Перейти к основному содержанию

Главная      "МЫ ПОМОГАЕМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ"

"МЫ ПОМОГАЕМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ"

Консультационная служба по налогам и сборам Республики Бурятия образовалась в апреле 2000 года, когда был создан филиал Центральной консультационной службы МНС России по Республике Бурятия. Основная цель - оказание налогоплательщикам квалифицированных консультационных услуг в сфере налогообложения и бухгалтерского учета. В 2002 году в процессе реорганизаций служба стала именоваться Учебно-консультационным центром по налогам и сборам. Сегодня центр располагает тремя консультационными пунктами в Улан-Удэ и 11 представительствами в районах республики.

В эти дни Консультационной службе по налогам и сборам Республики Бурятия исполнилось пять лет. Для чего была создана служба, насколько сегодня востребована ее работа, рассказывает директор Николай Николаевич ХАМУЕВ.

- Как известно, на основе Налогового кодекса разъяснительные функции есть и у налоговой инспекции. Эти разъяснения ориентированы на те нормативные документы, из которых налогоплательщик может почерпнуть для себя информацию. А консультирование, планирование и анализ деятельности уже не входят в компетенцию налоговой инспекции. Поэтому в 1999 году Правительством России было принято решение о создании федерального государственного учреждения по оказанию консультационных услуг налогоплательщикам. В свое время его организаторы ссылались на опыт Германии, где налогоплательщик сначала идет за консультацией, а потом с отчетом в налоговую инспекцию, поскольку эта служба - фискальный орган, который проверяет. Можно привести такую аналогию: человек учится на права для вождения автомобилем. Наряду с этими правами он получает обязанности по соблюдению правил дорожного движения. Здесь такая же ситуация. Например, человек регистрируется как индивидуальный предприниматель для того, чтобы своей деятельностью достичь каких-то целей, в частности, прибыли. То есть, приобретая право для того, чтобы легально получать доходы, он получает определенные обязанности, такие как, своевременное представление отчетности в государственные органы и уплата налогов. В связи с происходящими изменениями в налоговом законодательстве и бухгалтерском учете у людей возникают вопросы. В данном случае наша задача, - это оказание практической помощи налогоплательщикам в их работе.

- Николай Николаевич, как за эти годы изменился налогоплательщик?

- Сегодня можно констатировать тот факт, что налогоплательщик стал намного информирование. И в какой-то мере, я думаю, здесь есть вклад нашей службы, которая проводит работу в этом плане. Если в первые годы деятельности нашей службы, в условиях вступления в силу Налогового кодекса, налогоплательщиков интересовали общие положения налогового законодательства, то сейчас наша работа концентрируется на конкретных вопросах.

- Какие виды услуг вы оказываете?

- В нашей деятельности мы руководствуемся простым правилом: будет жизнеспособен тот вид услуг, который выгоден как налогоплательщику, так и налоговой инспекции. Поэтому мы осуществляем такие виды услуг, как устные и письменные консультации по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, ведение бухгалтерии, составление и сдача отчетности в налоговые органы и фонды, заполнение отчетов на магнитных носителях. Кроме этого, проводим информационно-консультационные занятия для организаций и индивидуальных предпринимателей как собственными силами, так и с привлечением специалистов налоговых органов, Пенсионного фонда и других государственных структур. Два с половиной года мы издаем республиканскую специализированную газету "НалогИнформ-Бурятия". За это время у нас сложился определенный круг читателей - это руководители, финансовые работники, юристы организаций и предприятий, индивидуальные предприниматели. То есть тот слой населения, который принимает решения и руководит финансовыми ресурсами. В нашей газете находят отражение практически все изменения по налогам и бухучету, ведущие специалисты-практики дают конкретные рекомендации по наиболее сложным проблемам бухгалтерского учета и налогообложения.

- С кем вы сотрудничаете?

- Мы активно сотрудничаем с налоговыми органами, заключены соглашения о взаимодействии как с Управлением Федеральной налоговой службы по налогам и сборам Республики Бурятия, так и с конкретными налоговыми инспекциями. В рамках консультационной деятельности, в частности, издания нашей газеты "НалогИнформ-Бурятия" налажены контакты с Администрацией Президента и Правительства Республики Бурятия, пресс-службой Народного Хурала, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, мэрией Улан - Удэ.

- Как работают ваши представительства в районах?

- Помощь, которую мы оказываем в районах, трудно оценить по каким-то определенным критериям. Во-первых, время создания представительств разное, во-вторых, в каждом конкретном районе своя специфика. Но хотелось бы отметить тот факт, что целью создания представительств является помощь не только налогоплательщикам, но и налоговым органам.

Кстати, 13-14 мая сего года в г. Улан-Удэ в рамках празднования пятилетия со дня создания Консультационной службы по налогам и сборам Республики Бурятия проходило совещание с участием представителей из районов республики, на котором подводились итоги деятельности, происходил обмен опытом, обсуждались дальнейшие перспективы.

- Расскажите о вашем коллективе.

- Сейчас в нашем центре более 30 сотрудников, а начинали работать с двух человек. Основной костяк - это специалисты с опытом работы в финансовых и налоговых структурах, имеющие большой авторитет в республике. Есть и молодое поколение, которое учится у старших.

У себя в центре мы регулярно проводим занятия, на которых анализируются изменения законодательства, обсуждаются практические вопросы. Потому что возникают вопросы, связанные не только с налоговым законодательством и бухгалтерским учетом, но и в других сферах финансово-хозяйственной деятельности клиентов.

- Сколько налогоплательщиков пользуются вашими услугами?

- На данный момент мы оказываем консалтинговые услуги более 1000 организациям и предпринимателям республики. Это число с каждым годом растет. А количество разовых обращений налогоплательщиков посчитать невозможно - это как в справочном бюро статистика не ведется. Основные наши клиенты - это бухгалтера и руководители юридических лиц, индивидуальные предприниматели. Не каждому налогоплательщику имеет смысл содержать бухгалтера. Большинству индивидуальных предпринимателей выгоднее обратиться к помощи консалтинговых фирм, таких как наша, где полностью возьмут на себя ведение бухгалтерии, составление и сдачу отчетности.

Обращаются за помощью и физические лица. Сейчас у людей много вопросов по налогу на доходы физических лиц. Если человек заплатил за образование своих детей, затратил на медицинские услуги или приобрел квартиру, то он имеет право на социальные и имущественные вычеты. То есть часть налога, который человек уплатил в бюджет, он имеет право вернуть у государства. Это реальная долгосрочная акция по выведению доходов из тени, то есть человек уже стремится к тому, чтобы его доходы были прозрачными.

- Ваши планы.

- В перспективе деятельность учебно-консультационного центра направлена на дальнейшее развитие и расширение тех видов услуг, которые мы оказываем сегодня, а также расширение представительств в районах республики.

- На рынке Бурятии много консалтинговых служб. Трудно конкурировать?

- Специфика у каждой из консалтинговых служб разная. Работы на всех хватает, поскольку клиенты понимают, что легче заниматься своим бизнесом, переложив хлопоты, связанные с налогами, на плечи профессионалов. Так что мы все и конкуренты и коллеги.

Хочется поблагодарить всех клиентов, которые обращаются к нам. Для налогоплательщиков прошла горячая пора: декларационная кампания за 2004 год, сданы балансы. Подведены окончательные итоги, определяются дальнейшие перспективы. От лица нашего коллектива желаю всем успеха. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.