ПРИОРИТЕТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
16 февраля состоялось расширенное заседание коллегии МВД России, посвященное подведению итогов служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2004 году, а также определению приоритетных направлений деятельности на год нынешний. В работе приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Фрадков, глава Администрации Президента страны Дмитрий Медведев, руководители высших судебных, контрольно-надзорных федеральных органов исполнительной власти, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации.
- В ходе работы нам предстоит дать объективную оценку состоянию преступности в стране и результативности наших усилий по обеспечению внутренней безопасности. Наметить комплекс мер, которые необходимо принять для укрепления защиты законных прав и интересов гражданина и общества от криминала, подрыва экономических основ организованной преступности, терроризма, коррупции. Также мы обязаны разобраться в причинах допущенных просчетов, найти пути повышения эффективности нашей деятельности, - так определил цели заседания коллегии министр внутренних дел Рашид Нургалиев.
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил ФРАДКОВ.
Министерство внутренних дел занимает особое место в системе органов исполнительной власти. Это главная опора государства для обеспечения внутренней безопасности, поддержания спокойствия и стабильности в стране. Ваша работа непосредственно затрагивает каждого человека и в значительной степени формирует представления людей о власти в целом. Отсюда особое внимание государства, всех ветвей власти к работе сотрудников органов внутренних дел.
Зрелость власти определяется ее способностью защищать права человека. Власть эффективна, когда она опирается на силу закона, действует в интересах всего общества, пользуется доверием граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на поддержку населения, без которой невозможно эффективно выполнять возложенные на правоохранительные органы функции.
Первостепенная задача Министерства внутренних дел - укрепление законности в стране. И здесь есть множество неиспользованных резервов. Результаты прокурорских и внутриведомственных проверок деятельности Министерства внутренних дел говорят о том, что по-прежнему еще сохраняется практика укрытия преступлений от учета, нередки случаи нарушения прав граждан в ходе раскрытия и расследования преступлений, есть факты совершения преступлений самими сотрудниками милиции. Тем самым не только подрывается доверие населения к органам внутренних дел, но и дискредитируется власть в целом. И я надеюсь, вы будете привлекать к ответственности нарушителей закона, невзирая на их звания, должности и прежние заслуги. Но, как показывает опыт, одними репрессиями проблему не решить. Поэтому насущной необходимостью сегодня стало укрепление гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов, особенно в части соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан, проведение общественных экспертиз законопроектов, а также федеральных и региональных программ, принимаемых в сфере правоохранительной деятельности. В целях поднятия доверия к милиции со стороны населения необходимо работать в режиме максимальной прозрачности, в постоянном контакте со средствами массовой информации, представителями гражданских и общественных организаций. Правительство, рассматривая борьбу с преступностью в числе приоритетных задач, впредь будет уделять должное внимание вопросам материально-технического обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск, повышения уровня материальной обеспеченности и социальной защищенности сотрудников милиции и военнослужащих.
В 2004 году по сравнению с предыдущим годом финансирование МВД возросло на 39 процентов и в текущем - еще на 15 процентов. Мы понимаем, что этого явно недостаточно, и поэтому будем двигаться в этом направлении последовательно и настойчиво. Вместе с тем вполне закономерен вопрос: насколько эффективно расходуются эти средства, все ли делается правоохранительными органами для обеспечения общественной безопасности в стране, оптимально ли распределены силы и средства? Такая постановка вопроса вполне уместна в связи с реформированием системы исполнительной власти, с новым подходом к бюджетному финансированию, который предусматривает увязку объемов выделяемых бюджетных средств с объемом выполняемых функций и конечным результатом.
Несмотря на имеющиеся достижения в работе органов внутренних дел в ушедшем году, проблем и недостатков в их деятельности остается пока еще немало. Принимаемые меры по защите интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств все еще не адекватны ожиданиям общества и масштабам криминальной угрозы. Органы внутренних дел в состоянии действовать более эффективно, с гораздо большей отдачей даже с учетом ряда объективных факторов, затрудняющих вашу работу. В частности, просил бы при постановке задач на текущий год не оставлять без внимания такие направления, как укрепление эффективности службы участковых уполномоченных, обеспечение нормальных условий работы уголовного розыска, улучшение безопасности дорожного движения.
Важнейшим направлением работы остается противодействие терроризму. Трагические события прошлого года, связанные с совершением ряда террористических актов, прежде всего в Беслане, заставляют извлекать необходимые уроки. Сегодня проблема создания эффективной государственной системы управления в кризисных ситуациях, вызванных актами террора, приобретает особое звучание. Органы исполнительной власти должны быть не просто адаптированы к работе в этих условиях - организация их деятельности нуждается в кардинальной перестройке. Антитеррористическая деятельность государства, органов его исполнительной власти, всего общества должна носить прежде всего превентивный характер, то есть быть направленной на прогнозирование, выявление и предотвращение кризисных ситуаций террористического характера. Целенаправленная работа в этом направлении уже проводится, формируется необходимая законодательная база, которая позволит задействовать все ресурсы государства и общества для борьбы с терроризмом, обеспечить единство действий всех органов власти в кризисных ситуациях. Принимаются меры по укреплению властной вертикали, по повышению ответственности руководителей всех уровней за принятие необходимых мер в кризисных ситуациях. МВД обладает значительным потенциалом для противодействия терроризму, и этот потенциал должен быть задействован в полном объеме.
Важным направлением деятельности министерства продолжает оставаться обеспечение противодействия экономической преступности и коррупции. Основные усилия при этом необходимо направить на подрыв экономических основ организованной преступности, перекрытие каналов финансирования террористических организаций, противодействие незаконному вывозу капиталов за рубеж и легализации финансовых средств, полученных от противоправной деятельности. Особое внимание следует уделить вытеснению криминала из сфер деятельности малого и среднего бизнеса, что позволит вывести значительную часть средств из теневого оборота и увеличить налоговые поступления в бюджет. Вклад МВД в решение этих задач значителен, однако недостаточен, если учесть масштабы теневой экономики. Надо покончить с криминальным переделом собственности, а это невозможно без прочных знаний современной экономики, изменений в соответствующих отраслях права. В этой связи существенно возрастает значение подготовки милицейских специалистов в области экономики и финансов. И такая система существует в министерстве. Необходимо более тесное взаимодействие с федеральной группой по финансовому мониторингу. Особо подчеркну, что органы внутренних дел не должны позволять втягивать себя в корпоративные конфликты и споры хозяйствующих субъектов.
Необходимо повысить эффективность работы по выявлению и пресечению проявлений коррупции на всех этажах власти. Результаты этой работы нас пока не могут удовлетворить. Количество выявленных в прошлом году подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями МВД фактов взяточничества (около 7 тысяч) не только не отражает реальную ситуацию с коррупцией, но и не соответствует возможностям министерства. Если учесть, что далеко не каждое уголовное дело о взяточничестве доходит до суда, а к уголовной ответственности привлекается и того меньше взяточников, ни о какой целенаправленной и системной работе по противодействию коррупции говорить, к сожалению, не приходится. Не могу обойти стороной и такой вопрос, как очищение самой правоохранительной системы от мздоимцев, которые превращают свою службу в разновидность бизнеса, причем весьма доходного. Безусловно, работа по их выявлению, получившая полную поддержку в обществе, должна эффективно продолжаться.
В числе приоритетных направлений должна оставаться работа по контролю за миграционными процессами в стране. Массовый неконтролируемый приток на территорию России иностранных граждан создает серьезную угрозу безопасности государства, является питательной средой для проявления экстремизма, затрудняет борьбу с терроризмом. Высокая концентрация незаконных мигрантов в теневой сфере экономики, уклонение от уплаты налогов, давление на рынок труда - все эти факторы негативно отражаются на криминогенной ситуации, осложняют социально-экономическую обстановку. При этом нет сомнений в том, что экономика страны нуждается в притоке из-за рубежа дополнительных трудовых ресурсов, однако эти процессы должны быть приведены в цивилизованные рамки и поставлены под жесткий контроль государства. Мы не закрываем дверь перед мигрантами, мы просто защищаем страну от проникновения нарушителей закона. На сегодняшний день все необходимое для достижения поставленных задач имеется, поэтому мы вправе рассчитывать на улучшение ситуации в миграционной сфере.
И в заключение хочу поблагодарить сотрудников внутренних дел за проделанную в ушедшем году работу. В наступившем году предстоит решать целый спектр не менее сложных задач, которые потребуют полной мобилизации сил, средств, возможностей личного состава органов внутренних дел и внутренних войск. Уверен, что все поставленные задачи будут успешно выполнены.
***
Министр внутренних дел Российской Федерации Рашид НУРГАЛИЕВ.
Деятельность Министерства внутренних дел в прошедшем году осуществлялась в соответствии с установками Президента Российской Федерации, решениями Совета безопасности и совещаний руководства МВД России исходя из складывающейся в стране криминальной обстановки.
В рамках реализации стратегии административной реформы на министерство возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и миграции. В этой связи оптимизирована структура и штатная численность министерства. Вместо 34 главков и управлений образованы 15 самостоятельных департаментов, центры и управления - уточнены их компетенция и задачи.
Это позволило МВД России повысить уровень управленческой деятельности, устранить дублирование функций, сделать систему органов внутренних дел более мобильной и эффективной.
О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
Проделана значительная работа и по обновлению правовых основ деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
Разработано и подписано 27 международно-правовых актов.
На федеральном уровне при активном участии МВД России принято 29 законов, 27 указов Президента, 37 постановлений Правительства Российской Федерации.
В первую очередь это федеральный закон о внесении изменений в уголовное законодательство в части усиления наказания за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь и общественную безопасность.
Принят закон и о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в части увеличения срока предъявления обвинения при расследовании преступлений террористического характера.В целом нормативные правовые акты были направлены на совершенствование государственной правоохранительной деятельности по наиболее важным направлениям борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
Все это позволило в условиях напряженной оперативной обстановки в 2004 году обеспечить результативную деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.
ОБ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Основное влияние на криминальную ситуацию в России по-прежнему оказывала агрессия сил международного терроризма. Ее вдохновители делали ставку на активное использование националистических и религиозных противоречий для отторжения от России отдельных ее регионов.
Сегодня их главная задача - активизировать антиконституционные процессы в нашей стране, изменить позицию России в интересах западных стран, осложнить интеграцию Содружества Независимых Государств.
При этом основная ставка делается на Северо-Кавказский регион. Именно здесь создаются предпосылки для усиления межклановой борьбы за власть и обладание экономическими ресурсами. Обстановка в этом регионе используется для давления на нашу страну с применением "двойных стандартов" и развязыванием острых кризисных ситуаций. Упор делается на особо законспирированные формы организационной, материальной и иной поддержки международных террористов, оказания содействия в реализации ими циничных замыслов против народов России.
Трагичными примерами их действий явились вооруженный рейд боевиков в Назрани, серия терактов в центральной части страны и, наконец, Беслан, потрясший все человечество.
В связи с этими событиями стало очевидно, что для эффективного противодействия эскалации террора необходима жесткая, тщательно скоординированная деятельность всех правоохранительных органов страны.
В кратчайшие сроки была реализована комплексная корректировка управления действиями органов внутренних дел и внутренних войск в регионе.
Контртеррористические операции стали проводиться по единому замыслу, адресно - в отношении конкретных лидеров терроризма и их организаций.Под руководством Оперативного штаба реализован дополнительный комплекс мероприятий:
- создана единая информационно-разведывательная база данных;
- проведена централизация деятельности всех видов разведки;
- развернуты силы на административной границе Чеченской Республики;
- завершены работы по созданию единого пункта управления группировками.
Существенным показателем позитивных достижений в совместной работе явилось устранение противоречий в деятельности различных ведомств - объединение усилий на достижение единого результата.
Во взаимодействии с ФСБ и Министерством обороны России проведены масштабные специальные мероприятия на территориях субъектов Федерации, прилегающих к Чеченской Республике, итогом которых стало задержание двух групп приверженцев ваххабизма, 9 участников незаконных вооруженных формирований, 72 преступников, находившихся в розыске.
Объективным отражением позитивных сдвигов в общей ситуации на Северном Кавказе является процесс восстановления мирной жизни в Чеченской Республике, возвращение беженцев, воссоздание социальной инфраструктуры.
Особую роль в регионе выполняли внутренние войска.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации в целях общего руководства объединенными силами и средствами для отражения террористических угроз в 12 из 13 субъектов Южного федерального округа сформированы и приступили к выполнению задач группы оперативного управления при региональных антитеррористических комиссиях.
Проведенными мероприятиями совместно с органами внутренних дел, ФСБ и Министерством обороны России была стабилизирована общественно-политическая и оперативная обстановка в Республике Северная Осетия-Алания и Карачаево-Черкесской Республике.
Вдвое снижена активность бандформирований по отношению к федеральным силам в Чеченской Республике.
Полностью завершено развертывание 46-й бригады, идет завершение ее комплектования на контрактной основе. 126-м полком обеспечивается общественный порядок в Республике Ингушетия.
И сегодня я хотел бы поблагодарить командование и весь личный состав внутренних войск за самоотверженную службу.
В текущем году особое внимание должно быть уделено реформированию внутренних войск, подготовке и согласованию Плана их строительства и развития на 2006 - 2010 годы, а также Концепции развития внутренних войск до 2015 года.
В целом Объединенная группировка должна обеспечивать решение главной задачи - борьбу с терроризмом, недопущение его расползания в другие регионы страны, оперативно пресекать любые действия незаконных вооруженных формирований и их эмиссаров.
При этом организация каждой контртеррористической операции должна предусматривать безусловные гарантии соблюдения прав и свобод граждан.
О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ
Говоря о правах и свободах граждан, должен отметить, что Министерством внутренних дел в качестве стратегической линии реализовывались мероприятия, направленные на их обеспечение, на придание системе социально ориентированного характера.
Одним из необходимых условий пресечения возможных нарушений прав и свобод граждан является соблюдение законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Строгий спрос и контроль привели к увеличению в прошлом году количества выявленных нарушений. К различным видам ответственности привлечено 18400 сотрудников органов внутренних дел.
Принятые меры имели большой профилактический эффект. Так, в 2004 году отмечено снижение количества таких серьезных нарушений прав и свобод граждан, как необоснованное привлечение к уголовной ответственности. Подобные факты сократились более чем наполовину - на 80 процентов меньше зарегистрировано заведомо незаконных арестов или задержаний. Более чем на треть уменьшилось число жалоб на незаконные методы ведения следствия и дознания.
Все эти нарушения вызывали и вызывают обоснованный резонанс и критику в обществе.
С подобными явлениями мы боролись и будем бороться в дальнейшем. Эти процессы происходят открыто при содействии общественности, в том числе и в тесном сотрудничестве с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и различными общественными организациями.
Только в центральном аппарате министерства проведено в прошлом году 57 рабочих встреч с представителями общественных организаций, ассоциаций, общин, диаспор, в том числе открытое заседание Национального комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, независимой организацией "Гражданское общество" и национального фонда "Общественное признание".
Для нас очень важно, что в прошедшем году было подписано Соглашение между МВД России и Русской Православной Церковью и, особо отмечу, с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Это сотрудничество уже наполняется реальным содержанием и дает свои положительные плоды.
Прошу присутствующих руководителей обеспечить такое взаимодействие и на местах.
В текущем году мы должны и далее реализовывать политику открытого взаимодействия с общественностью, демонстрируя готовность к конструктивному, открытому сотрудничеству со всеми институтами гражданского общества.
ОБ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Коренного улучшения требует наша работа и по реагированию на обращения граждан.
С этой целью проводится широкий комплекс организационных и практических мер по укреплению учетно-регистрационной дисциплины.
В прошлом году проверено и принято решение по 16 миллионам заявлений и сообщений о посягательствах на права и свободы граждан. Выявлено и пресечено более 61 миллиона административных правонарушений. Зарегистрировано почти 2 миллиона 900 тысяч преступлений, из которых более полутора миллионов -раскрыто.
Возросла острота реагирования на факты нарушений и учетно-регистрационной дисциплины.,
Надо признать, что прозвучавшая на коллегии Генеральной прокуратуры критика в наш адрес по поводу укрывательства преступлений и достоверности ведомственной статистики была обоснованной и своевременной.
В этой связи в МВД России приняты нормативные акты, ужесточающие порядок регистрации заявлений и ответственность за его нарушение. Любое отступление от порядка регистрации строго наказывается, вплоть до увольнения из органов внутренних дел.
В минувшем году за нарушения учетно-регистрационной дисциплины к различным видам ответственности привлечено более 28 тысяч сотрудников и руководителей, 583 из них - к уголовной.
Хочу подчеркнуть, что в результате сократилось число жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по "телефонам доверия" о неправомерных действиях сотрудников ОВД. При этом количество подтвердившихся сообщений сократилось почти в два раза.
Вместе с тем коренное улучшение ситуации в сфере учетно-регистрационной деятельности напрямую зависит от состояния нормативной правовой базы.
В этой связи под эгидой Министерства внутренних дел Межведомственной рабочей группой завершается разработка пакета документов о создании единых стандартов регистрации и учета преступлений, реализации механизмов эффективного контроля за деятельностью в этой сфере. Полагаю, что их принятие позволит более качественно подходить к работе с населением, максимально исключив случаи укрытия преступлений, некомпетентного реагирования на поступившие сигналы о криминальных событиях.
О НЕОТВРАТИМОСТИ НАКАЗАНИЯ
От того, насколько объективной и полной будет регистрация преступлений, зависит реализация ведущего принципа уголовной политики - обеспечения неотвратимости наказания.
Здесь требуется грамотная, профессиональная работа по раскрытию и расследованию каждого преступления. И в первую очередь - террористических актов.
Принятыми мерами удалось не только не допустить совершения более чем двухсот пятидесяти террористических акций, но и добиться более чем двукратного снижения их числа по сравнению с прошлым годом.
Вскрыта законспирированная сеть международной террористической организации "Хизб-Ут-Тахрир Аль-Ислами", против лидеров ячеек этой организации возбуждены уголовные дела в Московском регионе, Нижегородской области, Тюмени, Удмуртии, Татарстане и Башкортостане.
В зоне повышенного внимания находится работа по противодействию финансированию терроризма. Только в прошлом году была приостановлена деятельность 149 юридических лиц, имеющих отношение к материальной поддержке террористов. Возбуждено 426 уголовных дел в отношении участников преступных структур, способствовавших финансированию бандформирований.
Продолжается активное сопровождение расследования уголовных дел по трагическим терактам, потрясшим нашу страну в последние годы.
Должен подчеркнуть, что по каждому из этих преступлений отрабатываются конкретные лица, формируется надежная доказательственная база, принимаются меры по розыску одиозных лидеров терроризма и их пособников вне зависимости от страны, где преступники получили приют.
В текущем году мы не должны снижать темпов антитеррористических мероприятий.
Необходимо и далее комплексно и последовательно реализовывать стратегию борьбы с этим явлением. Противодействие терроризму должно дополняться эффективной борьбой с незаконной миграцией, оборотом оружия, контрабандой, наркобизнесом.
Наркобизнес является наиболее опасным проявлением преступности, питающим криминальную среду. Терроризм и наркомания - это абсолютно родственные явления, у них общие корни и общая разрушительная сила.
В связи с этим совместно с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков МВД России вносит значительный вклад в борьбу с их распространением, пресечением каналов поставки наркотических веществ в нашу страну и транзита в другие государства.
В прошлом году сотрудниками органов внутренних дел выявлено более 60 процентов всех наркопреступлений. Набранные темпы работы необходимо наращивать. Мы всегда должны помнить, что главная мишень наркодельцов - это наши дети, а значит, здоровье и потенциал нации. Поэтому борьба с накроэкспансией - это задача одинаково приоритетная для всех органов государства и структур гражданского общества.
От темпов снижения уровня наркотизации населения напрямую зависит реальное улучшение оперативной обстановки по линии общеуголовной преступности.
ОБ УГОЛОВНОМ РОЗЫСКЕ
Как и прежде, нашим приоритетом в этом направлении являлась защита от преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан как высшей ценности любого общества. В прошлом году было раскрыто свыше 26 тысяч убийств, из них 92 - заказных.
Только в последнее время совместно с органами прокуратуры расследованы резонансные убийства предпринимателя Климова, гражданина Гвинеи-Биссау в Воронеже, установлены лица, причастные к убийству Пола Хлебникова, и другие.
Особое внимание было уделено созданию системного предупреждения заказных убийств. Принятые меры позволили в прошлом году спасти от рук киллеров жизни 42 человек. К ответственности сегодня привлекается 37 исполнителей и заказчиков.
Результативными были проведенные в прошедшем году такие широкомасштабные оперативно-профилактические операции, как "Арсенал", "Розыск", "Трасса-большегруз" и "Антиквариат".
Отмечу достаточную эффективность мероприятий по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным завладением предметов антиквариата, церковного и культурного наследия.
Вместе с тем продолжается сокращение количества раскрытых квалифицированных краж и грабежей!
Люди по-прежнему не ограждены от притязаний автомобильных воров. Раскрывается лишь каждая десятая кража автотранспорта. Не удалось достичь желаемых результатов и в разрешении проблем, связанных с розыском без вести пропавших.
Поэтому в текущем году Департаменту уголовного розыска необходимо принять исчерпывающие меры для улучшения деятельности, повышению эффективности борьбы с преступлениями против личности, всеми видами краж, грабежами, разбоями, а также незаконным оборотом оружия.
Особое внимание необходимо сосредоточить на поиске дополнительных ресурсов повышения эффективности розыскной работы. Ее результаты определяют конечные показатели деятельности всех направлений борьбы с преступностью, особенно ее организованных форм.
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОРГПРЕСТУПНОСТИ
В прошлом году пресечена деятельность более 10 тысяч лидеров и активных участников организованных групп, совершивших почти "26 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений. К уголовной ответственности привлечены 45 так называемых воров в законе. По 185 преступлениям, связанным с организацией преступного сообщества, уголовные дела окончены расследованием и переданы в суды. Количество дел этой категории по сравнению с прошлым годом возросло более чем в два раза.
В Приволжском федеральном округе ликвидированы преступные сообщества "Жилка", "29 комплекс", "Тагирьяновские", членам которых доказано совершение 46 убийств, похищение десятка людей, совершение других тяжких преступлений.
В Свердловской области пресечена деятельность криминальной структуры, маскировавшейся под крупное экономическое объединение (более 20 предприятий), руководителям которой вменяется совершение свыше 20 преступлений, в том числе криминальные взрывы, убийства, вымогательства и умышленные поджоги.
Выявлено 522 факта бандитизма и 224 факта организации преступного сообщества.
Активизировалась деятельность и по подрыву экономических основ организованного криминалитета. Раскрыто более 12 тысяч преступлений экономической направленности, совершенных организованными преступными группами.
Успешно проведены масштабные оперативно-профилактические операции "Граница-2004", "Энергия" и "Канал".
Но прошедший год наглядно показал, что для решительного повышения эффективности борьбы с организованной преступностью необходима согласованная и плановая деятельность всех правоохранительных органов.
Сегодня на территории России действуют 116 преступных сообществ, каждое из которых объединяет десятки преступных групп.
Из этого числа 71 преступное сообщество специализируется исключительно на совершении экономических преступлений, на контроле за наиболее доходными секторами экономики. Несмотря на это, удельный вес выявленных участников организованных преступных групп, совершивших экономические преступления, не превышает и полутора процентов.
Небольшое количество значимых результатов по недопущению влияния преступности на экономику свидетельствует еще о разобщенности действий оперативных подразделений, слабой координирующей роли руководителей территориальных органов внутренних дел.
Поэтому в текущем году задача борьбы с организованной преступностью стоит перед всеми подразделениями в равной степени.
Работу необходимо строить в отношении конкретных преступных сообществ и фигурантов, увязывая воедино все необходимые силы и средства.
В первую очередь это преступные сообщества, имеющие международные и межрегиональные связи.
Лидеры этих формирований распространили свою деятельность более чем в 40 зарубежных государствах. Прежде всего это США, Германия, Швейцария, Италия, Польша, Кипр, Израиль и другие.
Наша основная задача в отношении указанных и других преступных формирований - успешно реализовать запланированные мероприятия.
В этой связи в Директиве министерства на 2005 год в качестве приоритета выступает выявление и скоординированная работа по всем организованным преступным формированиям. Нужно лишить организованную преступность возможности контролировать крупные секторы экономики - топливно-энергетический комплекс, значимые бюджетные активы и экспортные операции.
В целом органами внутренних дел в минувшем году выявлено более 400 тысяч преступлений экономической направленности. Размер причиненного ущерба на момент возбуждения уголовных дел достиг 275 миллиардов рублей. Заметно активизировалась работа по выявлению преступлений в кредитно-финансовой сфере внешнеэкономической деятельности, на потребительском рынке. Возросло количество преступлении, совершенных в крупном и особо крупном размере.
В Московском регионе возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении должностных лиц крупного банка, через который обналичено с участием фирм-однодневок свыше 87 миллиардов рублей, а также руководителей другого кредитного учреждения, участвовавших в аналогичных махинациях, в том числе легализации преступных доходов и заказных убийствах.
В прошедшем году особое внимание было уделено проблеме борьбы с преступностью и в сфере недропользования. В ходе оперативной работы раскрыта противоправная деятельность генерального директора одного из крупных башкирских топливно-энергетических объединений, который в течение последних двух лет организовал добычу нефти с превышением установленных объемов, чем нанес материальный ущерб государству в размере 11, 8 миллиарда рублей.
В прошедшем году были реализованы новые формы комплексной декриминализации бюджетообразующих отраслей экономики, охватывающей по своим масштабам несколько регионов страны.
Так, в ходе специальной оперативно-профилактической операции "Энергия", проводимой в Уральском федеральном округе во взаимодействии с органами прокуратуры и ФСБ России, полномочным представителем Президента Российской Федерации округа, пресечено свыше 1200 экономических, налоговых и должностных преступлений. Взяты под стражу генеральные директора Ханты-Мансийской нефтяной компании и Назымской нефтегазоразведочной компании. Им предъявлено обвинение в хищении более полутора миллиардов рублей, выделенных из бюджета на восстановление минерально-сырьевой базы. Продолжается расследование фактов продажи руководством Ханты-Мансийского автономного округа по заниженной стоимости 461 нефтяной скважины и причинения государству ущерба в размере 500 миллионов рублей.
В результате операции экономические показатели региона улучшились более чем в два с половиной раза, возрос объем экспорта углеводородного сырья и продуктов его переработки. Наполовину увеличились налоговые платежи за пользование природными ресурсами.
В настоящее время операция продолжается. На стадии доследственных проверок находится 402 материала с общей суммой предполагаемого ущерба свыше 160 миллиардов рублей.
К проведению аналогичных операций приступили органы внутренних дел и в других федеральных округах.
Однако, несмотря на достигнутые итоги, - криминальное давление на экономику неослабевает. Оно равным образом ощутимо во всех сферах бизнеса и отраслях экономики России.Высокой остается криминализация процесса акционирования хозяйственных структур. Множество уникальных промышленных предприятий и иных производственных объектов продолжает переходить в собственность новых владельцев по ничтожным ценам.
Выявленные в прошлом году более 4 тысяч преступлений далеко не отражают реального уровня криминальной активности в этой сфере.
Особое внимание обращаю на недостаточные меры по возмещению ущерба, нанесенного экономическими преступлениями.
Так, по итогам прошлого года его сумма с момента возбуждения до момента окончания расследования уголовных дел сократилась более чем в четыре раза (с 275 до 60 миллиардов рублей).
Поэтому задача остается прежней: необходимо обеспечить возмещение потерь, нанесенных собственнику преступными посягательствами, обеспечить поступление адекватных компенсаций в виде арестованного и изъятого имущества, и самое главное - возместить потери в федеральный и местный бюджеты.
При выполнении поставленных задач мы не должны вмешиваться в экономические отношения, в разрешение хозяйственных споров. Наша основная задача -обеспечение безопасности экономики России от преступных посягательств.
О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
Недостаточная защищенность экономических интересов России усложняется и высоким уровнем коррупции. Определенные успехи в противодействии этому явлению нами достигнуты.
Выявлено более 30 тысяч преступных посягательств против государственной власти и интересов службы - прирост составил почти 20 процентов. В их числе около 7 тысяч фактов взяточничества.
В результате проведенных оперативных мероприятий изобличена организованная группа должностных лиц Госкомрыболовства России, которые путем вымогательства получили взятку в сумме 3 миллионов 700 тысяч долларов США за предоставление квот на вылов рыбы в морях Дальневосточного бассейна.
В августе текущего года при получении взятки в сумме 150 тысяч долларов США с поличным задержан вице-губернатор Калининградской области. Пресечена преступная деятельность и заместителя мэра Пскова.
В Ростовской области вскрыты злоупотребления служебным положением, хищения бюджетных средств и вымогательства, совершенные главой администрации одного из районных центров. Задокументированы факты получения им взяток в размере 300 тысяч рублей.
Вместе с тем результаты борьбы с коррупцией и масштабы этого явления в России нет смысла даже сопоставлять. Вместо крупных разоблачений и декриминализации бюрократического аппарата оперативный состав нацелен на выявление мелких взяточников. Об этом наглядно свидетельствует средний размер взяток, не превышающий 4 тысяч рублей.
При этом вероятность лишения свободы за коррупцию - минимальна. И чем выше должностной ранг - тем она меньше. Так, за весь прошедший год зарегистрировано 5 тысяч 273 факта получения взятки. Однако реально за эти преступления к уголовной ответственности привлечены только 1 тысяча 759 человек. Судом же наказывается в лучшем случае только каждый десятый взяточник.
Причины такого положения кроятся далеко не в отсутствии оперативной информации или сложностях документирования. Коррупция, пожалуй, одно из самых низколатентных проявлений, тактика доказывания которых сформирована десятилетиями. Налицо слабьте оперативные позиции, обычные просчеты и недоработки со стороны руководителей органов внутренних дел.
Поэтому в текущем году необходимо провести глубокий анализ ситуации и повысить эффективность борьбы с коррупцией.
ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Полнота принимаемых нами мер по борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан может быть обеспечена при условии эффективной профилактической деятельности и надежной защиты людей в общественных местах.
Численность нарядов милиции на улицах за последние два года возросла на 7 тысяч единиц. Оптимизируются схемы патрулирования общественных мест. В практику активно внедряются технические средства видеонаблюдения и управления задействованными силами и средствами. Уже оборудовано более 33 тысяч каналов прямой связи "гражданин-милиция".
Принимаются меры и по расширению актива общественности. В стране сегодня действует 35 тысяч таких объединений численностью более 300 тысяч человек. В 2004 году с их участием раскрыто свыше 4 тысяч преступлений, пресечено более 500 тысяч административных правонарушений.
Совместными усилиями осуществлен контроль за обеспечением правопорядка и общественной безопасности при проведении 150 массовых мероприятий и региональных выборов в 16 субъектах Российской Федерации.
Принимая во внимание остроту проблемы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также тот факт, что каждый второй подросток, доставленный в милицию, - учащийся школы введен новый институт -"школьный инспектор милиции". Около полутора тысяч сотрудников милиции обеспечивают сегодня правопорядок и безопасность учащихся, участвуют в проведении уроков права и личной безопасности, ведут борьбу с наркоманией и предотвращают кражи в школах.
Однако темпы восстановления профилактики преступности пока еще отстают от динамики криминальных процессов.
На улицах совершается десятая часть тяжких и особо тяжких преступлений. Из них более 90 процентов составляют разбойные нападения, грабежи, кражи и хулиганства.
Почти 60 процентов всех преступников - это люди, не имеющие постоянного источника дохода, а около четверти - находились в состоянии алкогольного опьянения.
Поэтому в текущем году должны быть приняты исчерпывающие меры по исправлению ситуации. Нужно использовать такие формы работы, чтобы присутствие милиции на улице было гарантом общественной безопасности, чтобы милиционер и участковый уполномоченный вселяли спокойствие и уверенность, чтобы люди чувствовали защиту милиции.
Необходимо больше внимания уделять и культуре сотрудников, патрулирующих наши улицы. Нельзя комплектовать эти подразделения по остаточному принципу.
Особо это касается службы участковых уполномоченных.
Руководство министерства последние годы уделяет повышенное внимание 50-титысячному отряду участковых уполномоченных милиции. Принимались меры по улучшению их социально-бытовых условий, обеспеченности техническими средствами и автотранспортом, введены денежные надбавки за выслугу лет.
В результате участковыми уполномоченными в прошлом году раскрыто каждое пятое преступление. Ими контролируется поведение около 4 миллионов лиц, стоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел.
Однако потенциал этой службы максимально не используется, принижен уровень участкового как организатора и координатора правоохранительной деятельности на конкретной территории.
Нужно уйти от стереотипов в оценке его результатов, показателей по административной практике, освободить от технической работы.
В текущем году необходимо продолжить мероприятия по плановому решению накопившихся в этой службе проблем. Профессия участкового должна стать такой же почетной и ответственной, какой она всегда была в истории российской милиции.
О ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Не меньшее внимание необходимо уделить и обеспечению безопасности дорожного движения.
В минувшем году в стране зарегистрировано более 208 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли более 34 тысяч и получили ранения более 250 тысяч человек.
Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России серьезный материальный ущерб. Из-за масштабов наносимого вреда ситуация в дорожной сфере отнесена ООН к основным угрозам устойчивого развития общества.
Главной причиной аварий является крайне низкая транспортная дисциплина участников дорожного движения, рост агрессивности поведения водителей.
Поэтому в текущем году необходимо принятие неотложных мер по повышению влияния МВД России на обеспечение выполнения правил, норм и стандартов, действующих в этой сфере. Нужно усилить контрольно-надзорную деятельность службы безопасности дорожного движения на объектах транспортного комплекса. Кардинального совершенствования требует система борьбы и с угонами автотранспорта, раскрытия преступлений по горячим следам.
О НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
В последние годы растет напряженность в миграционной сфере. Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами на территории России, за последние 10 лет увеличилось в 4 раза. Организован незаконный вывоз денежных средств, создана система уклонения от пошлин и налогов.
Ужесточение контроля за въездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации рассматривается нами как одна из главных мер по предупреждению распространения экстремизма, минимизации угроз терроризма.
В целях повышения эффективности миграционного контроля ФМС России необходимо активизировать работу по подготовке решения Правительства Российской Федерации о создании в системе Федеральной миграционной службы миграционных инспекций. В противном случае ликвидация постов иммиграционного контроля на границе, не подкрепленная усилением внутреннего контроля за потоками мигрантов, может в опасной степени ослабить миграционный порядок в стране.
О ПРОБЛЕМАХ СЛЕДСТВИЯ
Завершающим этапом борьбы с преступностью, по результатам которого нашу деятельность оценивают люди, является расследование преступлений.
В этом направлении в прошедшем году были получены определенные результаты. Так, сократилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительных следственных действий, почти на треть уменьшилось число граждан, избежавших ответственности на стадии предварительного следствия, более чем на 40 процентов сокращено количество фактов необоснованного содержания граждан под стражей или оправданных судом.
Однако проблема расследования преступлений продолжает оставаться крайне актуальной, на что справедливо было указано на итоговой коллегии Генеральной прокуратуры. Допущен спад раскрываемости и эффективности расследования тяжких и особо тяжких преступных деяний (52, 4 процента). И это при снижении их общего массива. Объективных причин тому нет.
Объяснение может быть одно - ослаблено напряжение в работе, принижен процессуальный контроль со стороны руководителей следственных подразделений, недостаточное внимание уделяется оперативному сопровождению уголовных дел.
Не сняты с повестки дня и проблемы качества следствия. Много и других нерешенных вопросов. Общее число дел, оконченных производством, сокращено более чем на 12 процентов, меньше уголовных дел направлено в суд. В этой связи конструктивная критика, прозвучавшая на коллегии Генеральной прокуратуры, должна послужить катализатором нашей работы в этом направлении.
В текущем году в самые сжатые сроки должны быть приняты исчерпывающие меры по наведению порядка в следственных подразделениях.
О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Принимая во внимание, что преступность с каждым годом приобретает все более ярко выраженный транснациональный характер, исключительное значение в правоохранительной сфере играет международное сотрудничество.
В 2004 году в ходе проведения объединенных коллегий с МВД Белоруссии, Украины, Таджикистана, Армении, совещания с МВД Казахстана, а также двух заседаний Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ по инициативе МВД России были приняты конкретные решения, направленные на повышение эффективности в борьбе с транснациональной преступностью. Утвержден План совместных мер по противодействию терроризму на 2005 год.
Во взаимодействии с правоохранительными органами государств-участников СНГ раскрыто более 47 тысяч преступлений, изъято 15 тонн наркотических средств, 1600 единиц огнестрельного оружия, а также денежных средств на общую сумму более 360 миллионов рублей.
Положительные примеры сотрудничества имеются и с правоохранительными органами США, странами Западной Европы, Индии, Китая, государств Ближнего и Среднего Востока.
Так, совместно с правоохранительными органами США была пресечена деятельность международной преступной группы Юрия Михеля, который подозревается в совершении ряда убийств в Турции, США и на Кипре. С помощью германских коллег пресечена деятельность организованной преступной группы, занимавшейся хищением дорогостоящих автомобилей на территории Западной Европы и их контрабандным ввозом в Россию.
Поэтому в текущем году необходимо продолжить продвижение российских инициатив в борьбе с преступностью и по формированию действенных механизмов коллективной безопасности.
Со стороны территориальных органов внутренних дел требуется более внимательно относиться к исполнению международных следственных поручений, более продуктивному установлению приграничного сотрудничества и взаимному обмену информацией.
ОБ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
Необходимо отдельно остановиться и на развитии информационно-аналитического обеспечения борьбы с преступностью.
Сегодня стало особенно очевидно, что нужно изменить подход, при котором мы теряем значительные силы и средства, затраченные на добывание оперативно-значимых сведений, а наработанные модели анализа оперативной информации пока еще не дают необходимой отдачи. Причины такого положения разные. Это и отсутствие квалифицированных кадров, и низкая эффективность работы с поступающей информацией, и невозможность интегрировать ее с данными различных информационных систем.
В итоге допускаются просчеты и опоздания в реагировании на поступившую оперативную информацию.
Для решения указанных вопросов в министерстве образована дирекция по созданию единого информационного комплекса органов внутренних дел. В ближайшее время будет определен объем работы и для регионов. На базе двух информационно-аналитических подразделений образован Главный информационно-аналитический центр.
В текущем году нужно со всей ответственностью подойти к развитию аналитических подразделений, которые должны стать еще одним звеном в борьбе с высокотехнологичной, обладающей мощной интеллектуальной и технической базой криминальной средой. Сегодня именно на них ложится основной груз анализа всей информации, добытой в ходе оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий.
В этой связи возрастает роль борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и развития методов технического обеспечения оперативной работы.
В истекшем году усилиями подразделений специальных технических мероприятий удалось снизить темпы роста преступности в сфере информационных технологий. Активизировалось международное сотрудничество по этому направлению, в котором Россия признана лидером.
Примером тому является наше активное участие в предотвращении террористической угрозы в Нью-Йоркском метро, а также в разоблачении устойчивой преступной группы, посягавшей на ряд британских фирм.
Вместе с тем тенденции в сфере компьютерных преступлений требуют еще большего внимания.
Основная задача на 2005 год - не снижать темпов развития подразделений специальных технических мероприятий, без которых в нашей системе сегодня не обходится ни одна серьезная разработка и расследование.
О КАДРОВОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
Успешное решение указанных вопросов во многом зависит от кадрового потенциала МВД Российской Федерации.
Впервые за последние 5 лет мы вышли на уровень укомплектованности подразделений, составляющий 96 процентов. На службу приняли 93 тысячи человек. Возросло число сотрудников, имеющих высшее юридическое образование.
Только за последний год государственными наградами Российской Федерации отмечено 5904 сотрудника, трое из них удостоены звания Героя России.
Стабилизировались показатели сменяемости руководителей горрайорганов - основного звена системы МВД России.
Этому способствовало решение вопросов социальной защищенности личного состава.
Впервые введена надбавка к должностному окладу в размере до 20 процентов оперативным сотрудникам.
Определены порядок и нормы компенсационных выплат за наем жилья, выплат ежемесячной надбавки за сложность и специальный режим службы, за отмененные бесплатный проезд и льготы по уплате налогов на землю и имущество.
Учитывая низкий уровень в оплате труда сотрудников территориальных органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, принято решение:
- о введении с 1 марта 2005 года ежемесячных поощрительных выплат в размере одного должностного оклада;
- о повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок работников силовых ведомств на 11 процентов;
- об установлении пенсионерам МВД России дополнительной фиксированной выплаты в размере 240 рублей в месяц.
Однако принимаемые меры еще отстают от процесса размывания профессионального ядра основных служб министерства.
Резервы здесь следует искать в индивидуальной работе с каждым, создании нормальных условий службы, предоставлении всех положенных социальных гарантий.
Предстоит и дальше добиваться, чтобы в органах внутренних дел работали только порядочные люди, для которых превыше всего закон и служебный долг.
О ТЫЛОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
И последнее, на чем хочу остановиться, - тыловое обеспечение. Служба тыла министерства была подвергнута наиболее глубокому реформированию. Это вызвано тем, что по своей численности и потребляемым ресурсам она занимала около половины министерства (42 процента).
В результате решена главная задача - численность и структура тыловых подразделений приведены к необходимому уровню.
В прошлом году значительное внимание было уделено формированию проектов бюджетов всех уровней на 2005 год. В результате целенаправленной работы только по федеральному бюджету запланирован прирост ассигнований на 17 процентов, или на 30 миллиардов рублей. Эти дополнительные средства в основном будут направлены на оперативно-розыскную деятельность, увеличение закупок вооружения и техники. На техническое перевооружение подразделений планируется направить в два раза больше средств - около 8 миллиардов рублей.
В рамках Гособоронзаказа планируется закупить больше в 2, 5 раза единиц автотранспорта, в 4, 5 раза - радиостанций, в 3, 3 раза - компьютерных систем. Значительно увеличатся закупки криминалистической, специальной и другой техники.
В то же время нам не удалось в истекшем году коренным образом изменить к лучшему состояние финансовой дисциплины. По-прежнему имеют место неэффективное и не целевое использование средств федерального бюджета, заключение договоров на поставку материальных ценностей и оказание услуг в объемах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
Мы выражаем благодарность сотрудникам Счетной палаты Российской Федерации, которые помогают нам оперативно выявлять указанные недостатки.
Завершая выступление, хочу поблагодарить участвующих в работе коллегии руководителей федеральных органов государственной власти за конструктивное сотрудничество в области обеспечения правопорядка и безопасности России. Уверен, что наше взаимодействие будет и далее только укрепляться.
Мы признательны Президенту и Председателю Правительства Российской Федерации, руководителю Администрации Президента, Совету Федерации и Государственной Думе, а также полномочным представителям Президента в федеральных округах за внимание к нашим проблемам и оказываемую поддержку. Хочу заверить, что задачи, поставленные перед органами внутренних дел и внутренними войсками, будут выполнены.