Тонирование
СПЕЦВЫПУСК: СТЕКЛО
Говорят, что тонированные стекла задерживают часть ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Однако измерения показывают, что пленки, напыления и даже дешевые кустарные тонированные стекла задерживают не более 3-5% такого излучения. Наибольший эффект дают специальные изотермические, или теплопоглощающие, стекла. Такие стекла имеют светло-зеленый цвет (европейский стандарт), а в их маркировке присутствует слово "Tinted".
Стекла Tinted поглощают до 65% инфракрасного излучения, обеспечивают наилучшую защиту от тепличного эффекта в салоне, делают поездку в автомобиле более комфортной, защищают от выгорания обивку салона, несколько замедляют процесс старения пластмассовых деталей салона и приборной доски. Так как теплопоглощающие стекла поглощают часть энергии солнечных лучей, то в зимнее время, особенно в солнечную погоду, стекла салона замерзают и покрываются инеем в меньшей степени, чем обыкновенные, и при этом задерживают в салоне почти третью часть тепла!
А для автомобиля с кондиционером теплопоглощающие стекла являются обязательным дополнением еще и с точки зрения эффективности его работы, так как способствуют снижению температурной нагрузки.
Зеленые теплопоглощающие стекла соответствуют требованиям как российских, так и международных стандартов.
Тонирование пленками, несмотря на кажущуюся простоту, процесс достаточно сложный, требующий определенного навыка и специальных инструментов. Поэтому не рекомендуется выполнять тонирование самостоятельно - сэкономленные 20-30 долларов не окупят нервы, затраченные на данную процедуру. Специализированные установочные центры быстро (в течение 1-2 часов) и качественно справятся с задачей, предоставив гарантию на пленку и работу. В настоящее время китайскую пленку, отслаивающуюся от стекла через два месяца после наклеивания, полностью вытеснила продукция солидных фирм, предлагающих высококачественные пленки различной толщины и степени затемнения.
При выборе пленки очень важно точно определиться со степенью затемнения. Как правило, в установочных центрах есть образцы автомобильных стекол с наклеенными на них полосками различной степени светопропускания, что помогает остановить свой выбор на чем-то конкретном. При этом нужно помнить, что даже новое лобовое стекло автомобиля триплекс поглощает 15-20% светового потока, а старое, потертое щетками и дорожной пылью - свыше 20%, то есть оно практически не имеет запаса по тонировке. Следовательно, после тонирования стекол пленками можно забыть об официальном прохождении техосмотра.
При выборе пленки также необходимо учитывать, что ночью или в дождливую, пасмурную погоду видимость сильно ухудшается, поэтому не стоит целиком доверять выбору, основанному на осмотре пленки при дневном или искусственном освещении. Наибольшей популярностью пользуются пленки с 50%-ным затемнением, однако при тонировании каждый должен определить это для себя сам.
В соответствии с изменением N 3 к ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта" светопропускание ветровых стекол автотранспорта должно быть не менее 75%, стекол передних дверей и передних боковых стекол (при наличии таковых) - не менее 70%, прочих стекол - не менее 60%. Светопропускание крыши легковых автомобилей, люка крыши, затеняющих полос в верхней части ветрового стекла (но не более 25 мм от верхнего края) не нормируется. Тонированные ветровые стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
Допускается иметь полностью затемненное заднее стекло при том условии, что транспортное средство оборудовано зеркалами заднего вида с обоих бортов (как справа, так и слева).
На ветровых стеклах транспортных средств допускается устанавливать только опознавательные знаки и документы, предусмотренные Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ("Шипы", "Перевозка детей", "Глухой водитель", "Учебное транспортное средство", "Ограничение скорости", "Врач", "Инвалид", талон о прохождении государственного технического осмотра, регистрационный знак "Транзит"). Установка иных предметов и документов (пропусков, эмблем и т. п.) запрещается.
При выявлении транспортных средств, имеющих стекла с нанесенными на них покрытиями, в том числе и пленочными, светопропускание которых ниже регламентированного ГОСТ 5727-88, а также с предметами, ограничивающими обзор с места водителя, эксплуатация таких транспортных средств запрещается в установленном порядке.
При прохождении техосмотра контролер обязан измерять прозрачность стекол исключительно приборами - так называемыми тауметрами, среди которых самым распространенным является "Блик".
Сотрудник ГИБДД не обязан иметь при себе сертификат на прибор, а вот сам прибор должен быть опломбирован и на нем наклеена бирка с указанием очередного срока поверки. (Прибор должен иметь свидетельство о прохождении ежегодной государственной поверки в местном органе сертификации, этикетку с указанием срока следующей поверки и личную пломбу поверяющего. Отсутствие пломбы на приборе дает основание подозревать его в неточности).
Очень важно помнить и знать, что прибор показывает на табло не процент тонировки, а количество прошедшего через стекло светового потока. Например, если он показал "70", это значит, что через стекло прошло 70% светового потока, а тонировка составляет 30%, что допустимо по ГОСТу. Точность показаний никоим образом не зависит от времени суток - светопропускную способность им можно измерять даже темной ночью.