НА ЛИНИИ ОБОРОНЫ
Твои университеты
Волгоградскому государственному техническому университету - 75 лет
Из окна университета видны танковые башни. Их 19, установленных на столбах вузовской ограды. Корпуса Волгоградского гостехуниверситета построены как раз вдоль улицы, по которой в Великую Отечественную проходила передовая линия обороны Сталинграда. До Волги - 200 метров, а вокруг - ни сопок, ни лесов, сплошь полупустынная местность. Врага здесь остановили, заслонив страну буквально собственными телами... Среди реликвий музея истории ВолгГТУ-солдатский медальон. Его найти практически у парадного крыльца вуза, когда в 1970-х годах решили перед входом установить флагшток. Земля здесь лопате плохо поддается - нашпигована обломками разрушенных строений, поэтому пригласили экскаваторщика. Тот копнул ковшом землю раз, два и услышал - "Стой!". Проходивший мимо профессор заметил в разверстой траншее каску, чьи-то останки. Там и нашли солдатский медальон. А в нем - бумажка с сохранившейся фамилией бойца. В военкомате выяснили: призывался боец из деревни, что в этих краях, неподалеку. Поехали, нашли мать, у нее о сыне только извещение "пропал без вести". А значит, по советским законам, ни почета ей, ни помощи... Оформили студенты в военкомате документы на погибшего защитника, а в каникулы приехали и построили его матери дом...
Родословная неленивых
История вуза, который в мае этого года отмечает 75 лет, что человеческая судьба: полна и горестей, и радостей, но более всего - труда. В какое неоднозначное время родиться довелось - возводили Сталинградский тракторный завод. Производству требовались инженеры. За месяц до ввода в действие цехов открыли институт, первый набор - 111 человек. В мае 1933 года специализация Сталинградского тракторостроительного института расширилась - вуз стали звать Сталинградский механический (СМИ). Здание с такой надписью по фронтону до сих пор цело в городе, чудом не погибло в войну. А вот о первых ректорах сведений негусто. Были среди них и профессора, интеллигенты, были и люди с минимальным образованием. Зато известно точно: аспирантуру тут открыли уже в 1935 году. Быстро росло число кафедр, прибавлялось оборудование. В первые же дни войны на фронт ушли порядка 600 преподавателей, студентов, аспирантов, работников вуза. А в августе 1942 года, когда гитлеровцы вплотную подступили к городу и начались бесконечные бомбежки, СМИ эвакуировали в Челябинск. Вуз передали в ведение Наркомата танковой промышленности, на его кафедрах начали готовить специалистов по производству танков и артиллерийских орудий, обучать радистов и телефонистов. Научно-исследовательская работа тоже выполнялась для нужд фронта... Вернулись на берега Волги осенью 1943-го, а зимой 1944-го уже возобновили занятия. Уже - потому что город лежал в руинах. Мировое сообщество предлагало оставить его как музей в назидание завоевателям. Как символ ужасов войны. Но город Сталина решено было во что бы то ни стало восстановить. Страна не жалела на это средств, а жители послевоенного Сталинграда - сил. Может поэтому и сегодня в ВолгГТУ так силен дух упорства? Здесь любят повторять: "Дальше фронта не пошлют..."
В 1960-е в СМИ пришли ученые из отраслевых и академических исследовательских учреждений. Механический институт стал политехническим. А в 1990-е годы получил статус гостехуниверситета. Сегодня в ВолгГТУ почти 20 тысяч студентов, примерно треть из них - вечерники и заочники. Занятия с ними ведут на 72 кафедрах, разместившихся не только в Волгограде, но и в городах областного подчинения - Камышине и Волжском. Есть у вуза кроме двух учебных еще и один научно-производственный филиал. В штате сегодня почти 1200 преподавателей, каждый десятый из которых - доктор наук, и 547 - кандидатов наук. Ректор - член-корреспондент РАН. Дела они ведут так, что на рубль государственных вложений добывают еще почти два рубля внебюджетных средств.
- Материальная база лучше, чем при развитом социализме, - улыбается ректор. - Если в 1994 году у нас была 91 тысяча квадратных метров, то сейчас 169 тысяч. Филиалы прибавились.
Постоянный читатель "Поиска", конечно, может заметить, что заслуга в этом достижении принадлежит не только вузу: Волгоградская область - в числе 18 российских регионов-доноров. И руководство ее относится внимательно к науке и образованию. ВолгГТУ из областного и муниципальных бюджетов в 2004 году получил 23,4 миллиона рублей.
Верно, получил. Заслуга же коллектива Волгоградского гостехуниверситета в том, что в смутные 1990-е годы его сотрудники грамотно строили политику вуза, сделали ставку на науку и новые технологии и тем самым сумели заложить основу нынешнего устойчивого развития.
Рейтинг всему голова
Если судить по рейтингу вузов, ВолгГТУ входит в первую лигу технических университетов, то есть в числе 25 процентов лучших. Но, важно ведь не место, а динамика развития. И тут есть над чем поразмышлять. Средний возраст профессорско-преподавательского состава - 53 года, но кандидатов наук до 30 лет в ВолгГТУ с каждым годом все больше. Монографий пишется тоже все больше: если в 2003 году их было 29, то в 2004-м - 54. Издано 5 учебников с грифом министерства и 123 учебных пособия. В том же 2004 году 360 вузов системы Рособразования получили 3700 патентов, то есть примерно по 10 патентов на вуз, а один только ВолгГТУ получил 50. В университете свой отдел интеллектуальной собственности, на развитие в прошлом году из прибыли потратили 60 миллионов рублей. Одного научного оборудования приобрели примерно на 1 миллион долларов. И ректор не устает повторять, что настоящее высшее образование базируется на науке и что только так можно из студента вырастить интеллигента.
Заметьте, не просто квалифицированного специалиста, а интеллигента. Забытая многими цель.
На каждой кафедре Интернет и электронная почта. Сайт вуза "живой", обновляется минимум раз в неделю. Можно с домашнего компьютера познакомиться с результатами учебы ребенка по действующей в вузе системе рейтинга, сравнить его успехи с достижениями сокурсников. Проанализировать все, включая пропуски занятий. Те же данные, кстати, вывешены на стендах. Все честно, открыто. Я поинтересовалась, откуда она взялась, эта система? Оказалось, еще в 1994 году позаимствовали на бумажном носителе в Российском химико-технологическом университете им. Д.И.Менделеева. Затем вузовские информационщики ее доработали и создали электронную версию, которую внедрили в университете повсеместно, вплоть до филиалов.
- Что вам это дало?
- Возможность работать по многоуровневой системе подготовки, ясность и открытость в оценке знаний студентов и работы преподавателей. Я, например, без компьютера вести прием по личным вопросам не могу, - говорит ректор И.Новаков. - Приходит мама: "Мою дочку за одну двойку отчисляют!" Вместо того чтобы долго выяснять, вызывать преподавателей, открываю в компьютере нужный курс, группу...
- Важно не то, что проще стало разбираться со спорными ситуациями, а то, что появились четкие критерии оценки учебы и работы, - комментирует рассказ Владислав Подлеенов, начальник учебно-методического управления университета (туда входит учебный отдел, отдел технических средств обучения, отдел маркетинга и образовательных услуг). - У нас с 1993 года многоуровневая система обучения. Первому проректору профессору Ю.Попову пришлось провести много организационной и разъяснительной работы, прежде чем многоуровневая система и рейтинговая оценка знаний студентов прижились и стали восприниматься не как экзотика, а как ежедневный атрибут вузовского бытия. Первая ступень - четырехлетний бакалавриат, по окончании выпускник получает диплом бакалавра техники и технологии. 10 процентов студентов на этом заканчивают свое образование. Кто добровольно, а кто потому, что не добрал баллов. Всего можно набрать 100, 60 за учебу в семестре и 40 - во время сессии. А по каким контрольным, лабораторным, домашним заданиям - дело кафедры. Чтобы по окончании бакалавриата претендовать на продолжение обучения, надо набрать не менее 75 баллов. Тогда можешь идти дальше: либо по ветви специалист-инженер, либо в магистратуру, куда принимают с учетом склонности к научной работе и с высоким рейтингом. Много ли платят за учебу в магистратуре? Нисколько, сегодня это обучение бесплатное. Когда у нас переходят на второй уровень обучения, то в конкурсе на бюджетные места участвуют все: и кто учился в бакалавриате на бюджетной основе, и кто учился на платной основе. Бесплатная магистратура ожидает только студентов с наивысшим рейтингом. Сейчас у нас магистрантов выпускается ежегодно около 80 человек. Они же наверняка составят основу и аспирантского корпуса. Экзаменов никаких при поступлении на второй уровень студенты не сдают, только если меняют специализацию. Промышленность плохо понимает значение терминов "бакалавр" и "магистр"? Это консерватизм, дело времени и документов. А, как преподавателя, меня бакалавриат, магистратура не смущают. Нагрузка меньше не стала, надо только правильно спроектировать учебные планы. Мы их не один раз переосмысливали, по каждой дисциплине нужна рабочая программа, их у нас более тысячи. Все программы проходили через учебно-методическое управление, были единая методика, форма, и к каждой рабочей программе как приложение - методика рейтингового контроля.
Однако не зря говорят, что как нет худа без добра, так и наоборот: педагогов смущает, что рейтинги отрицательно влияют на дружбу в группах. Раньше все друзья-товарищи, на экзамене помогут, контрольную дадут списать... А при рейтинге самая настоящая конкуренция. Зато много самостоятельной работы. Раньше курс изучали, слушая лекции. Что тебе прочли - то и расскажи. А при модульно-рейтинговой системе требуется в течение семестра, следить, как человек осваивает курс. Для этого на кафедрах используют разные типы самостоятельной работы: рефераты, выступления на семинарах, компьютерные презентации, выполнение различных учебных поручений, творческих заданий, курсовых проектов. Стипендию, получают те, кто набрал минимум 85 баллов. И когда 100 человек успешно оканчивают бакалавриат, известно, что дальше из них только 85 лучших пройдут на бесплатное обучение. Среди них будут и бывшие контрактники, и учившиеся по линии госзадания.
- А 15 процентов - влюбленных или разгильдяев - будут платить, - говорит ректор. И добавляет: - В том случае, если ситуация будет развиваться по нашему сценарию. А если по тому, который предлагает сегодня правительство, то за магистратуру придется платить всем. Вряд ли сегодня население России настолько платежеспособно. Каждый шестой студент нашего университета получает социальную стипендию, а это означает, что родители этих студентов не в состоянии оплачивать обучение своих детей.
Баланс в одно касание
Активная информатизация началась в университете в начале 1980-х. Тогда вуз получил самую современную машину ЕС1061. Чтобы ее установить, пришлось спортивный зал превратить в машинный, настелить фальшполы из толстой алюминиевой плитки, а под ними протянуть шланги с кабелем. Было создано несколько дисплейных классов. Осваивали САПР, графопостроители, а в 1989 году появились персоналки, модем и электронная почта по телефонным проводам. Машины американские, черно-белый экран, огромные дискеты, никаких винчестеров...
А сегодня вычислительная база ВолгГТУ насчитывает более 1800 компьютеров и 70 дисплейных классов, или по одному ПК на 5 студентов. Корпоративная же информационно-вычислительная сеть ВолгГТУ с доступом в Интернет объединяет 46 дисплейных классов и локальные вычислительные сети кафедр и факультетов в пяти учебных корпусах. В 2002 году с целью повышения эффективности управления университетом и всеми имеющимися ресурсами - людскими, финансовыми, материальными, в вузе начали внедрение системы "Университет" на платформе SAP R/3 совместно с партнером SAP AG - компанией РЕДЛАБ. В основу работы этой системы положен принцип интегрированности, который состоит в том, что данные об объектах хранения вводят один раз, а затем они используются всеми подсистемами и подразделениями. Задача проекта - создание адаптируемой, интегрированной, распределенной информационной системы для поддержки административной, учебной и научной деятельности ВолгГТУ. Для начала пришлось выявить и описать бизнес-процессы, выстроить их в последовательную систему взаимно увязанных действий. С января 2004 года система "Университет" введена в продуктивную эксплуатацию.
Следующий шаг - электронный документооборот. Не только приказы, но и все документы должны циркулировать в учреждении в электронном виде по четко определенным правилам. В перспективе есть намерение полностью информатизировать филиалы, развивая и расширяя SAP R/3, а консолидированный баланс получать одним нажатием клавиши.
Как дальше тут видят информатизацию? Прежде надо договориться, в каких величинах оценивать результат информатизации? В рейтинге вузов существует по этому вопросу только один показатель - количество ПК или компьютеризированных рабочих мест. Волгоградцам этого мало. "В чем состоит эффективность информатизации? - размышляют они. - Сокращается время выполнения каких-то действий, уменьшаются трудозатраты на решение задачи, улучшается качество исполнения документации, увеличивается количество лицензий на использование программных продуктов. Как часто аспиранты и студенты пользуются серверами лучших российских и зарубежных электронных библиотек? Многие ли обращаются к банкам данных сервера патентной информации?" Вот таких показателей набралась страничка. Есть над чем дальше работать.
Наука семи лучей
По дороге в Волжский, где университет имеет два филиала - учебный и научно-производственный, проректор по науке В.Лысак называл предприятия, мимо которых лежал наш путь. Высокая плотность индустрии на квадратный километр впечатляла. Для большинства этих компаний университет готовит кадры и ведет научные исследования. Самые разные. Накануне я провела пару часов в научном музее университета. Его организовали лет двадцать назад, чтобы знакомить школьников и студентов с тем, что создано их наставниками - учеными семи вузовских факультетов. Запомнилось несколько экспонатов. Например, полимерное вещество, добавив грамм-другой которого в бочку с мутной водой можно быстро заставить всю взвесь выпасть в осадок или собраться пленкой на поверхности. Дальше эту очищенную воду можно сливать хоть в пруд или огород ею поливать - дело безопасное. Разработка защищена патентами Российской Федерации, а промышленное производство сего растворимого полимера недавно налажено в Волгоградской области. Продукт успешно конкурирует по цене и эффективности с зарубежными соединениями того же предназначения. В прошлом году на Женевском салоне изобретений авторы этого катионного флокулянта - ученые ВолгГГУ - получили золотую медаль.
Произвели впечатление шагающие машины. Точнее, фотографии их макетов. Для сельского хозяйства - дождевальные, для болот и проток - очищающие от зарослей травы и нефтепродуктов, для путешествия по тундре... Конечно, такой шагающий транспорт движется медленнее того, что на гусеничном или колесном ходу, но зато не так сильно, как они, разрушает грунт и при необходимости может буквально карабкаться по отвесным рыхлым склонам. На Западе шагающие машины используют для гуманитарного разминирования, с их помощью исследуют кратеры вулканов, военные США, говорят, делали такой агрегат для НАСА. А у нас... Отечественные шагающие машины, видимо, так и останутся в макетах и единственном опытном экземпляре. Средств на их промышленное исполнение вот уже лет пять никто не может найти, хотя тематикой этой вузовские ученые увлеченно занимались вместе с коллегами из МГУ, институтов машиноведения и математики РАН.
Оптимистичнее звучал рассказ о разработках факультета автомобильного транспорта, которые посвящены повышению безопасности дорожного движения. Россия держит первое место в мире по числу погибших за рулем - 34 тысячи человек в 2004 году. Но часто причину аварии экспертиза ДТП не проясняет. Ученые ВолгГТУ решили исправить эту ситуацию. Ведь подчас от грамотности специалиста, составляющего заключение, зависит судьба людей. Кто виновник происшествия? Водителя судить надо или того, кто спьяну на заводе перекалил деталь, и она на дороге лопнула, или того, кто безалаберно ремонтировал автомобиль? Говорят, теперь эти экспертизы читаются как научный отчет: сразу ясно, в чем была причина беды. Второе направление - диагностика автомобильного транспорта. Вуз вложил деньги в спецоборудование и вот-вот откроет участок, где можно и диагностику машины провести, и учебные занятия на эту тему, и лабораторные, и эксперимент поставить...
Слушая, как заведующие кафедр рассказывали мне обо всех этих начинаниях, В.Лысак в какой-то момент с тоской произнес: "Однако намеченная модернизация высшей школы мало способствует развитию образовательных учреждений. Кому выгодно запретить зарабатывать вузу на организации новых хозрасчетных подразделений? Ну, кому, скажите, хуже стало, что в 2004 году ВолгГТУ выполнил научных исследований на 100 миллионов рублей? Далеко не каждый вуз этим может похвастать".
Подкованная удача
Впрочем, не каждый вуз может похвастать и научно-производственным филиалом, где за месяц выпускают разной "умной" продукции на 5-7 млн рублей. В основном резинотехнической - рукавов для электропечей, трубопроводов, сложных деталей для судостроения, нефтепереработки, химических производств. Откуда филиал раздобыли? Из беды выволокли. Сами. Когда рискнули этот хомут надеть вузу на шею, на производстве уже два с половиной месяца работникам зарплаты не платили. А долгов по налогам скопилось столько, что пять лет, согласно графику, погашают. Вспоминая то время, В.Лысак посмеивается:
- Сообщения о смерти российской науки сильно преувеличены. Хотя если ее с образованием разлучить, высшая школа ослабеет до... церковно-приходской. Когда в 1990-х годах химические производства приватизировали, бывший Волжский НИИ резинотехнических изделий со своим опытным производством остался никому не нужным: фундаментальная наука мелкому предпринимателю лишняя, а малотоннажные выпуски товаров больше хлопотны, чем прибыльны. Предприятие умирало. Власти области в этом были никак не заинтересованы и предложили нам подумать, как найти выход. Мы просчитали все и пошли доказывать руководству Минобразования, что, собравшись с силами, вернем институт к жизни. Спасибо Г.Балыхину - поверил, и мы приняли НИИ в семью вузовских филиалов.
Первым делом взялись восстанавливать связи с заказчиками, в основном - оборонными. Те тоже переживали тяжелые времена, но, на удивление, пошли навстречу. Вероятно, помог авторитет губернатора и ректора: долги предприятию вернули. Словом, выжили благодаря интеграции и редкостному упорству. Тандем производства и науки дает реальный результат. К тому же у нас здесь студенты, аспиранты часто бывают. И учатся, и помогают в цехах.
Сейчас на заводе сильный отдел маркетинга, который подсказывает, от какой нерентабельной продукции надо срочно избавиться, выпуск какой наукоемкой надо налаживать. Спектр ее широк: от хитроумной обшивки подводных лодок до простой подрельсовой подкладки, что смягчает удар рельсы о железобетонную шпалу при движении поезда. Минтрансу этих "резиночек" нужно уйму. ВолгГТУ выиграл тендер на их изготовление и поставку одной из железных дорог страны. Отправляют вагонами. Рецептуру же резины усовершенствовали, продукция получается дешевле и качественнее, чем у конкурентов.
Вторая удача - рукава, по которым хоть кислоту, хоть щелочь годами гнать можно. "Каустик" сейчас рассолы качает сквозь титановые трубы, а те по сварочным швам от электрохимической коррозии горят за год-полтора.
- Мы решили, что наши эксплуатировать выгоднее, - рассказывает Юрий Смирнов, главный конструктор, демонстрируя переходники для таких резиновых рукавов. - Поставили опытную партию на испытание. Наши простояли полтора года без видимых изменений. Заводчане решили подстраховаться: сняли, посмотрели, порезали, порвали - словом, провели комплекс испытаний в лабораторных условиях. И пришли к заключению, что наши резиновые рукава, где фланец защищен и изнутри, и снаружи, можно уверенно эксплуатировать еще год-полтора.
Особенно часто видим студентов, аспирантов и научных сотрудников на участке для обработки материалов взрывом. Видите домик в отдалении? Внутри камера на 8 кг тротила, сейфы для хранения суточного запаса средств взрывания, комнаты для приготовления составов - все отдельно, чтобы ничего не сдетонировало. Помещение, где люди находятся во время эксперимента. Стены огромной толщины. Сложное, уникальное сооружение. А был пустырь, свалка.Теперь вуз здесь науку делает и деньги зарабатывает. Кафедра сварочного производства выполнила "взрывных" договоров на 1,5 млн рублей. А в будущем заработает гораздо больше. На чем? Ну, например, на титановых подковах для племзаводов по выращиванию лошадей. Знаете ли вы, что американцы тяжелые железные подковы давно заменили алюминиевыми? Гораздо легче, но дороговато и быстро истираются. Наши подумали - и методом взрыва сделали композит на основе титана. Изготовили из него подкову, да еще с прочным резиновым кантом. Нарасхват пошли изделия, как сувениры. А тут в Казани строится огромный конноспортивный комплекс, миллионы подков нужны. Ведем переговоры, вероятно, будем поставлять...
Четверть века до 100
В музее истории вуза, которому до 100 лет осталось всего-то четверть века, жизнь страны, как на ладони. От некоторых бумаг - мороз по коже. Например, постановление о снятии с работы ректора Яковлева, который не проводил "настоящей борьбы за очищение института от враждебных элементов. Прием студентов проводился так, что в институт свободно принимались антисоветские люди и даже шпионы"... Доблестные органы НКВД выявили среди студентов первого приема лазутчиков. Один - сын кулака...
"Интересно, какие документы останутся в музее от нашего времени", - подумала я, входя в кабинет вице-губернатора Волгоградской области В.Беспалова. И напрямую спросила руководителя, как, по его мнению, отзовутся на науке и образовании принимаемые сегодня решения?
Виктор Николаевич словно услышал подтекст. Чуть помолчав, ответил:
- Мы не можем изменить ход исторических процессов, но можем повлиять на их плавность. Отсюда, может, не такой будет убийственный результат.
Что касается высшей школы, то у нас очень сильный совет ректоров. Сильный и руководством - ректором ВолгГТУ, и каждым своим членом. Мнения, политические симпатии у ректоров различны, но, когда дело касается интересов высшей школы, они объединяются. Нельзя сейчас, как пообещал министр, на 43 тысячи человек уменьшить бесплатный прием. Страна от этого потеряет, а не выиграет. Много нареканий в адрес филиалов? Так надо навести порядок. Для государства лучше иметь население с высшим образованием, пусть небезупречным, чем без какого-либо. Растет число частных вузов? Там люди за счет собственных средств получают образование? Эти вузы - конкуренция государственным? Пусть, лишь бы работали честно. В том-то и задача государственной образовательной политики, чтобы создать культурный слой, потенциал людей с высшим образованием. Реалии жизни надо стараться менять, а не законы подгонять под несовершенство жизни.
- Вы не боитесь передачи на областной бюджет начального и среднего профобразования?
- И высшего не боюсь. С точки зрения финансов. Область-то донорная. НПО уже 17 лет на нашем бюджете. И колледжи не пропадут с нами. Другой разговор, что отдельно существующий колледж - нонсенс. Он имеет смысл в системе непрерывного образования, лучше всего - в составе вуза. Деньги - вопрос не главный. Но мы совершаем ту ошибку, которую сделали в 1990-м году, когда законом о местном самоуправлении школу отдали муниципалитетам стопроцентно. Так мы и высшую школу можем спихнуть регионам. Может, вузы там и не пропадут, но единого образовательного пространства не будет. Вот где опасность.
- Но Бюджетный кодекс лишает вас права из областного бюджета финансировать федеральную структуру.
- Отнюдь. Будем закладывать средства на помощь в программы, на Думе их утверждать, будем узаконивать системы грантов - на исследовательскую работу, методическую, стипендии молодым ученым. Все - по конкурсу, по тематике, в которой заинтересован налогоплательщик области. Важно правильно отработать механизмы прохождения сумм и добиться результативности работ.
- А если трансформация вузов в ГАНО подведет через год-другой самые стоящие из них под приватизацию?
- Пока, к сожалению, нет подробных документов, что это такое - ГАНО. Как только раздобудем, проведем эксперимент. Попробуем, что получится. Не понравится - вернемся на исходные позиции. Всю модернизацию придумали в Москве, а мы хотим иметь свой опыт. Не какой-нибудь тульский, тамбовский, а наш - волжский или волгоградский.
- Рассчитываете, что хоть один ваш вуз станет национальным?
- А они по каким критериям в национальные попадут? Если по наличию науки, то у нас все университеты серьезно ею занимаются. Если по численности - то в ВолгГТУ более 20 тысяч студентов. Дело не в том, чтобы ярлыки развесить. Важнее разобраться с налогами на землю и имущество. Все образовательные услуги станут гораздо дороже. И таким образом уменьшится количество людей, имеющих возможность заплатить за образование своих детей. Мы этого хотим?
Дети из малообеспеченных семей будут самыми обиженными в стране. И наши потомки, которые, уверен, доживут до 100-летия ВолгГТУ, не оценят нашей спешки. Идеи реорганизации науки и образования требуют осмысления, а не торопливости.