ДОМ, ГДЕ СОГРЕВАЮТСЯ СЕРДЦА
Здесь дают знания и надежду
Когда речь заходит о формировании отечественной системы образования и воспитания, педагоги невольно вздрагивают. Увы, для них это "реформирование", как правило, не предвещает ничего хорошего. Вот и работники барнаульской специальной (коррекционной) школы-интерната N 2 в последнее время живут в напряженном ожидании, поскольку чиновники различных уровней вовсю обсуждают вопрос о целесообразности существования учебных заведений такого типа.
В школе-интернате N 2 живут и учатся ребятишки с проблемами в умственном развитии. К сожалению, нынешняя социальная ситуация "благоприятствует" появлению таких детей, многие из которых, кстати, являются инвалидами. Ясное дело, в обычной школе учиться они просто не смогут, так как этим детям требуются специальные программы, учитывающие специфические особенности их развития.
В ходе уроков и внеклассных занятий во второй половине дня учителя и воспитатели ведут работу по коррекции недостатков умственного и физического развития учеников, стараются сформировать у них положительные личностные качества и благоприятную эмоционально-волевую среду. Поэтому в школе-интернате "приживаются" педагоги, обладающие не только необходимыми знаниями и опытом, но и способные окружить своих воспитанников добротой и любовью, обладающие известной долей терпения.
Главный предмет в школе-интернате - трудовое обучение, во время которого ребята получают начальное профессиональное образование. Занятия проходят в специально оборудованных мастерских по пяти направлениям: швейное, столярное, слесарное, штукатурно-малярное и обслуживающий труд.
Именно во время трудового обучения и начинается адаптация детей к предстоящей взрослой жизни.
Занятия даром не проходят - после школы многие ребята продолжают обучение в профессиональных училищах N 13, 16, 33, 81, 20, 37 и в вечерней школе.
Во время трудовых занятий преподаватели дают ученикам понимание ценности их труда От этого ребята стремятся выполнить работу с наилучшим качеством. Для закрепления навыков в школе-интернате ежегодно проводится "Неделя труда", в ходе которой победители награждаются грамотой "Лучший по профессии".
На уроках труда ученики изготавливают различные поделки из дерева, опилок, соломки, а также вышивают. При этом они постоянно изготовляют необходимые для школы предметы - лопаты, подставки, гардины, шторы, покрывала и т. д. Причем их работы занимают призовые места на краевых и городских выставках детского творчества.
Как известно, проблема воспитания стоит достаточно остро в обычных школах, а здесь ей уделяют повышенное внимание. Оно и понятно: большинство детей - из неблагополучных семей, что вполне объяснимо, учитывая их недуг. По словам заместителя директора школы-интерната по воспитательной работе Елены Леонидовны Глебской, "в современных условиях специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 встала на путь создания и развития воспитательной системы гуманистического типа, ориентированной на личностное развитие школьников на основе неповрежденных природных способностей. В школе создана атмосфера социальной защищенности и содружества в процессе совместной деятельности. Для этого в 2001 году была создана детская и подростковая организация "Мы", девизом которой является "За Родину, добро и справедливость".
В школе-интернате также имеются кружки и студии, в которых дети имеют возможность петь, танцевать, рисовать, лепить-то есть заниматься творчеством. Периодически устраиваются экскурсии в музеи - краеведческий и Государственный художественный и на концерты театра песни "Каприз".
На внеклассных занятиях проводятся сюжетно-ролевые игры "Самые полезные продукты", игры-соревнования "Как правильно есть", викторины "Здоровая пища", а также конкурсы рисунков, плакатов, сочинений и др. Кстати, за работу по программе "Воспитание здорового ученика" педагоги школы-интерната N 2 были награждены дипломом мэра Барнаула Владимира Колганова.
Пропаганда здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная работа, несомненно, приносят свои плоды. Не так давно воспитатели проводили среди школьников опрос: что необходимо им прежде всего для нормальной, достойной жизни? Первое место дети отдали здоровью, которое потеснило даже деньги, за которые, говорят, это самое здоровье не купишь.
Особое место в воспитательном процессе уделяется патриотическому воспитанию: проводятся специальные занятия, устраиваются конкурсы, выпускаются стенгазеты. Сейчас вовсю идет подготовка к празднованию 60-летия Победы, педагоги обещают интересную насыщенную программу.
Помимо этого дети получают основы экологического, экономического образования, изучают правила дорожного движения.
Трудно сказать, какими мотивами руководствуются чиновники Министерства образования при рассмотрении программ развития российской воспитательно-образовательной системы, если среди них встречаются такие, что исключают само существование школ для детей с ограниченными возможностями и проблемами в развитии. Но, судя по всему, известное высказывание профессора Н. Щурковой "Трудно быть воспитанным, если тебя не воспитывают" - в расчет ими принимается все меньше.
Администрация школы-интерната N 2 в лице директора С.Н. Панкова (тел.: 33-54-19, 33-54-12) благодарит комитет по образованию г. Барнаула за постоянную заботу о своих воспитанниках и надеется, что откликнутся люди, которым небезразлична судьба обездоленных детей.