Перейти к основному содержанию

Главная      Их осталось 24

Их осталось 24

16 марта 2005 года надолго останется в нашей памяти. Именно в этот день на территории округа потерпел крушение самолет Ан-24, на борту которого находились 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Погибло 28 человек. Чудом можно назвать то, что остались живые. Ведь в большинстве случаев при пожаре на воздушном судне погибают все.

Трагедия произошла в 13.42 по московскому времени. Именно тогда, не долетев пяти километров до посадочной полосы, самолет исчез с экранов радаров. Уже через 16 минут на пульт диспетчера Главного управления МЧС России по НАО поступил сигнал - Ан-24 пропал с экранов при заходе на посадку в вахтовом поселке Варандей. По тревоге были подняты поисково-спасательные службы. Под руководством первого заместителя главы администрации НАО Игоря Евгеньевича Норко сразу был создан штаб по организации аварийно-спасательных работ. Спасатели совместно с врачами окружной больницы тем временем уже направлялись в аэропорт, откуда в 14.36 вылетели в район Варандея.

В городе же врачи окружной больницы обзванивали своих коллег и просили прийти на работу, для подстраховки. Не отказался никто! Более того, узнав о катастрофе из сообщений СМИ, медики сами приходили на работу. В режиме ожидания находились и доноры. Потерпевших ждали к 19 часам.

Первый борт в аэропорту Нарьян-Мара приземлился в 19.10. Пострадавших незамедлительно переносили в кареты "скорой помощи" и отправляли в больницу.

Для обеспечения максимально быстрой доставки были задействованы и сотрудники ДПС, они перекрыли дорогу, чтобы дать "зеленый свет" машинам "скорой".

К сожалению, у нас еще есть люди, которые не только не соблюдают правила дорожного движения, но и просто относятся к чужой беде с равнодушием. В районе городского моста, где дорога и так узкая, один из водителей упорно не хотел уступать дорогу "скорой", на которой везли первого пострадавшего. Пока по "громкой связи", в русских выражениях его не попросили это сделать. Хорошо, что это единственный случай.

В первую очередь, в приемное отделение везли особо тяжелых пострадавших. Видя, в каком состоянии эти люди находились, можно представить, что с ними произошло, в каком аду они побывали. Переломанные руки и ноги. Окровавленные лица. Невыносимая боль в глазах. Даже те, у кого не было серьезных травм, выглядели ужасно.

Нужно отдать должное нашим врачам за их профессионализм и оперативность. Всю ночь они трудились не покладая рук: делали необходимые исследования, рентгеновские снимки, накладывали гипс и так далее. На помощь нарьян-марским коллегам прилетели врачи из Архангельска - травматологи, анестезиологи, медсестры.

ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО?

Наверное, это был главный вопрос, интересовавший журналистов, собравшихся на следующий день на пресс-конференцию. Руководитель Управления по делам ГО и ЧС НАО Александр Борисович Елесин отказался комментировать возможные причины аварии. Сказал, что все выводы сделает госкомиссия. Но постарался обрисовать общую картину.

Самолет Ан-24, не долетев пяти километров до взлетно-посадочной полосы, правым шасси "зацепил кучу песчаной смеси" и буквально через 20 - 30 метров головной частью врезался в другую кучу. При ударе выбило входную дверь, лопнул фюзеляж. В салон начал поступать керосин, и самолет загорелся. Спаслись только те, кто находился в хвостовой части.

Самолет упал на краю поселка, где работали строители. Они бросились на помощь попавшим в катастрофу вахтовикам. Тушением пожара занималась ведомственная пожарно-спасательная группа. Именно спасатели оказали первую помощь до прибытия медиков из Нарьян-Мара. ***

Вот воспоминания двух пострадавших, с которыми удалось побеседовать на следующий день. Владимир из Тюмени, 39 лет, рассказывал:

- Видимо, я родился в рубашке. Но очень тяжело вспоминать все это. Все погибшие в самолете - мои знакомые, коллеги по работе. Я летел из Перми. Посадка была в Усинске. Самолет летел очень низко, накренившись на левую сторону. До взлетно-посадочной полосы мы не долетели. Удар пришелся на левое крыло и лобовую часть самолета. Поэтому находившимся в передней части салона спастись было сложно.

Когда стюардесса объявила о посадке, я пристегнул ремень, а потом почувствовал удар. И самолет практически сразу загорелся, через одну минуту. Запах гари был сильным. Паники не было, пассажиры сохраняли спокойствие. Кто мог ходить, помогали эвакуироваться тем, кто не способен был двигаться. Кто-то терял сознание, кого-то тошнило. Я чувствовал себя относительно нормально. Пострадавших вытаскивали через задние двери и через отверстие в фюзеляже самолета. Потом к нам подбежали люди, которые находились неподалеку от места катастрофы. Тоже стали помогать вытаскивать пострадавших. Вся эвакуация длилась 10 - 15 минут. Подъехали машины - пожарная, "скорая помощь". Внутри салона все было в керосине. Тушить, думаю, было бесполезно. Кто смог выбраться в первые 5 - 10 минут, те и остались живы. Взрыва не было - самолет просто сгорел.

- Сразу же уцелевшим была оказана первая медицинская помощь, - продолжает Владимир. - Кто сам садился в карету "скорой помощи", кого доставляли туда на носилках. До последнего, пока было возможно находиться возле самолета, колотили кувалдами, ломами, ломали обшивку самолета, чтобы вытащить людей. Мороз стоял около 25 градусов. И люди, кто в чем был одет, так и выскакивали из самолета. Мой хороший знакомый оказался без верхней одежды. У него была сломана нога. Я накрыл его своей курткой. Потом нас транспортировали в медсанчасть Варандея. Там мы пробыли часа два и затем вертолетом были доставлены в Нарьян-Мар.

В РУБАШКЕ РОДИЛСЯ

- Я даже испугаться не успел, - рассказывает Вадим из Перми. - Читал газету, а затем почувствовал удар и понял, что-то происходит не то. Сразу же начался пожар. Надо было всем быстрее выбираться... Около моего кресла лопнул фюзеляж, образовалась трещина. Кто поменьше, смогли пролезть в нее... Тех, у кого были переломы и кто не способен был передвигаться, оттаскивали от самолета. Боялись, что он взорвется.

- Дома остались двое детей - сын, 13 лет, и дочь трех лет. Позвонил домой, сказал, что жив-здоров, руки ноги целы. Жена еще не знала о катастрофе, я ее поспешил упредить, чтобы не волновалась. Когда я позвонил ей в следующий раз, она уже слышала по центральным каналам сообщение о крушении самолета, сказала мне: "С днем рождения". Да, Вадиму повезло. Как повезло Камилю Ахметзянову и другим спасшимся нефтяникам. Камиля разыскивали жена и дочь через "Комсомольскую правду" и нашу газету. После пресс-конференции мы сообщили журналистам в Москву и Пермь, что Камиль жив. Зато другим пермякам не повезло - их родственники погибли. Как сообщить матери о гибели двух сыновей? Алексея и Игоря Г-вых нет в списке спасенных. Как нет отца и сына Р-вых...

"ЛУКОЙЛ" ОКАЖЕТ ПОМОЩЬ

Так что же послужило причиной катастрофы? На сегодняшний день выдвинуто множество предположений и версий. Некоторые считают, что всему виной человеческий фактор, ошибка пилота. Но как же быть с тем, что командиром корабля был пилот первого класса, который не впервые летел в Варандей. Метеоусловия были отличные. Почему самолет летел так низко, накренившись на левый борт (как утверждают очевидцы), что в пяти километрах от взлетно-посадочной полосы зацепил кучу песка, высотою в 3 - 4 метра? Не причиной ли всему изношенность парка самолетов?

Конечно, на все эти вопросы ответит государственная комиссия. Мы можем лишь предполагать.

Руководители "ЛУКОЙЛа" уже сейчас заявили о намерении провести собственное расследование. Что ж, будем ждать. Кроме этого, НК "ЛУКОЙЛ" окажет помощь семьям нефтяников.

"Мы приняли решение оказать материальную помощь членам семей погибших нефтяников", - заявил ИНТЕРФАКСУ Вагит Алекперов. "В этот момент мы скорбим вместе с вами. Вся компания скорбит по поводу трагедии самолета Ан-24, правление принимает активное участие в помощи МЧС в расследовании этой трагедии".

17 марта в Нарьян-Мар прибыла группа пермских врачей и спасателей во главе с замом губернатора области В. Сухих. 19 своих пострадавших земляков они увезли в Пермь.