Перейти к основному содержанию

Главная      Перед оком светофора ослы и "лексусы" равны

Перед оком светофора ослы и "лексусы" равны

Надо сказать, китайцы - большие конспираторы. Когда в редакцию из Генерального консульства Китая в Хабаровске пришло приглашение посетить международный фестиваль ледовых скульптур в городе Цзямусы, провинция Хэйлунцзян, я искренне полагал, что отправляюсь именно репортером на фестиваль.

Сюрпризов по приезде в Китай оказалось два. Первый: миссия нашей журналистской делегации, по замыслу приглашающей стороны - правительства Цзямусы, заключалась ни больше ни меньше как в наведении мостов для укрепления контактов. Второй же сюрприз сводился к тому, что фестиваль ледовых скульптур нам посетить так и не удалось. По той простой причине, что его, фестиваля, не было в природе. Ледовые фигуры были, да, а фестиваля не было.

Впрочем, первоначальная цель поездки сама собой забылась на следующий же день. Программа пребывания оказалась чрезвычайно плотной, вобрав в себя и посещение предприятий, и отдых в "злачных местах", и многое другое.

Им что-то строить и жить помогает

Сказать, что город Цзямусы хабаровчанам не известен, нельзя. Контакты между двумя городами происходят и на уровне руководства, и на уровне бизнесменов, которые заключают соглашения о сотрудничестве. Буквально через несколько дней в Хабаровск должна прибыть очередная представительная делегация из Цзямусы. Еще в прошлом году действовал авиарейс Хабаровск - Цзямусы.

Но как туристический и торговый центр - этот город нашими соотечественниками пока не распробован. Если говорить о провинции Хэйлунцзян, то основная масса "челноков" из Хабаровского края и Еврейской АО едет в Суйфэньхэ, а летом - в Фуюань. Туда уже "накатана тропа", из Хабаровска и других городов отправляются специальные автобусные туры. Туристы же предпочитают проводить отдых в столице провинции - Харбине.

800-тысячный Цзямусы стоит на правом берегу Сунгари на полпути между Харбином и приграничным городом Тунцзян и более известен как индустриальный центр. Статус города Цзямусы (тогда поселок Дунсин) получил еще в старорежимные времена - в 1937 году. Бурный же рост промышленности начался здесь относительно недавно, вместе с общим подъемом экономики КНР. Сегодня здесь работают несколько машиностроительных заводов, действуют предприятия пищевой, текстильной, деревообрабатывающей промышленности.

Впрочем, промышленный уклон вовсе не отменяет наличия многочисленных торговых развалов, ставших в нашем сознании своего рода символом Китая. Где джинсы "от Версаче" можно купить, хоть и с ошибкой в написании бренда ("Вершаче", например, или "Версуке"), и без гарантии качества, зато за символическую сумму в 60-70 юаней (200-300 рублей). Все это тоже здесь есть, как и крупные универмаги с более высокими ценами, но и более высоким качеством товара, рестораны, похожие на оранжереи, караоке-бары, ночные дискотеки и прочие атрибуты праздной жизни. Исторических достопримечательностей, правда, немного, все-таки Цзямусы моложе даже нашего города юности - Комсомольска. Но в самих улицах и разнообразной архитектуре домов, выросших буквально за последнее десятилетие, есть свое очарование.

О китайском экономическом чуде говорится сейчас столько, что поминать его в очередной раз вроде как даже и неловко. Но о строительстве, важной составляющей этого чуда, сказать несколько слов необходимо. Один из высокопоставленных чиновников хабаровской мэрии в беседе как-то заметил, что строительный комплекс у китайцев - это "нечто". Темпы работ там таковы, что если пустить китайские компании на местный рынок строительства жилья, то наш стройкомплекс просто рухнет в одночасье. "Они предлагают сдавать полтора миллиона квадратных метров жилья в год. У нас в Хабаровске за последнее десятилетие столько построили", - говорил тогда собеседник. Я вежливо соглашался, но мысленно говорил себе: поверю, когда увижу. Поверить пришлось быстро, почти сразу же после пересечения границы на переходе Нижнеленинское - Тунцзян. Переехав через Амур после таможенного досмотра наши машины выехали на отличную "бетонку" и заметно прибавили скорость. - А ведь не было в том году здесь такой дороги, - удивленно посматривал в окно микроавтобуса художественный редактор газеты "Биробиджанен Штерн" Владислав Цап, который был в Цзямусы прошлым летом. - За сезон построить успели.

Дорога, правда, уже вовсю работает на свою окупаемость: за проезд по ней нужно платить, причем всем, кроме правительственного транспорта (имеет синие номера). Да и то, если машина, относящаяся к правительству одного уезда, выезжает на территорию другого уезда, ее водитель платит наравне со всеми. Чтобы проехать от Тунцзяна до Цзямусы, придется выложить более 60 юаней.

Теми же темпами строят и дома в китайских городах. Причем если в Хабаровске возводят исключительно элитные дома с просторными, но и столь же дорогими квартирами, то в Цзямусы жилье строят всякое. Есть дома-"элитки" с роскошными апартаментами, а есть жилье поскромнее. В первых - квадратный метр стоит 3000 юаней, в обычных домах, без экстерьерных и интерьерных изысков, цена колеблется в пределах 1000 юаней за квадрат. Путем простейших арифметических действий получаем 10, 5 и 3, 5 тысячи рублей за квадратный метр соответственно. Впечатляет? И это первичный рынок жилья. Мало того, в Китае широко развита система кредитования, и покупка квартиры в рассрочку на долгие годы - обыденная практика. Наши гиды рассказывали об этом даже без особой гордости, которая неизменно присутствовала в комментариях к увиденному, скажем, на предприятиях, как о чем-то само собой разумеющемся. А те, кто находятся на государственной службе, пользуются еще и особой льготой: часть стоимости жилья оплачивает государство.

Про машины и ослов

Центр Цзямусы, как, наверное, в любом крупном китайском городе, - это ежедневный карнавал рекламных афиш, витрин, да и просто вывесок с наименованием магазина или закусочной, иероглифы в которых сияют всеми мыслимыми расцветками. Накатывает ощущение какой-то веселой внутренней суматохи, которой немало способствует суматоха реальная, царящая на улицах. Правила дорожного движения в этой стране если и существуют, то для какой-то другой, может быть, высшей цели, но вовсе не для наведения порядка на улицах. Машины, велорикши, пешеходы, дети, спокойно переходящие улицы в таких бурных местах, куда и самый отчаянный наш соотечественник сунулся бы, лишь крепко подумав... И все сопровождается беспрерывным гудением. После часа езды по городским улицам начинает казаться, что светофор здесь - не нужный никому рудимент. Однако это обманчивое чувство. Светофоры здесь уважают, а те из них, что расположены на трассах с большим количеством полос, не в пример нашим, удобны и даже отсчитывают секунды до переключения света.

Машины в Китае уже давно научились делать свои. Я имею в виду не заводы автогигантов вроде "Вольво" или "Фольксваген", расположенные здесь. Эти машины на дорогах Цзямусы, конечно, тоже попадаются, но практически все они имеют синие правительственные номера и выполняют представительские функции. Речь об автомобилях с труднопроизносимыми и вовсе не читаемыми иероглифическими названиями, имеющих вполне современный дизайн, которые выпускают местные автомобильные компании для внутреннего потребления. Их на дорогах города очень много. Частенько попадаются и экзотические для нас трехколесные автомобили, а также совсем миниатюрные, по сравнению с которыми БМВ "Мини" покажется настоящим "Роллс-Ройсом". На машинах китайского автопрома ездят и местные таксисты. Такси, кстати, здесь поголовно красного цвета. Берут недорого и строго по счетчику, а когда подаешь крупную купюру, сразу отсчитывают сдачу. 15-20 минут езды на такси обойдется в 10-12 юаней. По центру Хабаровска вы много наездите на 40 рублей?

Типичная картина для уездного города Цзямусы - беспрерывно сигналящий поток машин, а среди него на правах равных едут обмотавшие лицо шарфом велорикши и ослики, впряженные в повозку. Иногда ослики сменялись на приземистых лошадей, но в любом случае гужевой транспорт есть на каждой улице, включая центральные. При всем этом улицы грязными не выглядели, и вот почему. Ранним утром на улицы выходит целая армия уборщиков, вооруженных метлами, лопатами и другим подобным инвентарем, и занимается уборкой.