за последние четыре месяца по данным ГАИ погибло в полтора раза больше людей, чем в прошлом году.