"КОЕ-КОМУ БАРДАК НА ДОРОГАХ НУЖЕН"
ЧЕЛОВЕК ЗА РУЛЕМ: РАЗУМНОЕ СУЩЕСТВО ИЛИ ПРЕСТУПНИК?
В прошлом году на российских дорогах погибли почти 35 тысяч человек и еще 250 тысяч получили увечья. Общий ущерб от ДТП равен 2, 5 процента от ВВП. Это астрономическая цифра: экономика понесла бы аналогичные потери, если бы не работала такая отрасль, как целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая. Между тем автомобилей в стране все больше и больше: с 1994 года по 2004 год количество транспортных средств увеличилось в 2, 3 раза. О том, как разрешить эту проблему, - разговор журналистов "Трибуны" с начальником Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенантом Виктором КИРЬЯНОВЫМ
- Виктор Николаевич, начнем с хрестоматийного вопроса: кто виноват?
- 80 процентов ДТП совершается именно по вине человека за рулем. И только 20 процентов приходится на плохую организацию дорожного движения, несовершенство конструкции машин и прочее. Самая актуальная проблема - превышение скорости. Вторая проблема - выезд на полосу встречного движения. Этот вид нарушения очень трудно выявить. А тяжесть последствий высока.
Еще проблема - управление в нетрезвом состоянии. Закон, ужесточивший наказание, работает лишь с августа прошлого года, но количество ДТП с участием пьяных водителей за 2004 год уже сократилось на 9, 4 процента по сравнению с 2003-м. За январь, февраль и март этого года аналогичное снижение на 12, 4 процента. А это десятки и сотни жизней. - А почему бы в таком случае не поднять штрафы до уровня европейских стран? Человек поневоле задумается: а что же, дурак я, что ли, платить 500 долларов за пересечение двойной сплошной? Скажем, как в Финляндии. И занять жесткую позицию по отношению к возможным жалобам: ну как же так, а где социальная справедливость - человек ездит на старенькой "классике", разве можно с него такие деньги брать? Значит, не надо ездить на такой машине или езди, но не нарушай.
- Согласен, я другой меры не вижу. Едет человек с семьей на дачу. Ну в чем его вина, что кто-то вылетел на полосу встречного движения и врезался в его машину? Страдают ни в чем не повинные люди. Не так давно "Волга" вылетела на автобусную остановку, бабушка погибла, шесть человек ранены. Правильно, не надо исходить из того, что человек не может заплатить большой штраф. Не можешь - не нарушай.
Проблема необременительного для нарушителя размера штрафа порождает и другую. По нашим данным, сегодня собираемость штрафов процентов 20, не больше. Изменить ситуацию достаточно сложно, так как заниматься выплатой небольших штрафов - 50 или 100 рублей - судебному приставу неинтересно. Почему?
Просто невыгодно: издержки выше суммы штрафа. Мы предлагаем: давайте вводить проценты за неуплату штрафа, как во многих цивилизованных странах. А для этого необходимо создать единую базу данных. Хотя надо признать, что создать подобную базу сложно, мы же не Сингапур, страна-то большая. И не всем у нас нужен порядок. Есть силы, которые заинтересованы как раз в обратном. Назовем вещи своими именами: кое-кому нужен бардак.
- Речь идет о политическом противодействии?- Я бы не назвал это политическим противодействием. Не проходит недели, чтобы я не выступал в Думе или не разъяснял нашу позицию в правительстве. И скажу, что на самом верху мы находим понимание. Но при этом есть отдельные чиновники, которые в силу своего хрестоматийного нежелания чем-либо заниматься вставляют палки в колеса.
Тем не менее активно работаем. Я думаю, результат будет, база создана будет.
- Вы сказали, что на самом высоком уровне понимание есть. В чем это выражается?
- Не так давно меня пригласили в Администрацию президента, мы 40 минут очень обстоятельно разговаривали. Принято решение этой и многим другим проблемам безопасности дорожного движения посвятить специальное заседание Госсовета. Это большая победа. Первое заседание рабочей группы, кстати, уже состоялось.
- Среди причин небезопасного передвижения по нашим дорогам - состояние самих дорог, не так ли?
- С большим удовольствием езжу за рулем, например, по трассе Москва - Санкт-Петербург. Не самая худшая трасса, но сколько проблем! Вот, поставили отбойники. Они забрызганы грязью, не отражают свет, как положено. Бедные водители! Порой надо проявить виртуозное мастерство, чтобы избежать с этими отбойниками столкновения. Да и по освещению дорог надо очень предметно разобраться.
Раньше на федеральных дорогах содержали светофоры органы исполнительной власти. Эти объекты отработали свой ресурс, их надо обновлять. Но сегодня федеральное агентство их не хочет брать на баланс, как это положено по закону, и как раз потому, что светофоры очень старые. А органы субъекта Федерации не должны их содержать. Идет перетягивание каната. И фактически никто ни за что толком не отвечает... На Госсовете тоже будем поднимать эту проблему.
- Виктор Николаевич, а почему человек без страховки не может продать свою машину? Процесс продажи занимает, предположим, пару недель. Ради этого приходится страховать минимум на полгода, а затем пытаться расторгнуть страховой договор и вернуть свои деньги назад. Почему у нас нельзя страховать, как за границей? Там ведь хоть на неделю машину застрахуют. Ведь туристов страхуют на десять дней!
- Это вопрос к законодателям. Мы, кстати, эту проблему тоже поднимали. Согласен, должна быть кратковременная страховка. Хоть на неделю, хоть на месяц. Думаю, надо почаще к нашим депутатам обращаться. И нам, и вам.
- А в целом ОСАГО положительно или отрицательно сказалось на безопасности движения?
- Пока надо подождать с выводами, накопить статистики для анализа. Я бы хотел остановиться на ином аспекте ОСАГО. Почему бы для законопослушных водителей уже сегодня не снизить вдвое стоимость полиса ОСАГО? И, напротив, резко увеличить страховку для тех, кто нарушает правила и по чьей вине происходят ДТП. - Страховщики будут против?
- Очевидно. Боятся, что не справятся с выплатами. Я не готов за них считать деньги, но ситуацию надо рассматривать.
Мы постараемся сделать так, чтобы на так называемое "железо" (ДТП без причинения ущерба здоровью людей) инспектора не выезжали. Сколько мы на это тратим времени! Скажем, в гололед количество ДТП увеличивается примерно в три раза. Водители справедливо жалуются на нерасторопность инспекторов, мы принимаем меры, инспекторов заставляем работать в две смены. А в идеале надо бы, как во всем мире: участники ДТП самостоятельно зафиксировали факт, обменялись полюсами, разъехались. И все! Пусть страховщики сами разбираются. Мы вносим такие предложения, идут долгие и совсем не простые согласования.
К слову, насчет претензий к личному составу. Будем объективны: посмотрите, в каких они работают условиях. Мы провели эксперимент по медицинскому освидетельствованию инспекторов, которые стоят в Москве на Кутузовском проспекте. Картина-то получилась страшная. Инспектора, отработавшие по 5
- 10 - 15 лет, столько свинца уже наглотались, что у этих людей фактически не осталось здоровых органов. Вы, когда полчаса-час стоите в пробке, и то чувствуете, что дышать нечем. А они целыми днями на дороге! В Москве, в ряде других больших городов работать просто невозможно.
У меня сейчас главная задача
- сохранить службу. Вот отобрали десять перспективных выпускников МАДИ, я лично проводил с ребятами собеседование. Специалисты в области организации дорожного движения нужны позарез. И знаете, что в итоге? ! Ни один к нам работать не пришел. Кто-то из кандидатов только что женился, просит выделить хотя бы комнату. Кто-то хочет достойную зарплату. А мы не можем им этого предоставить. Проблем много...
- А вы помните свой первый день за рулем?
- Я из маленького городка - из Тихвина Ленинградской области. У нас в Доме пионеров был такой инструктор - Ваня Трубка. Трубка - это не фамилия, просто мы, пацаны, его так называли, он всегда с трубкой ходил. Фронтовик. Пришел с войны с полуторкой, на ней и работал. И у него самое большое удовольствие было обучать детей на этой полуторке.
Вот на ней я и учился. Первые ощущения за рулем? Да как будто полетел на ракете... Впоследствии я помог Дому пионеров эту полуторку сохранить, мы купили новую машину, а полуторку я забрал, она официально зарегистрирована на меня, находится в Санкт-Петербурге.
- В рабочем состоянии?
- В рабочем. Если потребуется, могу отдать на Парад на 9 Мая.
- Вы сказали, что сами регулярно садитесь за руль. Не лихачите?
- Лихачу я не на дорогах, а в Тушино, там специальная трасса проложена. Я ведь президент Российской автомобильной федерации. А после того как там нагоняешься, то получаешь удовольствие от спокойной езды по городу.
* * *
Страна узнает своих героев в лицо
Мысленно ответьте на вопрос: "Лично вы, уважаемый читатель, можете вспомнить случай героизма сотрудников ГИБДД? " Скорее всего ответ положительный. На слуху история, когда инспектора остановили дезертиров и вступили с ними в неравный бой. А совсем недавно двое сотрудников
ГИБДД вытащили ребятишек из огня...
Но все-таки, положа руку на сердце, надо признать, что негатив в СМИ, как правило, превалирует над позитивом. Хотя очевидно, что воспитывать общество надо на положительных примерах. Нигде и никогда воспитание на отрицательных примерах не приносило пользы.
Редакция "Трибуны" решила внести свой посильный вклад в торжество социальной справедливости.
Интеллектуальный потенциал своих корреспондентов в редакции и в регионах, а также и всех газет, которые являются участниками общефедеральной программы "Трибуна России", мы бросаем на решение достойной задачи: в течение года совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения ищем сотрудников ГИБДД, которые в нашей повседневной жизни совершили подвиг.
Ежегодно, за один месяц до профессионального праздника героев наших будущих публикаций (3 июля) жюри будет подводить итоги конкурса. Сотрудники ГИБДД, признанные лучшими, получат дипломы, ценные подарки и специальные призы. Какие именно? Пока - тайна. Впрочем, немного приоткроем секрет: победители конкурса смогут и достойно отдохнуть, и повидать мир...
ФОТО НАТАЛЬИ НЕЧАЕВОЙ