Скажем "стоп" ДТП
Состоялась презентация русского издания "Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма", совместно выпущенного Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком. В работе конференции приняли участие: Кристалина Георгиева, директор и постоянный представитель Всемирного банка в России; Микко Виенонен, специальный представитель генерального директора ВОЗ в России; Владимир Швецов, заместитель начальника Департамента безопасности дорожного движения МВД России; Владимир Егоров, советник Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Прошло широкое обсуждение проблем высокой смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий в нашей стране и путей выхода из сложившейся ситуации.
Ежегодно в мире регистрируется 1, 2 миллиона случаев смерти и 50 миллионов инвалидности, обусловленных дорожно-транспортным травматизмом. В одном только европейском регионе Всемирной организации здравоохранения 2, 4 миллиона человек ежегодно получают травмы и увечья в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и 127 000 человек умирают от них. Львиная доля этой неутешительной статистики принадлежит нашей стране. По официальным данным, несчастные случаи на дорогах Российской Федерации каждый день уносят жизни не менее 100 человек, а общее число жертв ежегодно достигает 36 000 человек и около 250 000 человек получают травмы и увечья. Самую дорогую цену платят дети и молодежь. Каждый год на дорогах Европы гибнут не меньше 6 500 детей, из них более 1 500 - в Российской Федерации.
Молодые мужчины составляют 80 процентов от общего числа погибших, и это в стране, где демографические показатели и без того угрожающие! Реальные цифры погибших в результате ДТП в России могут быть выше, так как значительное число лиц с травмами и увечьями умирают по пути в больницу или спустя какое-то время уже в больнице.
Следует отметить, что число смертельных случаев от ДТП лишь верхушка айсберга - за ними психические и психологические травмы и продолжительная нетрудоспособность, представляющие значительную дополнительную нагрузку для здравоохранения. Социально-экономический ущерб от ДТП в Российской Федерации оценивается в пределах 1, 5-5 процентов ВВП.
Скорость - основной фактор смертельного риска на безобразных российских дорогах как для водителей с их пассажирами, так и для пешеходов, вынесших еще со школьной скамьи глубокое убеждение классика, что "...какой же русский не любит быстрой езды!".
Другой фактор риска - управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Согласно официальным данным это являлось исходной причиной около 20 процентов от общего числа ДТП, регистрируемых в Российской Федерации. Использование ремней безопасности в России не превышает 20 процентов и является самым низким показателем в Европе.
Состояние дорог в России известно всем и каждому, и мало что изменилось за последние несколько веков.
И все же смерть и увечья на дорогах можно предотвратить, о чем свидетельствует убедительный пример многих стран, представленных в совместном докладе ВОЗ и Всемирного банка. Издание доклада на русском языке несомненно будет способствовать принятию конкретных мер на основе достоверных данных и развитию в России подхода к проблеме дорожной безопасности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. ВОЗ, Европейская конференция министров транспорта и Всемирный банк ведут в настоящее время сотрудничество с российскими министерствами транспорта и внутренних дел, а также с другими соответствующими ведомствами для изучения ситуации. Эта работа включает анализ существующих норм и проводимой политики, чтобы сформулировать рекомендации, способные содействовать дальнейшему повышению эффективности борьбы с дорожно-транспортным травматизмом в Российской Федерации.