Перейти к основному содержанию

Главная      Обостренный материнский инстинкт

Обостренный материнский инстинкт

Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"

Инспектор ГАИ Марина Иусова учит детей самому главному - беречь собственную жизнь

Интересные уроки жизни

Младшие классы. Дополнительный урок. Занятие сверх положенной программы едва ли может дать детишкам повод для радости. На улице гуляет бодрый ветерок, дома - магнитофон, компьютер, телевизор - простые радости обычных детей. И тем не менее желающих отвечать на не самые простые вопросы - хоть отбавляй. Вверх тянется лес рук, а дети с присущей им непосредственностью выкрикивают: "Спросите меня, я знаю!". Обычно такой успех можно объяснить двумя факторами: либо на этом уроке детям предоставлена столь любимая ими вольница, либо учитель нашел ту особую алхимическую формулу, которая позволяет превращать любой школьный предмет в любимый. Но преподаваемый предмет - вовсе не из школьного курса, а в качестве учителя выступает не педагог-профи, а женщина из районного отдела ГАИ... Секрет успеха прост - всех детей надо любить как своих.

Марина Иусова, инспектор отдела ГАИ Советского РУВД Владивостока по пропаганде безопасности дорожного движения, на самом деле давно мечтала работать с детьми. Все 14 лет, которые она работает в госавтоинспекции. В 2002 году ее мечта сбылась.

Марина Иусова:

- Работать с детьми меня заставляет обостренный материнский инстинкт. Мне всегда больно видеть детей, попавших под колеса. Сами видите, какая ситуация на дорогах. Культура водителей порой очень низка, да и глупо перевоспитывать взрослых. А вот дать знания ребенку, как вести себя на дороге, мне вполне по силам. И, конечно, передавать такие знания надо играючи. Стараюсь работать с разными жанрами: тут и викторины, и конкурсы рисунков, и сценки, которые дети ставят сами. И подарки! У детей должен быть стимул. Нет в наших конкурсах побежденных: подарки - календарики, значки, плакатики, вымпелы - получают и победители, и проигравшие.

Эффект игры

Марина Иусова говорит, что для нее нет проблем в налаживании контакта с детьми. Она не ищет каких-то хитрых методов или психологических ключей. Ей это дано свыше. "Если на моих занятиях и есть шум, то только от азарта!".

То, как работает с детьми Иусова, заслуживает отдельного описания. Большинство сценариев игр и викторин она

придумывает сама. Например, "несуществующий знак". Ребенок должен нарисовать несуществующий дорожный знак. Все просто и наивно. Однако терапевтический эффект налицо - для того, чтобы нарисовать то, чего нет, надо сначала посмотреть то, что есть. А уж потом... Одни запрещают парковаться Бэтмену, другие рисуют уникальный знак "туалет всем" , третьи - "высадка инопланетян запрещена". А все эти словесные добавочки, так приятные любому уху, - "умненькая" , "хорошенький" , "оригинальненький" - могут порадовать не только ребенка, но и любого взрослого.

О роли женщины в ГАИ

Я не удержался и спросил у Марины Эдуардовны: как на нее влияет форма, не давит ли груз офицерских погон, а также какое начало доминирует в ее работе - женское или милицейское?

Марина Иусова:

- Конечно же форма дисциплинирует. Сама, во-первых, уже не имею права нарушить правила дорожного движения.

Во-вторых, никому не позволю этого сделать. Бывает, видишь, как ребенок пытается перебежать через дорогу там, где это нельзя делать, - хватаешь за рукав, останавливаешь. Дочь я воспитала так, что теперь точно знаю: она правил не нарушит. И все же женского во мне больше, чем милицейского. Как не сопереживать ребенку, который пострадал? Детский травматизм на дороге нельзя измерить цифрами: в своем районе я плотно работаю с 16 школами. Казалось бы, результат должен быть фантастическим. А тем не менее за прошлый год в ДТП пострадали 62 ребенка в Советском районе. Правда, когда начали изучать проблему, выяснилось, что большинство пострадавших детей - не из наших школ. И самое страшное: пострадали в основном по вине взрослых. Досадно, больно, обидно...

Вообще, женщина должна работать в том милицейском подразделении, в котором чувствует себя востребованной. Идешь, бывает, после занятий с детьми, и понимаешь: день прожит не зря, если на дороге пострадает хотя бы одним ребенком меньше.