Перейти к основному содержанию

Главная      План действий ЕС-Молдова

План действий ЕС-Молдова

1. Введение

Состоявшееся 1 мая 2004 года расширение Европейского союза определило историческое изменение Союза в политическом, географическом и экономическом направлениях, укрепив дальнейшую политическую и экономическую взаимозависимость Молдовы и ЕС. Расширение предоставляет Молдове и ЕС возможность развития последовательного сближения, повышения степени экономической интеграции и углубления политического сотрудничества. Европейскому союзу и Молдове надлежит использовать предоставившуюся возможность для укрепления взаимоотношений, продвижения стабильности, безопасности и благосостояния. Основой для данной разработки служат партнерство, общие и отличительные свойства. Ее назначение заключается в дальнейшем развитии стратегического партнерства между Молдовой и ЕС.

Проводимая Европой политика соседства с ЕС определяет масштабные цели, вытекающие из обязательств по продвижению общих ценностей и эффективному внедрению политических, экономических и институционных реформ.

Молдове предложено установить с ЕС более тесные отношения в области политики, безопасности, экономики и культуры, расширить трансграничное сотрудничество, разделить ответственность в том, что касается предупреждения и разрешения конфликтов. Разрешение приднестровского конфликта является одной из ключевых задач настоящего плана мероприятий.

Качество взаимоотношений будет зависить от степени ответственности Молдовы за продвижение общих ценностей, а также от способности внедрять совместно установленные приоритеты. Ритм развития отношений продемонстрирует уровень усилий Молдовы и полноту конкретных достижений в выполнении упомянутых обязательств.

Настоящий план действий - первый шаг на данном пути. План ЕС - Молдова является политическим документом, устанавливающим стратегические цели сотрудничества Молдовы и ЕС. Временные рамки внедрения плана действий ограничены 3 годами. Его осуществление призвано способствовать выполнению положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и достижению Молдовой важнейшей задачи - последовательной интеграции в экономические и общественные структуры Европы. Внедрение плана благоприятно скажется на процессе приведения молдавского законодательства и стандартов в соответствие с европейскими. В данной связи план действий послужит надежным фундаментом для дальнейшей экономической интеграции, основанной на принятии и внедрении экономических и торговых правил и регламентирований, направленых на расширение торговли, увеличение объемов инвестиций, обеспечение устойчивого развития. Кроме того, план будет способствовать разработке и внедрению политики и действий, касающихся экономического роста и сплоченности общества, сокращения уровня бедности и защиты окружающей среды, обеспечивая, таким образом, достижение устойчивого развития - долгосрочной задачи для Республики Молдова.

В области внедрения плана действий необходимо тесное сотрудничество Молдовы и ЕС.

Европейский союз признает устремление Молдовы в Европу, одобрил "Концепцию интеграции Молдовы в ЕС". На ближайшее время СПС остается жизнеспособной основой, обеспечивающей взаимодействие Европейского союза и Республики Молдова.

Новые перспективы партнерства

Европейская политика соседства открывает новые перспективы для партнерства:

- перспективу достижения высокого уровня интеграции, включая доступ на внутренние рынки ЕС и возможность участия в ключевых сферах политики и программ Европейского союза;

- повышение уровня интенсивности политического сотрудничества путем дальнейшего развития механизмов политического диалога;

- обеспечение обязательства ЕС в том, что касается содействия в разрешении приднестровского конфликта, с использованием имеющихся в распоряжении ЕС инструментов, в тесном консультационном взаимодействии с ОБСЕ. ЕС проявляет готовность рассмотреть пути дальнейшего исполнения взятого обязательства;

- достижение общности экономического законодательства, взаимной открытости экономики и последовательного устранения барьеров на пути торговли, в целях стимулирования объемов инвестиций и экономического роста;

- повышенную финансовую поддержку: финансовая помощь ЕС для Молдовы будет направлена на проведение мероприятий, сформулированных в настоящем документе.С этой целью предложен новый Инструмент европейского соседства и партнерства (ИЕСП), включающий в себя важнейшие аспекты трансграничного и транснационального сотрудничества между Молдовой и государствами-членами ЕС;

- возможность постепенного создания или совместного участия в программах Сообщества, направленных на укрепление культурных, образовательных, экологических, научно-технических связей;

- поддержку, в том числе техническую, twinning-ов для выполнения европейских стандартов и норм, а также оказание консультационной и целевой помощи в плане приведения в соответствие законодательства, с использованием механизма технической помощи и обмена информацией (TAIEX);

- расширение торговли и экономических отношений;

- установление конструктивного диалога в части сотрудничества в области виз между ЕС и Молдовой, включая обмен мнениями о возможности упрощения процедуры выдачи виз;

- образование Делегации Европейской комиссии в Молдове.

В рамках выполнения задач настоящего плана действий и общего развития взаимоотношений ЕС - Молдова будут рассматриваться возможности установления новых договорных отношений.

Приоритетные мероприятия

Планом действий определен внушительный пакет приоритетов в областях, включенных в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Особое внимание надлежит обратить на следующие:

- усилия в области разрешения приднестровского конфликта;

- дальнейшее укрепление стабильности и эффективности институтов, которые служат гарантией демократии и верховенства закона; обеспечение демократического проведения выборов в Молдове в соответствии с европейскими стандартами;

- обеспечение свободы прессы и выражения мнений;

- укрепление административных и судебных возможностей;

- возобновление сотрудничества с международными финансовыми институтами (МФИ); проведение мероприятий по снижению уровня бедности, экономическому росту, обеспеченному частным сектором и налоговой стабильностью;

- улучшение инвестиционного климата путем проведения адекватных структурных реформ в части обеспечения недискриминационных условий и открытости, в том числе путем борьбы с коррупцией;

- движение к эффективной и всеохватной системе пограничного менеджмента на всех секторах границы Молдовы, включая приднестровский;

- действия по достижению предоставления Европейским союзом автономных торговых преференций путем обеспечения эффективного контроля над происхождением молдавских товаров;

- усиление борьбы с организованной преступностью, включая торговлю людьми;

- обеспечение эффективности управления миграционными потоками, в том числе инициирование процесса по заключению соглашения о повторном допуске между ЕС и Молдовой.

Успехи в достижении отмеченных приоритетов будут оцениваться организмами, определенными в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве и Европейской комиссией, которой в середине периода внедрения плана действий будет разработан соответствующий отчет. На основании указанной оценки ЕС совместно с Республикой Молдова проведет корректировку содержания плана действий и примет решение о его адаптировании и обновлении. Второй отчет будет разработан Комиссией спустя 3 года, и на его основе будет принято решение о следующем шаге в развитии двусторонних отношений, в том числе о возможности установления новых договорных отношений.

2.1 Политический диалог и реформы

Демократия и верховенство закона(1) Укрепление стабильности и повышение эффективности институтов, которые служат гарантией демократии и верховенства закона.

- В контексте усилий по разрешению приднестровской проблемы - обеспечение законодательной и конституционной реформы в соответствии с европейскими стандартами, продолжение сотрудничества на уровне экспертов и консультаций с Венецианской комиссией и ЕС, а также обеспечение конституционной базы, демократической и стабильной как для граждан, так и для государственных институтов Молдовы.

- Обеспечение корректного функционирования парламента, включая реформу парламентской неприкосновенности в соответствии с предложениями Совета Европы. Обеспечение демократического проведения выборов в 2005 году в соответствии с европейскими стандартами и устранение имеющихся недостатков, отмеченных в рекомендациях ОБСЕ и ODIHR.- Продолжение административной реформы и укрепление местного самоуправления в соответствии с европейскими стандартами, главным образом, изложенными в Европейской хартии местного самоуправления, и уделение особого внимания экспертизе и рекомендациям Конгреса местных и региональных властей в Европе, в том числе касающихся управления местными бюджетами администрациями на местах и предоставление бюджетных компетенций. Укрепление верховенства закона путем повышения эффективности судебной власти и правоохранительных органов, соблюдения постановлений Конституционного суда.

(2) Пересмотр существующего законодательства с целью обеспечения независимости и беспристрастности судебной власти, включая обеспечение беспристрастности и эффективности прокуратуры, а также с целью расширения возможностей правосудия.

- Продолжение законодательной деятельности по дальнейшему продвижению реформы судебной системы в соответствии с европейскими стандартами. Пересмотрение и дополнение Закона о судебной организации с целью обеспечения ее независимости, беспристрастности и эффективности, включая уточнение процедуры назначения и продвижения, а также статутарные права и обязанности судей.

- Обеспечение внедрения новых законов, касающихся прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами.

- Повышение уровня знаний судей, прокуроров и служащих судебной системы, аппарата Министерства юстиции, полиции, пенитенциарных учреждений, особенно в том что касается проблематики прав человека и судебного сотрудничества.

- Развитие альтернативных путей разрешения спорных ситуаций, в том числе посредничества и арбитража.

(3) Обеспечение эффективности борьбы с коррупцией

- Обеспечение внедрения рекомендаций Группы государств при Совете Европы против коррупции (GRECO).

- Завершение принятия необходимых мер, установленных в оценке Антикоррупционной инициативы Пакта стабильности и итоговом аналитическом отчете Республики Молдова за апрель 2002 г. - Продолжение сотрудничества с международными организациями и гражданским обществом по указанной проблеме.

- Внедрение Национальной стратегии по предупреждению и пресечению коррупции.

Основные права и свободы человека(4) Обеспечение соблюдения основных прав и свобод человека, включая права лиц, представляющих национальные меншинства, в соответствии с европейскими стандартами.

- Внедрение мероприятий, предусмотренных Национальным планом действий в области прав человека (НПМПЧ) Республики Молдова в период 2004-2008 гг. (пересмотр законодательства, укрепление институционной базы и повышение уровня осознания прав).

- Обеспечение присоединения к базовым конвенциям ООН и соответствующим протоколам, а также их эффективное внедрение.

- Обеспечение эффективной защиты прав представителей национальных меншинств.

- Адекватное реагирование на заключения и рекомендации со стороны структур и экспертов от Совета Европы о соблюдении Молдовой Базовой конвенции по защите прав нацменшинств; разработка и внедрение законодательства в области исключения дискриминации, а также законов, гарантирующих соблюдение прав нацменшинств, в соответствии с европейскими стандартами.

- Отмена Закона о религиозных конфессиях в целях соответствия требованиям Европейской конвенции по правам человека и рекомендаций Совета Европы.

- Эффективное исполнение решений Европейского суда по правам человека.

- Введение эффективных досудебных и несудебных механизмов в область разрешения споров и защиты прав человека; гарантирование доступа к информации, касающейся прав граждан и адекватных законных средств.

(5) Развитие и внедрение законодательной базы, адекватной области предупреждения и борьбы с торговлей людьми, а также направленной на разрешение проблем, с которыми сталкиваются жертвы торговли людьми.

- Пересмотр законодательства, касающегося области борьбы с торговлей людьми, в целях полнейшего соответствия с международными стандартами по правам человека.

- Углубление сотрудничества в рамках международных организаций (ОБСЕ, ООН); ратификация таких международных инструментов, как Конвенция ООН против трансграничной организованной преступности (Палермская конвенция), а также протоколов к ней с целью предупреждения и искоренения торговли людьми.

(6) Искоренение случаев жестокого обращения и пыток

- Эффективное расследование случаев жестокого обращения с заключенными со стороны представителей правоохранительных структур, в особенности до суда, в том числе путем принятия соответствующих законов.

- Внедрение рекомендаций Комитета Совета Европы по предупреждению насилия.

- Повышение уровня знаний в области прав человека для полицейских и служащих пенитенциарных учреждений.

(7) Обеспечение соблюдения прав ребенка

- Продолжение усилий по защите прав ребенка путем обеспечения внедрения положений Декларации и Плана действий, одобренных в ходе специальной сессии ООН в мае 2002 года, а также внедрение национального плана действий.

- Внедрение соответствующего раздела Национального плана действий в области прав человека (НПОПЧ) на период 2004-2008 гг.

(8) Обеспечение равноправия полов

- Продолжение усилий по обеспечению равных прав для мужчин и женщин в общественной и экономической жизни, основанных на недискриминации.

(9) Обеспечение свободы выражения мнений

- Обеспечение открытости в отношениях между структурами власти и СМИ в соответствии с рекомендациями Совета Европы; оказание финансовой поддержки со стороны государства средствам массовой информации на основании четких и объективных критериев, равноправно применяемых по отношению ко всем СМИ.

- Разработка и внедрение адекватной законодательной базы, гарантирующей свободу выражения мнения и СМИ, в соответствии с европейскими стандартами и на основании рекомендаций Совета Европы.

(10) Обеспечение соблюдения свободы ассоциаций и поддержка развития гражданского общества

- Отмена Закона о собраниях в целях соответствия требованиям Европейской конвенции по правам человека.

- Развитие эффективного диалога между различными политическими силами страны в соответствии с рекомендациями Совета Европы и с целью максимального использования предоставляемых ими возможностей.

- Облегчение и поддержка развития гражданского общества, расширение диалога и сотрудничества.

(11) Обеспечение соблюдения прав профсоюзов и базовых стандартов в области труда.

- Продолжение усилий в сфере обеспечения прав профсоюзов и базовых стандартов в области труда в соответствии с европейскими стандартами и конвенциями Международной организации труда (ILO).

(12) Обеспечение международного правосудия посредством Международного суда по уголовным делам.

- Ратификация римского устава Международного суда по уголовным делам и разработка положений, необходимых для изменения Конституции, которые будут включены в новый проект Основного закона. Безусловное обеспечение их внедрения.

Сотрудничество в области внешней политики и безопасности: предупреждение возникновения конфликтов и регулирование кризисных ситуаций.

(13) Расширение политического диалога и сотрудничества по внешнеполитической проблематике и безопасности.

- Продолжение и развитие политического диалога и сотрудничества с ЕС в части разрешения приднестровской проблемы, а также по вопросам регионального и международного характера, в том числе в рамках Совета Европы и ОБСЕ.

- Сотрудничество с ЕС в целях повышения эффективности институтов и многосторонних конвенций, укрепляя таким образом глобальное управление, координирование действий в области устранения угроз безопасности и разрешения проблем развития.

- Развитие сотрудничества в области обеспечения действий санкций ЕС.

- Проведение активного диалога между Молдовой и ЕС в области внедрения Европейской стратегии безопасности.

- Расширение возможностей по присоединению Молдовы к декларациям, касающимся внешней политики и коллективной безопасности в ЕС.

(14) Постоянное развитие сотрудничества в области борьбы с терроризмом, нераспространения оружия массового уничтожения и незаконной торговли оружием.

- Сотрудничество по укреплению роли ООН в многосторонней борьбе с терроризмом, в том числе путем внедрения резолюций Совета безопасности ООН 1373/01 и 1267/01, а также путем практического применения Конвенции ООН о пресечении финансирования терроризма; сотрудничество в целях определения системы обмена информацией между органами правопорядка и агентствами по внедрению законов стран - членов ЕС и РМ.

- Внедрение стандартов, изложенных в рекомендациях Рабочей группы по борьбе с отмыванием денег при FATF, в части пресечения финансирования терроризма.

- Обеспечение соблюдения прав человека в борьбе с терроризмом.

- Продолжение сотрудничества в целях пресечения торговли оружием и расформирования арсеналов, в том числе в контексте ситуации в приднестровском регионе Молдовы.

- Сотрудничество в области нераспространения оружия массового уничтожения, включая аспекты, касающиеся внедрения и присоединения к международным механизмам, связанным с данной областью, а также с режимом контроля над экспортом на основании Стратегии ЕС об оружии массового уничтожения, принятой Советом Европы в декабре 2003 года, и заключений GAERC от 17 ноября 2003 г. Установление эффективной национальной системы контроля над экспортом и транзитом товаров, так или иначе связанных с оружием массового уничтожения, включая конечное использование технологий двойного назначения.

- Развитие сотрудничества ЕС - Молдова в вопросах таможенного контроля в целях обеспечения безопасности и сохранности импортируемых, экспортируемых и транзитных товаров.

Региональное сотрудничество(15) Продолжение сотрудничества Молдовы в рамках мероприятий Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы.

- Поощрение обмена опытом с другими странами Юго-Востока Европы путем участия в работе "круглых столов" Пакта стабильности.

- Повышенное внимание инициативам Пакта стабильности, способствующим осуществлению реформ в Молдове.

- Использование существующей гибкости для участия в деятельности Пакта стабильности.

- Продолжение процесса внедрения в Молдове региональных проектов в рамках Пакта стабильности, придавая особое значение внедрению двусторонних соглашений о свободном обмене между Молдовой и странами - участницами Пакта стабильности.

- Участие Молдовы в Процессе сотрудничества для Юго-Восточной Европы.

2.2 Сотрудничество в разрешении приднестровского конфликта(16) Поддержание усилий в области разрешения приднестровского конфликта, на условиях соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова в рамках ее границ, признанных на международном уровне, и гарантированного соблюдения демократии, верховенства закона и прав человека.

- Конструктивное участие Молдовы, наряду с другими участниками и посредниками, в переговорном процессе под эгидой ОБСЕ, в части разрешения приднестровского конфликта.

- Эффективное сотрудничество между ЕС и Молдовой в вопросах разрешения приднестровского конфликта в рамках согласованных форматов, включая консультации о пост - конфликтном устройстве и гарантиях в зависимости от необходимости.

- Увеличение степени поддержки ОБСЕ и посредников в данном процессе со стороны ЕС, а также поддержки усилий Объединенной конституционной комиссии; подготовка к включению в пост - конфликтный период.

- Продолжение Европейским союзом принятия усилий по обеспечению выполнения Россией принятых стамбульских обязательств, касающихся РМ.

- Расширение политического диалога между Молдовой и ЕС по вопросу разрешения приднестровского конфликта.

- Закрепление успеха в отношениях с Украиной в части существующих проблем на приднестровском участке границы; углубление сотрудничества с украинскими властями, включая эффективный обмен информацией о грузо-пассажирских потоках, пересекающих совместную границу. Активное включение в трехсторонние консультации Молдова - Украина - Европейская комиссия, касающиеся мер обеспечения соответствующего контроля на всем протяжении границы Молдовы с Украиной, в особенности на приднестровском участке.

- Поддержка активного включения гражданского общества, продвижение демократических ценностей и соблюдение прав человека.

2.3 Реформа и развитие социально-экономической области

Рост благосостояния населения(17) Внедрение мероприятий, направленных на снижение уровня бедности, главным образом путем совершенствования системы социальной поддержки.

- Принятие и внедрение Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности (СЭРСУБ), с определением краткосрочных и долгосрочных приоритетов; обеспечение условий снижения уровня бедности и укрепление социальной безопасности, согласованные в контексте Программы продовольственной безопасности ЕС.

(18) Реориентирование публичных расходов в целях существенного снижения уровня бедности среди детей и повышения доли начального обучения.

- Внедрение условий обеспечения снижения уровня бедности и укрепления социальной безопасности, определенных в контексте Программы продовольственной безопасности ЕС.

- Развитие мероприятий по защите детей, в особенности в сельской местности, в сотрудничестве с местными властями.

- Повышение эффективности помощи нуждающимся семьям.

- Устранение факторов, ограничивающих доступ к образованию детей из малообеспеченных семей, и облегчение их доступа к начальному образованию, главным образом в сельской местности.

Устойчивое развитие, увеличение публичных финансов и разрешение проблемы внутреннего долга.

(19) Обеспечение экономического роста и степени его устойчивости на среднесрочный период

- Укрепление макроэкономической стабильности путем проведения рациональной монетарной политики, ориентированной в том числе на сохранение уровня инфляции и фискальной политики, направленных среди прочего на погашение долгов. В данном контексте предварительное соглашение о новой программе реформ с международными финансовыми организациями является ключевым элементом в укреплении доверия по отношению к политике, а также в обеспечении доступа к внешней концессионной помощи, в том числе со стороны ЕС.

- Определение совместно с кредиторами долгосрочного решения проблеммы внешнего долга путем комбинирования политики налоговой дисциплины и реструктуризации внешнего долга.

- Определение перечня расходов на среднесрочный период (2004-2006), с включением центрального бюджета, бюджетов местных публичных властей, бюджета социального обеспечения, внебюджетных фондов, а также внешней финансовой помощи. Уазанный перечень должен основываться на рациональных макроэкономических прогнозах, быть согласованным с СЭРСУБ и программами международных финансовых организаций. Особое внимание должно быть уделено сопутствующим обязательствам.

- Снижение уровня государственного долга, в частности - внешнего.

- Внедрение конкретных мер по повышению эффективности, открытости и ответственности в управлении публичными средствами, с учетом консультаций с экспертами международных финансовых организаций и ЕС. Расширение воздействия социальных расходов на уровень бедности. Внедрение мер, касающихся сбора налогов и расширения налогооблагаемой базы, в том числе путем последовательной отмены налоговых освобождений.

- Определение процедур по выявлению и преследованию случаев мошенничества и иных правонарушений, наносящих урон национальным и международным фондам.

- Обеспечение полного соответствия СЭРСУБ и перечня расходов, что гарантировало бы налоговую устойчивость.

Функциональная рыночная экономика(20) Совершенствование функциональной рыночной экономики и делового климата посредством проведения адекватных структурных реформ, ориентированных в том числе на достижение открытости и стабильности условий деловой среды.

Непрерывное продвижение по пути внедрения законодательной и регламентирующей базы, как это предусмотрено статьей 50 СПС.

- Внедрение мер по увеличению общности в ключевых областях законодательства РМ и ЕС, в частности в секторах, определенных в настоящем плане мероприятий. Разработка рабочей программы в контексте регулирующей реформы на основании (1) списка мероприятий, требующих реализации, и законодательства, которое должно быть принято в порядке приоритетности, и (2) определения ответственных институтов, реалистичных сроков внедрения указанных мероприятий, поддержанных адекватными финансовыми и человеческими ресурсами, а также обозначение структур, обеспечивающих координацию действий между различными вовлеченными в данный процесс административными сторонами.

- Обеспечение полной функциональности главных организмов регламентирования. Разработка программы мер "flanking", включая усовершенствованные стандарты разработки нормативных актов и регламентов, в целях обеспечения адекватного функционирования регламентирующих организмов и внедрения мер.

- Оптимизация административных требований для компаний (утверждение юридической базы; внедрение; упрощение схемы взаимосвязи и административных обязательств; ограничение до минимума числа лицензий и разрешений, необходимых для начала экономической деятельности).

- Рассмотрение и внедрение современной практики в области консультирования и нотификации экономических агентов. Развитие диалога с инвесторами и предпринимателями в части способов улучшения делового климата.

- Создание деловой среды, соответствующей нуждам общества.

(21) Внедрение программы широкой приватизации, в частности в энергетическом секторе.

- Улучшение интерференции между частным и публичным секторами в соответствии с рекомендациями Всемирного банка.

- Развитие открытости программы приватизации, в особенности в области широкой приватизации в ключевых отраслях.

Сельское и региональное развитие(22) Продвижение взвешенного регионального развития; сокращение экономических и социальных различий между разными регионами страны.

- Внедрение мероприятий по региональному и сельскому развитию, взяв за основу которых разработки СЭРСУБ и применяя интегрированный подход, основанный на результатах прежней деятельности иностранных инвесторов и самых плодотворных примерах Евросоюза.

- Разработка плана и принятие специфических мер в области продвижения роста малых и средних предприятий (МСП) в регионах и сельской местности (смотри раздел МСП).

Социальная политика и трудоустройство(23) Консолидация диалога и кооперирования в социальном секторе. Обеспечение гармонизации стандартов и опыта в социальной области и политики трудоустройства со стандартами и опытом ЕС.

- Включение в диалог по поводу политики трудоустройства и социального сектора для разработки анализа и оценки нынешней ситуации и выявления ключевых проблем и возможных решений в рамках данных политик (социальный и гражданский диалог, здоровье и безопасность на рабочем месте, равенство полов, трудовое законодательство, политика трудоустройства, социальная защита и внедрение), продвигаясь постепенно к стандартам ЕС в этой области.

Устойчивое развитие(24) Продвижение устойчивого развития

- Принятие первичных мер по внедрению национальной долгосрочной стратегии устойчивого развития.

- Завершение формирования административных структур и процедур по обеспечению стратегического планирования устойчивого развития и координации между непосредственными участниками процесса.

- Внедрение мероприятий по интегрированию среды в другие участки политики, в частности в промышленность, энергетику, транспорт, региональное развитие и сельское хозяйство.

Долгосрочные планы

- Внедрение национальной долгосрочной стратегии по устойчивому развитию.

2.4. Торговля, рынок и регулярная реформа

2.4.1. Товарооборот

Торговые отношения

- Выполнение в совокупности взятых Молдовой обязательств в регионах параграфа III СПС и выполнение всех обязательств, связанных со статусом члена Всемирной торговой организации (ВТО).

- Успешное внедрение обязательств перед ВТО (в т. ч. Соглашения TRIPS), а также обязательств в рамках СПС.

- Постепенное исключение лицензий, которые не соответствуют обязательствам Молдовы к ВТО, рамкам СПС и их транспарентному менеджменту.

- Приложение усилий для увеличения транспарентности в применении регулярных мер.

(25) Продвижение экспортных мощностей Молдовы и разнообразие экспорта товаров

- Продвижение секторальных групп производителей для совместных действий в продвижении экспорта на внешних рынках, так как это предусмотрено в программе Организацией по продвижению экспорта в Молдове (ОПЭМ).

- Обеспечение эффективного контроля происхождения товаров, с тем чтобы суметь вполне воспользоваться Обобщенной системой преимущества (ОСП).

- Усовершенствование учредительных рамок и процедур контроля происхождения товаров путем консолидации таможенной службы и пересмотрение распределения ее полномочий по выдаче и контролю преференциальных и непреференциальных сертификатов происхождения с Торгово-промышленной палатой с целью создания солидной базы для возможного преференциального режима асимметричной торговли.

Таможня(26) Внедрение таможенного законодательства в соответствии с международными стандартами и ЕС

- Внедрение требований таможенного кодекса, а также требований, относящихся к таможенному контролю предшествующих нормативных актов, фальшивых и пиратских ценностей, ценностей двойного предназначения и культурных ценностей.

- Принятие и полная адаптация к существующей гармонизированной системе комбинированного номенклатурного листа.

- Внедрение принципа таможенного контроля на основе анализа, отбора рисков и создание релевантных учредительных рамок.

(27) Упорядочение деятельности таможенной службы; упрощение и модернизация таможенных процедур на границе и внутри страны.

- Консолидация административных способностей и сил, в частности в обеспечении эффективного контроля происхождения товаров, грамотное применение правил определения ценности на таможне и обеспечение таможенной администрации достаточными средствами внутренней и внешней лабораторной экспертизы, а также оснащение достаточными технологическими и информационными средствами.

- Развитие подхода "единого окошка" для всех документов, относящихся к международной торговле и соответствующему контролю, начиная с улучшения кооперирования между таможенными службами и другими агентствами, которые действуют на границе (к примеру, пограничная служба, полиция, ветеринарная служба).

- Создание механизма постоянного обеспечения деловой общественности консультациями, информацией в области регламентаций и экспортно-импортных процедур.

- Принятие и внедрение Кодекса таможенной этики на основе международных стандартов (Орхусская Декларация).

- Развитие сотрудничества между ЕС и РМ в области контроля в базе рисков, в т. ч. в отношении безопасности и безвредности импортируемых, экспортируемых и проходящих транзитом товаров.

Стандарты, технические регламентации и процедуры оценки соответствия (гармонизированные области)(28) Приближение к административным и законодательным нормам ЕС и международным относительно стандартов, технических рекомендаций и оценки соответствия

- Совместная идентификация приоритетных промышленных секторов с целью приближения законодательности (и возможного включения в Соглашение по оценке соответствия и допуска промышленных товаров, с пометкой, что все условия должны быть приняты и выполнены), в т. ч. путем консультаций с производителями и экспортерами. Продолжение пересмотра существующих молдавских стандартов с устранением обязательных элементов и их гармонизацией с международными и европейскими стандартами.

- Консолидация организационных усилий в области стандартизации, аккредитации, оценки соответствия, метрологии и наблюдения рынка, интегрируя учреждения Молдовы, в возможных пределах, в международные релевантные структуры, а именно: Европейское сотрудничество по аккредитации (ЕА), Европейскую комиссию по стандартизации (ЕКС), Европейскую комиссию по электротехнической стандартизации (ЕКСЭЛЕК) и Европейский институт по стандартам и телекоммуникациям (ЕИСТ). Полноправное членство в Международной организации по стандартам (МОС), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и Международного союза телекоммуникаций (МТС). Пересмотр учредительных полномочий в этой области с целью исключения избытка функций в одной организации.

- Приближение законодательства относительно ответственности за неисправную продукцию и общую безвредность продукции.

- Упрощение процедур оценки соответствия с целью исключения обязательной сертификации считающейся безвредной продукции многократного тестирования товаров.

- Развитие способностей наблюдения рынка на основе передового опыта стран-членов ЕС.

Исключение ограничений и оптимизация управления (негармонизированные области)(29) Узаконивание прохождения ценностей и улучшение административного кооперирования

- Предупреждение дискриминационных мер и обеспечение возможности для участвующих сторон идентифицировать проблемы и высказаться о проектах законодательных актов.

- Обеспечение существования точки контакта, ответственной за внедрение товарооборота, который можно было бы использовать для улучшения обмена информациями между Мощовой и СЕ, а также с экономическими агентами.

- Анализ законодательства и процедур по выявлению и исключению возможных дискриминаций, примененных к импортируемым продуктам. Первоначально анализ может основываться на национальных мероприятиях: определение веса, композиции, маркировки, производства и описания продукции.

Санитарные и фитосанитарные аспекты(30) Усовершенствование системы пищевой безопасности для молдавских потребителей и узаконивание торговли реформированием и модернизированием санитарного и фитосанитарного сектора.

- Полное внедрение требований Соглашения МОС о применении санитарных и фитосанитарных норм (SPS), Соглашения МОС относительно технических барьеров на пути торговли (ТВТ).

- Присоединение к Европейской и Средиземноморской организации по защите растений и активизации участия в работе Международной организации эпизоотии (МОЭ), Международной конвенции по защите растений и Codex Alimentarius.

- Оценка санитарной и фитосанитарной службы, особенно на государственной границе, с целью сравнения соответствия с требованиями ЕС и международным требованиям.

- разработка списка мероприятий на основе ответа Европейской комиссии по торговле животноводческой продукцией по гармонизации с общепринятыми принципами гигиены, обработке продуктов, сопровождение его схемой временных ограничений переложения коммунитарного законодательства, а также финансовым планом. Начало гармонизации законодательства с общепринятыми (коммунитарными) требованиями в области гигиены и обработки продуктов.

- Увеличение степени совпадения национального законодательства в области пищевых продуктов с коммунитарными требованиями относительно безопасности продуктов (Положение 178/2002/ЕС) и с общими требованиями маркировки пищевых продуктов (Управление 2000/13/ЕС); и постепенное исключение системы разрешения перед выпуском на рынок продовольственных товаров.

- Запуск системы идентификации и прохождения животных (в основном для КРС).

- Выполнение общепринятых требований относительно здоровья животных и промышленности по переработке животноводческой продукции ("Общий справочник для властей стран третьего рынка со ссылкой на обязательные к исполнению процедур в случае экспорта живых животных и животноводческой продукции в Европейский Союз", DG SANCO/FVO, октябрь 2003).

- Идентификация и определение специализированных национальных лабораторий в санитарном и фитосанитарном секторах, уделение повышенного внимания обеспечению необходимым оборудованием и адекватным методам анализа (стоки пестицидов / отравляющие вещества), а также их аккредитация.

2.4.2. Право установления и право обществ(31) Выполнение в полной мере обязательств в разделе II, параграфе IV APC (условия для установления и функционирования обществ)

- Полное рассмотрение Республикой Молдова своего национального законодательства в области выявления барьеров для установления обществ с целью их постепенного исключения.

- Исключение дискриминационных мер, которые вредят иностранным инвестициям.

- Обеспечение полного применения клаузулы standstill таким образом, чтобы условия установления обществ не были более ограниченными, чем на момент подписания АЗС.

- Обеспечение эффективного функционирования адекватных управленческих структур и в том числе центральной правительственной структуры, которая бы облегчила процедуру установления обществ.

Права обществ:

- Обеспечение совпадения ключевых принципов прав обществ, бухгалтерии и аудита с правилами и стандартами ЕС и мировыми в данной области и их эффективное внедрение.

- Усовершенствование последовательности и предвидимости в деятельности судебных и государственных властей, ответственных за контроль соблюдения законодательства в отношении обществ и условий для инвестиций извне.

- Обеспечение эффективного функционирования государственного реестра предприятия и издание официальной национальной газеты для публикации специальных информаций, касающихся создания общества и финансовых деталей.

- Консолидация и обеспечение эффективной деятельности административной или судебной инстанции, которая обеспечила бы контроль за включением компаний или законность подобных действий.

- Принятие и эффективное внедрение Кодекса корпоративного управления (может быть разработан и в частном секторе).

Услуги(32) Постепенное исключение ограничений к разрешению оказания взаимных услуг между РМ и ЕС в определенных секторах, в соответствии с обязательствами МОС и обозначенных в параграфе IV, раздел III АПС (оказание трансграничных услуг).

- Полный пересмотр национального законодательства Республики Молдова с целью выявления препятствий в оказании услуг и их устранение.

- Установление и обеспечение эффективного внедрения адекватных административных структур, в том числе центрального координирующего органа с целью облегчения оказания услуг. - Консолидация и обеспечение эффективного внедрения адекватного законодательства, которое определило бы основные принципы, такие как дискриминация, и в случае необходимости, введение вторичного, более детального законодательства или специфического законодательства.

Финансовые услуги:

- Обеспечение внедрения рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ), программы оценки финансового сектора (FSAP).

- Оптимизация взыскательных регулирующих рамок надзора в финансовом секторе.

- Развитие страхового рынка.

- Учреждение и обеспечение эффективного внедрения независимых надзорных органов, в соответствии с общепринятыми на международных уровнях стандартах (к примеру, G 10, IAIS, IOSCO, IASB).

2.3.4. Оборот капитала и текущих платежей(33) Обеспечение полного применения требований параграфа V АРС (Платежи текущие и капитала)

- Обеспечение свободного оборота капиталов прямых инвестиций в обществе или других инвестиций, сделанных в соответствии с требованиями относительно установления обществ (раздел II, параграф IV).

- Обеспечение защиты подобных иностранных инвестиций, амортизации и репатриирования прибыли и капитала.

2.4.4. Проезд лиц, в том числе проезд рабочих и согласование политик социальной безопасности(34) Полное внедрение обязательств ст.23 АРС (условия труда)

- Обеспечение полного применения клаузулы самого хорошего отношения путем исключения всех дискриминационных мер в отношении национальной принадлежности, которые задевают рабочих-мигрантов, касающиеся условий труда, оплаты и увольнения.

(35) Полное внедрение обязательств ст.24 АРС (согласование социальной безопасности)

- Продолжение процесса подписания Соглашений с государствами-членами относительно полного применения требований по координированию политик социальной безопасности согласно ст.24 АРС.

2.4.5. Другие ключевые участки

Налогообложение(36) Развитие и внедрение системы налогообложения и его учредительных рамок в соответствии с международными и европейскими стандартами

- Обеспечение полного соответствия национального законодательства с нормами МОС, в т. ч. требований, касающихся определения места оказания услуг с целью исключения двойного налогообложения, недискриминационного применения НДС и акцизов, а также возвращение НДС иностранным гражданам, не проживающим в нашей стране, с которых был удержан данный налог. - Разработка и начало внедрения исчерпывающей стратегии относительно налогового управления; особое внимание следует уделить консолидации системы контроля и сбора налогов.

- Поскольку Молдова будет ближе к рынку ЕС, следует принять Кодекс поведения в налогообложении сделок в соответствии с принципами ЕС.

- Заключение, в случае надобности, двусторонних соглашений между странами-членами и РМ в целях исключения двойного налогообложения.

Состязательная политика(37) Внедрение обязательств относительно государственной помощи согласно ст.48/2.2 Соглашения о партнерстве и кооперировании путем обеспечения полной транспарентности в области государственной помощи

- Установление обязательного и равномерного определения государственной помощи, которая была бы совместима с дефиницией ЕС (утвержденная законом или постановлением правительства).

- Обеспечение полной транспарентности в отношении государственной помощи, предоставленной Молдовой, в частности через: i) разработку подробного списка учреждений/организаций, оказывающих государственную помощь, (ii) создание национального механизма по сосредоточению информации, касающейся государственной помощи, предоставленной Молдовой, для разработки годовых отчетов относительно размера формы и получателей это помощи.

(38) Внедрение обязательств относительно антимонополии в соответствии со ст.48.2.1 АРС путем обеспечения удовлетворительности и совместимости национального антимонопольного законодательства и режима внутреннего контроля Молдовы с ЕС.

- Оценка эффективности действующего законодательства (Закон о конкуренции, 2000 г.), в т. ч. соблюдение принципа недискриминации, транспарентности и процессуальной корректности.

- Обеспечение внедрения законодательства о конкуренции, в частности путем:

- Создания Национального агентства по защите конкуренции, предусмотренного в Законе о конкуренции 2000 года как неполитической структуры.

- Обеспечение предоставления агентству по защите конкуренции адекватных полномочий, в том числе право принятия решений; право на исследования путем самостоятельного ознакомления, право на выдачу исполнительных листов и право применения санкций (например, штрафов).

- Предоставление агентству адекватных человеческих и финансовых ресурсов, в т. ч. и обучение персонала в области упраления конкуренцией.

Права интеллектуальной и промышленной собственности(39) Обеспечение аналогичного ЕС уровня защиты, в том числе эффективных принудительных мер в соответствии с требованиями ст. ст.49 и 50 АРС.

- Применение международных стандартов в этой области, в частности предусмотренных Соглашением TRIPs.

- Обеспечение адекватного функционирования правовой системы в отношении гарантий доступа к юстиции для обладателей прав собственности и эффективного применения санкций.

- Сосредоточение сил релевантных учредительных структур, а также организаций по промышленным, авторским правам и коллективных обществ. Расширение сотрудничества с властями стран третьего мира и промышленными ассоциациями.

- Увеличение выделенных для принудительных мер ресурсов, в частности для таможенной службы и судебных инстанций, а также усиление акций по секвестрированию и борьбе с фальсификацией и пиратством в отношении ценностей на специфических участках.

- Улучшение применения релевантных конвенций, отмеченных в ст.49 (2) АРС. Разработка исследования в области фальсификации и пиратстве в Молдове и обеспечение эффективного диалога с обладателями прав собственности.

Государственные закупки(40) Развитие условий для транспарентного и конкурентоспособного заключения контрактов между сторонами, в частности путем организации тендеров в соответствии с требованиями ст.54 АРС.

- Эффективизация функционирования действующей ныне системы путем повышения транспарентности, доступа к информации, обучения и максимального сокращения исключений.

- Облегчение совпадения с законодательством и ключевыми принципами ЕС в области государственных закупок (например, транспарентность, отсутствие дискриминации, конкуренция и доступ к кассационным инстанциям) и их эффективное внедрение.

Статистика(41) Принятие статистических методов, полностью соответствующих европейским стандартам в области релевантной статистики, и консолидация учредительных усилий департамента статистики и социологии Республики Молдова (ДСС РМ).

- Обеспечение проведения переписи населения - в соответствии с установленным графиком, с соблюдением рекомендаций Eurostat/UN-ECE 2000 относительно переписи;

- Разработка краткосрочной и долгосрочной стратегий по гармонизации со стандартами ЕС в области релевантной статистики, в т. ч. статистики внешней торговли и статистических классификаторов;

- Обеспечение соответствия законодательства в области официальной статистики с основными принципами ООН;

Официальный контроль и родственные аспекты(42) Рачительное управление и контроль за государственными финансами

- Продвижение развития адекватных административных способностей с целью предупреждения и эффективной борьбы против хищений и других правонарушений, которые наносят ущерб национальным и международным фондам, в т. ч. создание функциональных структур, способных скооперироваться, включающих в себя все релевантные сущности, на национальном уровне.

- Обеспечение эффективного кооперирования с организациями и релевантным коммунитарным руководством в случаях проверки на местах и инспекций с целью менеджмента и контроля фондов ЕС.

- Усовершенствование управления публичными финансами и обеспечение транспарентности путем модернизации существующей системы текущих счетов, проведение адекватного аудита бюджетных доходов и расходов в соответствии с замечаниями в исследовании МБ в области публичного экономического менеджмента. Расширение системы счетов путем включения в национальный публичный бюджет бюджета социального страхования, фондов обязательного социального страхования, специальных ресурсов, внебюджетных фондов. Создание и внедрение интегрированной информационной системы для менеджмента публичных финансов.

Внутренний публичный финансовый контроль

- Развитие стратегии и регламентирующего документа для системы внутреннего финансового контроля (менеджерская бухгалтерия и внутренний аудит).

- Установление законодательных рамок для внутреннего публичного финансового контроля.

- Постепенная гармонизация с методологиями и стандартами, принятыми на международном уровне (Международная федерация бухгалтеров (IFAC), Институт внутреннего аудита (IIA), Международная организация высших учреждений аудита (INTOSAI), а также с передовым опытом ЕС в отношении контроля и аудита доходов, расходов, имущества и публичных обязанностей.

Внешний аудит

- Обеспечение создания и адекватного функционирования Высшего независимого учреждения по аудиту в соответствии с международными стандартами и ЕС относительно передового опыта внешнего аудита (стандарты INTOSA - Международная организация высших учреждений по аудиту).

Промышленная политика(43) Проведение диалога в области промышленной политики по улучшению административных и регулятивных рамок для обществ, продвижению промышленного кооперирования и консолидации усилий для реструктуризации промышленности и развития законодательных и административных рамок для продвижения JММ-ов, в соответствии со ст. ст.52, 69 и 70 АРС.

- Создание законодательных рамок и адекватной инфраструктуры для проведения JIММ-ов согласно ст.70 (2) АРС.

- Принятие и внедрение Европейской карты малых предприятий и участие в цикле по мониторингу 2004 г. (в т. ч. координирование участия в заседаниях, разработка ежегодного национального отчета и организация годового двустороннего совещания с участием руководства Еврокомиссии и РМ).

- Подготовка компаний по постепенному открытию некоторых элементов внутреннего рынка для экономических субъектов Республики Молдова, при этом главное внимание уделяя информированию и обучению. Создание Европейского Центра информирования и переписки (EICC) запланировано.

- В соответствии со ст. ст.52 и 69 АРС проведение диалога в отношении промышленной политики и присоединения Молдовы к инициативам ЕС с целью стимулирования конкурентоспособности, в т. ч. и в области туризма (например, обмен информацией, участие в исследованиях, тренингах и т. д.).

2.5. Сотрудничество в области юстиции и внутренних дел

Проблемы, касающиеся миграции (законная и незаконная миграция, реадмиссия, виза, проживание).

(44) Определение пропорций законной и незаконной миграции, через Молдову и из нее, мониторизация и учет миграционного движения.

- Обмен информациями и определение пропорций относительно незаконной миграции в ЕС и Молдове, в т. ч. созданием базы данных для исследования потока миграции в, через и из Молдовы;

- Приведение внутреннего законодательства в соответствие со стандартами ЕС, чтобы инкриминировать нелегальную миграцию.

(45) Поддержка эффективного учета потока миграций, в т. ч. путем оказания консультативной, финансовой помощи и на уровне экспертов правительства Молдовы и продвижение его акций и мероприятий, в частности для того, чтобы поднять профессиональный уровень соответствующего персонала путем изучения международного опыта и стажировок в учреждениях государств ЕС, в которых внедряется миграционная политика.

- Принятие и внедрение национальной программы действий Молдовы в области проблем миграции и убежища (проблемы миграции).

(46) Приведение законодательства Молдовы в соответствие с нормами и стандартами ЕС, внедрение Конвенции ООН относительно статуса беженцев и Протокола 1967 года относительно статуса беженцев, в том числе права на убежище и соблюдение принципа добровольной репатриации. Приведение в соответствие системы государственных властей, ответственных за внедрение и выполнение законодательства в отношении убежища и беженцев с нормами и стандартами ЕС.

- Внедрение требований Женевской конвенции и ее протоколов, в частности путем развития системы предоставления убежища.

- Развитие электронной системы по обмену информациями между всеми отмеченными инстанциями (пограничная служба, полиция, Департамент миграции).

- Консультации относительно Евродакского положения и функционирование Евродакской системы.

- Принятие и внедрение Национальной программы действий в области проблем миграции (вопросы, касающиеся убежища).

(47) Улучшение сотрудничества в области эффективного менеджмента потоков миграции и возвращения собственных граждан, лиц без гражданства и граждан стран третьего мира.

- Начало диалога о репатриации и возвращении в перспективе подписания соглашения между Молдовой и ЕС, принимая во внимание человеческий фактор и социально-экономические аспекты.

- Поощрение подписания Молдовой соглашения по реадмиссии (возвращению) с главными странами транзитного происхождения.

- Формирование в рамках существующих структур смешанной группы экспертов, которая затронет аспекты, касающиеся законной миграции в ЕС, существующее положение в государствах-членах, структуры учета законной миграции, в том числе будет разрабатывать пути упрощения законодательства, миграции рабочей силы и социальной защиты рабочих-мигрантов, а также программ по добровольному возвращению и реинтеграции;

- Рассмотрение возможности приглашения Республики Молдова для участия (или наблюдения) в мероприятиях, организованных в рамках программ ЕС по миграции (ARGO, AENEAS).

(48) Продолжение диалога относительно сотрудничества по проблемам виз

- Обмен мнениями относительно шенгенпроцедур и начало диалога о возможностях облегчения процедуры получения виз в соответствии с acguis.

- Диалог и обмен мнениями по сотрудничеству в отношении виз (критерии и процедуры выдачи виз).

- Диалог в отношении безопасности документов.

Менеджмент границы(49) Развитие действенной и ясной системы менеджмента государственной границы на всех пограничных участках Молдовы, включая приднестровский

- Воплощение в жизнь Концепции о контроле государственной границы, принятой 4 декабря 2003 г., в частности преобразование Департамента пограничных войск в орган исполнения правовых норм и внесения соответствующих изменений в национальное законодательство.

- Повышение уровня взаимодействия между заинтересованными агентствами (между властными структурами, занимающимися управлением государственной границы), а также кооперирования с соседними странами, в т. ч. по демаркации границ и заключению соглашений о сотрудничестве.

- Начать разработку широкой стратегии по обучению и проведению практических занятий в области менеджмента государственной границы, включая повышение уровня знаний в области шенгенских стандартов и положений.

- Усовершенствование оснащения и развитие инфраструктуры в целях наиболее эффективного управления государственной границей.

(50) Усиление и упрощение трансграничного кооперирования между Молдовой, странами-членами ЕС и соседними странами

- Продолжение "Процесса Шеферкопинга".

- Развитие рационального сотрудничества между наиболее значимыми правовыми органами (полицией, пограничниками, службами миграции и предоставления убежища, таможней).

Борьба с организованной преступностью (в т. ч. с торговлей живыми людьми)(51) Ратификация и цельное внедрение международных инструментов, имеющих особую важность в борьбе с организованной преступностью

- Ратификация Конвенции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью и протоколов к ней, касающихся контрабанды мигрантами и торговли живыми людьми, приведение в соответствие и внедрение национального законодательства в данной области (включая аспекты, относящиеся к правам человека).

- Подписание и ратификация протокола Конвенции ООН (см. выше) о незаконных производстве и транспортировке оружия.

- Укрепление правовых органов Молдовы (полиции, пограничных войск, таможни) путем оснащения их современным оборудованием, создания благоприятных условий и организации учебы, в первую очередь в целях повышения действенности пунктов пересечения границы. Предупреждение и борьба с сексуальной эксплуатацией женщин, детей и детской порнографией.

(52) Усиление борьбы против трафика живыми людьми, в частности женщинами и детьми, контрабанды незаконными мигрантами, а также принятие мер по предупреждению торговли живыми людьми и реинтеграции жертв трафика (см. также раздел "Права человека")

- Выполнение мер, рекомендованных на национальных условиях, Планом мероприятий ОБСЕ по борьбе с торговлей живыми людьми (утвержденным в декабре 2003 г. в Маастрихте), гл. III, IV и V, и укрепление сотрудничества в рамках наиболее значимых международных организаций (ОБСЕ, ООН).

- Выполнение мер по борьбе с торговлей живыми людьми, намеченных Национальным планом мероприятий в области прав человека на 2004-2008 гг. (гл.7в).

- Продвижение регионального кооперирования между важнейшими органами по защите правовых норм (полицией, пограничными войсками, таможней и судами).

- Оказание юридической и психологической помощи жертвам трафика в целях их реинтеграции.

Наркотики(53) Дальнейшее усиление борьбы с торговлей наркотиками, включая трафик химических веществ и их заменителей, а также со злоупотреблениями наркотиками, в частности посредством предупреждения и реабилитации, в соответствии со ст.76 СПС

- Дальнейшее внедрение Конвенции ООН от 1988 года о незаконной торговле наркотическими и психотропными веществами.

- Разработка национальной Стратегии по борьбе с наркотиками.

- Разработка и внедрение программ по предупреждению и лечению наркозависимых лиц.

Отмывание денег, экономические и финансовые преступления(54) Расширение усилий и сотрудничества в борьбе против отмывания денег, в соответствии со ст.66 СПС, обеспечение результативности усилий, применяемых в плане создания и воплощения в жизнь всеохватного режима борьбы с отмыванием денег

- Развитие необходимой законодательной базы, в т. ч. в том, что касается целей и природы засвидетельствованных незаконных сделок.

- Усиление взаимодействия между Центральным банком, финансовыми учреждениями, другими значимыми структурами, ЕФБ и правовыми органами (полицией, таможней, прокуратурой и судами) в целях лучшего осознания финансовыми учреждениями и другими важными структурами своих обязанностей и ответственности, вытекающих из действующего законодательства.

- Взаимообмен информацией о существующей Европейской системе (Единицы финансовой безопасности - ЕФБ) и имеющейся в Молдове системе, касающейся отмывания денег. - Расширение базы межведомственных данных о подозрительных сделках.

- Применение действенных мер наказания по фактам отмывания денег. - Расширение учебных программ для персонала ЕФБ, судей, прокуроров и других работников данной сферы.

- Усиление сотрудничества и взаимообмен информацией между правовыми органами, а также кооперирование Молдовы с такими международными организациями, как QECD-FATF И Совет Европы, с соответствующими службами стран-членов ЕС, а также со специализированными органами европейского уровня.

Политическое и судейское сотрудничество(55) Принятие и эффективное внедрение законодательства и мер по развитию положений, в свете которых можно было бы пользоваться судейским содействием со стороны других государств

- Ратификация наиболее важных международных конвенций о кооперировании в области Уголовного и Гражданского права, а в случае, если они ратифицированны, всячески поощрять и поддерживать их внедрение.

- Использование возможностей кооперирования правовых органов Молдовы с Europol и Eurojust, в соответствии с Конвенцией о Еurороl-е и важнейшими решениями Совета.

- Совершенствование кооперации между агентствами и сотрудничество с другими государствами в рамках наиболее значительных международных конвенций.

- Развитие в Молдове методов анализа рисков, сравнимых с теми, которые наблюдаются в ЕС, в целях управления действиями по внедрению законодательства и предупреждению преступности.

(56) Развитие сотрудничества между правовыми и судебными органами Молдовы и стран-членов ЕС

- Составление учебного пособия о судейском сотрудничестве Молдовы со странами-членами ЕС, а также Декларации о полезном опыте такого сотрудничества.

- Создание группы лиц для связи с правовыми органами стран-членов ЕС в плане обмена информацией.

- Использование современных приемов исследования.

- Расширение спектра антикоррупционных мер в рамках органов по защите правовых норм (полиции, пограничной полиции и судов), в т. ч. широкое применение Кодекса этики для прокуроров и судей и внедрение Кодекса этики для полиции.

2.6.Транспорт, энергетика, связь, среда, исследования, развитие и новаторство

Транспорт(57) Разработка и начало внедрения национальной стратегии в области транспорта, в т. ч. развитие инфрастуктуры транспорта

- Развитие долгосрочной национальной политики в области транспорта, основанной, по мере необходимости, на дальнейшем приведении законодательных и регулирующих норм в соответствие с европейскими и международными стандартами, в частности в том, что касается обеспечения мер безопасности (для всех видов транспорта).

- Развитие политики в области инфраструктуры (выявление вынужденных простоев, отсутствие интермодального оборудования и средств связи) в целях обозначения приоритетных проектов по развитию инфраструктуры на различных участках.

- Создание прозрачной и долгосрочной системы финансирования дорожного хозяйства, обеспечивающей необходимое содержание сети существующих публичных дорог. - Рассмотрение вопросов финансирования инфраструктуры (к примеру, общественно/частное сотрудничество, дорожный налог и др.). Возможное распространение мандата ИЕБ (Инвестиционного европейского банка).

- Дальнейшее активное участие в расширении панъевропейских коридоров и зон, а также в рамках программы TRACECA. Возможное распространение кредита ИЕБ.

(58) Внедрение мероприятий выборочных реформ в области автодорожного транспорта

- Введение прозрачного регулирующего порядка в области выдачи лицензий, установления максимальной продолжительности управления автомобилем и времени отдыха, соответствующим международным стандартам.

- Развитие мероприятий по обеспечению безопасности движения (в т. ч. при перевозке опасных грузов и с учетом уровня износа дорог), по повышению безопасности дорожного движения.

(59) Осуществление выборочных мер и реформ в области железнодорожного транспорта

- Улучшение средней продолжительности движения товарных поездов по избранным коридорам посредством глубокого изучения данных коридоров, уточнения препятствий для движения и предложения путей решения данных вопросов.

- Повышение безопасности, скорости и эффективности (метоперативности) служб железнодорожного транспорта.

(60) Осуществление выборочных мер и реформ в области авиации

- Продолжение национальной политики в области авиации, направленной на развитие отрасли (включая оценку реформы в области рыночного структурирования).

- Пересмотр двусторонних соглашений в области авиационных услуг, заключенных с государствами-членами, с перспективой включения стандартных клаузул Содружества.

- Решение существующих проблем с государствами-членами, в том что касается внедрения двусторонних соглашений.

- Интенсификация технических и административных возможностей в целях наделения статусом полноправного члена JAA. Выявление возможностей участия в EASA и внедрения в Единое европейское воздушное пространство (Single European sky).

- Сотрудничество в области воздушной безопасности (общие правила борьбы с международным терроризмом).

(61) Осуществление специфических реформ и мер в области внутреннего водного транспорта и внутренней навигации

- Внедрение наиболее значительных конвенций в области международного морского транспорта (включая OIM).

- Выполнение контрольных функций государства-порта и государства-флага, а также резолюций Комитета по защите окружающей среды OIM относительно безопасности нефтеналивных танкеров.

- Выработка национальной политики в области внутреннего водного транспорта, нацеленной на развитие данного сектора (в т. ч. модернизация национального флота) и создание действенной администрации.

- Кооперирование с ЕС в плане гармонизации политики морской безопасности на основе мер, скоординированных с соответствующими структурами международных организаций.

Энергетика(62) Выработка актуализированной энергетической политики, отвечающей критериям энергетической политики ЕС

- Подготовка обновленного документа в области энергетической политики с указанием источников финансирования и сроков выполнения.

- Развитие возможностей мониторинга и прогнозирования изменений, происходящих в энергетическом секторе.

(63) Постепенное приближение к принципам внутренних рынков электроэнергетики и природного газа ЕС

- Разработка - на основе опыта, приобретенного Республикой Молдова в рамках Инициативы регионального энергетического рынка Юго-Восточной Европы ("Афинский меморандум") - перечня мероприятий по постепенному приближению к принципам внутренних рынков электроэнергетики и природного газа ЕС, с указанием сроков выполнения и приведением финансового плана.

Аспекты взаимности должны быть отражены соответствующим образом (открытие рынка, нормы, касающиеся окружающей среды).

- Изменения, касающиеся цен на энергию и тарифных реформ, направленных на устранение несоответствий; повышение уровня сбора фактур.

- Дальнейшее развитие Национального агентства по регулированию в энергетике, направленное на придание ему независимости.

- Продолжение реструктуризации тепло-, электро- и газоэнергетических секторов и решение вопроса о погашении задолженностей.

- Участие в мероприятиях энергетической направленности, проводимых в рамках ЕС.

(64) Пути развития в области электросетей

- Существенное сокращение сетевых потерь (в частности, в электро- и теплосетях).

(65) Придание большей прозрачности, надежности и безопасности сети по транзиту природного газа

- Дальнейшая реабилитация и модернизация сети.

- Определение и начало осуществления мер по реформированию сети природного газа (транзита).

- Установка дополнительных измерительных приборов на газопроводах, проходящих через пункты пересечения границы.

(66) Пути развития в области повышения эффективности энергетики и использования регенерируемых источников энергии

- Разработка Плана мероприятий по повышению энергетической эффективности, более полному использованию регенерируемых источников энергии и укреплению соответствующих учреждений, который должен быть подкреплен специальным финансовым планом, количественными показателями и сроками исполнения.

- Осуществление ряда мер по снижению цен в данной области.

Информационное общество(67) Ускорение прогресса в части проведения политики и регламентирования в области электронной связи

- Выработка национальной политики по развитию данного сектора.

- Выработка широкой регламентирующей базы, включая лицензирование, доступ и взаимоподключение, подсчет, сориентированные на стоимость тарифы, универсальный сервер и права пользователей, обеспечение конфиденциальности и безопасности данных.

- Действенное обеспечение мер по либерализации рынка, предпринимаемых с 1 января 2004 г., в т. ч. по поддержанию в полной мере конкурентоспособной сферы.

- Обеспечение независимости, расширение полномочий и повышение эффективности работы Национального агентства по регламентированию в области связи и информатики (ANRTI) посредством предоставления дополнительных человеческих и финансовых ресурсов, практического выполнения принимаемых решений.

- Преумножение коммерческих способностей MoldTelecom в будущей конкурентоспособной среде.

(68) Ускорение процесса в развитии услуг Информационного общества и интеграции Молдовы в Программу исследования TSI (Технологии информационного общества).

- Дальнейшее воплощение в жизнь национальной политики и стратегии по созиданию информационного общества и выделению достаточных средств для ее внедрения.

- Ориентация на широкое применение новых технологий в бизнесе и управлении, в частности в области здравоохранения и образования (e-comer\, e-guvernare, e-s=n=tate, e-instruire), посредством обеспечения передовой инфраструктуры, содержательного развития и использования проектов-пилотов.

- Повышение уровня использования интернета и услуг on-line гражданами посредством публичных учебных программ по использованию компьютеров.

- Принятие специального плана участия Молдовы в шестой рамочной Программе по разделу "Технологии информационного общества".

Среда(69) Принятие мер по созданию благоприятных условий для управления областью защиты среды и их воплощение в жизнь.

- Рост способностей административных структур и развитие процедур стратегического планирования в области защиты среды, включая стратегии финансирования и координации действий заинтересованных учреждений.

- Определение путей доступа к информации о среде и участие общественности в принятии решений, касающихся среды, в т. ч. выполнения Архусской конвенции, в том числе путем определения структур и процедур по обеспечению приемлемого уровня предоставления услуг широкой общественности.

- Подготовка ежегодных отчетов о состоянии среды в Республике Молдова.

- Укрепление структур и усовершенствование неблагоприятных факторов в среде, в т. ч. в трансграничном плане; усовершенствование соответствующего законодательства.

- Последующее улучшение коммуникационных стратегий о пользе политики в области окружающей среды и экологического воспитания, оказания поддержки гражданскому обществу и местным органам власти.

(70) Принятие мер по предупреждению деградации окружающей среды, охране здоровья населения и рациональному использованию природных ресурсов, в соответствии с обязательствами, взятыми на Йоганесбургском саммите.

- Дальнейшее принятие законов по основным секторам окружающей среды (качество воды, переработка отходов, качество воздуха, промышленное загрязнение), в т. ч. создание законодательной базы в области флоры и экологических сетей.

- Повышение управленческих возможностей, включая выдачу разрешений для инспектирования.

- Расширение специфических секторальных программ и планов (касающихся водных ресурсов, отходов, воздушного пространства, промышленного загрязнения), в частности завершение плана по жидким отходам и стойким органическим загрязнителям.

(71) Улучшение сотрудничества в области охраны окружающей среды.

- Внедрение положений Киотского протокола в контексте Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

- Активное участие в рабочей группе "Дунай - Черное море", занимающейся внедрением трансграничной Концепции о водном менеджменте; обеспечить активное участие по разделу "Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия" в инициативе по водному бассейну ЕС.

- Выявление возможностей активизации региональной кооперации по трансграничным проблемам, в первую очередь с соседними странами.

- Участие в мероприятиях по выбору, проводимых Европейским агентством по окружающей среде.

- Концепция административных усилий на внедрение региональных и международных соглашений.

Исследования, развитие и инновации(72) Подготовка Молдовы к интеграции в Европейское исследовательское пространство (ERA) и совместных программ по исследованию-развитию на базе научного преимущества.

- Внедрение информационной стратегии, призванной облегчить адекватное участие ученых в Соглашении о научном сотрудничестве и технологическом развитии (C&DT)

- Оценка способностей исследовательских структур Молдовы в целях их интеграции в Европейское исследовательское пространство.

(73) Развитие способностей Молдовы в области исследования и технологического развития для поддержания экономики и общества

- Консолидация человеческих, материальных и институциональных ресурсов в целях роста способностей исследования технологического развития и инноваций, в т. ч. посредством деятельности INTAS, EUREKA и COST.

(74) Поддержка интегрирования Молдовы в научные обмены высокого уровня

- Устойчивое участие Молдовы в международных образовательных программах им. Марии Кюри, включая поддержку соответствующих возвратных механизмов.

- Обеспечение участия ученых Молдовы в международных дебатах и форумах.

2.7.Межчеловеческие контакты

Воспитание, молодежь и обучение(75) Приведение образовательной системы Республика Молдова в соответствие со стандартами стран-членов Европейского союза и с положениями Болонского процесса.

- Осуществление законодательной реформы и других мер, способствующих подготовке Молдовы к присоединению к Болонскому процессу (предоставление более широкой автономии университетам, модернизация куррикулума, внедрение системы кредитования).

- Использование участия в программе "Tempus III" для изучения возможностей наращивания человеческих ресурсов и человеческого капитала.

- Вовлечение представителей гражданского общества и социальных партнеров в реформировании среднего профессионального и высшего образования.

- Продолжение внедрения национальной программы по привитию информационных технологий (ИТ) в сфере образования.

(76) Активизация сотрудничества в области воспитания, образования и работы с молодежью

- Поддержка учебного выбора и его смены для молдаван, в частности посредством их участия в программе "Frasmus Mundus".

- Более активное участие Молдовы в программе "Tempus III".

- Подготовка к возможному распространению программы "Tempus III" на общее профессиональное образование, а также на учебу взрослых.

- Активный молодежный обмен и кооперирование в области неформального обучения молодежи.

- Расширение межкультурного диалога, молодежного обмена и кооперирования в области неформального обучения посредством программы YOUTH.

Сотрудничество в области культуры и аудиовизуальных средств(77) Интенсификация культурного кооперирования

- Активизация культурных обменов, отдавая предпочтение мобильности молдавской молодежи, в частности посредством программы YOUTH.

- Приведение основных законов об аудиовизуальных средствах в соответствие с европейскими стандартами (в плане возможного участия в программе "Media", при выполнении необходимых условий).

- Развитие диалога о культурном разнообразии, в т. ч. в контексте самых важных переговоров в ЮНЕСКО.

Кооперирование гражданского общества(78) Продвижение взаимодействия гражданского общества

- Дальнейшее развитие партнерских программ по институционной консолидации (IBPP), действующих в области создания учреждений с использованием накопленного ими опыта.

- Поощрение полномочий потребителей и защита их законных экономических интересов.

Региональное и трансграничное кооперирование(79) Интенсификация связей и трансграничных региональных возможностей с восприятием преимуществ и вызовов, связанных с расширением ЕС.

- Поощрение местных и региональных инициатив, касающихся развития трансграничного сотрудничества.

- Осуществление мероприятий, основанных на региональных приоритетах, развитие которых обусловлено кооперацией с намеченными областями.

- Уделение особого внимания внедрению новых программ добрососедства и поддержке их развития путем активного содействия как на местном, так и на региональном уровнях.

- Обеспечение поддержки местным и региональным органам власти по развитию человеческих и других ресурсов в целях осуществления эффективных мер по трансграничному сотрудничеству.

Здравоохранение(80) Рост уровня охраны здоровья и эпидемиологической безопасности в Молдове в соответствии с законодательством ЕС, в сотрудничестве и при поддержке OMS. Приведение информационной системы Молдовы к показателям о здоровье, применяемых в ЕС.

Сведения и знания в области здравоохранения

- Организация сбора сведений о состоянии здоровья.

Надзор за заразными болезнями и охрана здоровья

- Осуществление обмена информацией и техническим опытом по более доступному участию в Сети Европейского союза, предназначенной для предупреждения и контроля за инфекционными заболеваниями.

- Участие в сетях надзора, в частности тех, которые занимаются сбором данных и сведений о СПИДе; венерических заболеваниях, гепатите С и В.

- Реформа системы здравоохранения.

- Улучшение системы первичной медицинской помощи и предупреждения заболеваний, таких как СПИД, особенно в сельской местности и малообеспеченных сообществах, а также в среде социально уязвимых слоев населения.

- Модернизация Службы скорой помощи.

- Автономия медицинских служб, в первую очередь в больницах.

- Мониторинг внедрения Обязательного медицинского страхования. Повышение общего образовательного стандарта медицинского персонала с высшим и средним образованием.

3. Мониторинг

План мероприятий будет представлен для формального утверждения Советами по сотрудничеству между ЕС и Молдовой. Посредством Плана мероприятий будет направляться работа, проводимая ЕС и Молдовой. В случае возникновения необходимости внесения ЕС специфических мер, требующих обязательных юридически обоснованных решений, Комиссия рекомендует Совету принять необходимые директивы для ведения переговоров.

Совместные органы, существующие в рамках СПС, будут продвигать и мониторизировать внедрение Плана мероприятий. Структуры, созданные соответствующими соглашениями, могут быть пересмотрены в случае необходимости в целях должного отражения всех приоритетов PEV.

Комиссией будут регулярно подготавливаться отчеты о ходе выполнения Плана мероприятий. Она будет предлагать Молдове поставлять сведения для данных отчетов. Также Комиссия будет работать с такими организациями, как Совет Европы, ОБСЕ, важными органами ООН и международными финансовыми организациями.

Первый анализ хода выполнения Плана мероприятий будет регулярно осуществляться спустя два года после его принятия.

План мероприятий может регулярно изменяться и/или актуализироваться, с тем чтобы он отражал достигнутое в реализации приоритетов.