НА ГЛУБИНЕ АВТОРИТЕТОВ НЕТ
Киевлянин Юрий Погиба побывал в морях всего земного шара. Он мечтает покорить мировой рекорд, спустившись на 100-метровую глубину без акваланга
Парить, как птица, и плавать, как рыба, издавна мечтало человечество. Летать без самолета люди еще не научились, а стать "Ихтиандром" может любой желающий. Во всяком случае так утверждает инструктор по дайвингу и заядлый путешественник Юрий Погиба. Чтобы хоть на время вернуться в теплое лето и вспомнить море, я решила понырять с аквалангом. Посмотрев в одном из киевских спортклубов фильмы про подводный мир, была удивлена, что это съемки не канала Дискавери, а нашего украинского подводного оператора, с которым мы столкнулись под водой.
ПОГРУЖАТЬСЯ МОЖНО ДАЖЕ В БОЛОТО
Юра прошел все степени сертификации и сейчас является дайвинструктором, спасателем и подводным оператором. Он покорил все акватории земного шара, знаком со многими именитыми дайверами, но говорит об этом без гордости, утверждая: "В бездне нет авторитетов!".
- Юра, с чего началось твое увлечение дайвингом?
- С детства я много читал про море. Моими кумирами были капитан Немо, Ихтиандр из фильма "Человек-амфибия". Я не мог долго находиться под водой, и тогда меня осенила мысль, что надо где-то раздобыть маску и акваланг. Однажды я подошел к ребятам с таким снаряжением и сказал: "Хочу плавать под водой, как вы!". Так я попал в дайверский клуб. Это было в Таллинне, и первый раз я нырнул в холодное Балтийское море при семибалльном шторме... С тех пор меня "засосала" эта пучина.
- Ты говоришь - каждый желающий, но ведь это дорогое удовольствие, да и наверняка есть ограничения по здоровью?
- В нашей стране этот вид спорта доступен не каждому. Первая степень обучения и сертификации обойдется примерно в 200 долларов, а чтобы не тратиться на оборудование, каждый из дайвцентров за небольшую арендную плату предоставит полный комплект оборудования для погружения в открытой воде. Что касается здоровья, то рекомендую проходить курсы исключительно в дайвцентрах с профессиональной сертификацией определенной системы дайвинга.
- Есть ли интересные места для погружения в Украине, можно ли, к примеру, понырять в Днепре?
- Погружаться можно куда угодно, хоть в ставок, хоть в болото. Грязная вода - не причина отказываться от погружения. Единственная разница в том, что ты увидишь. Можно понырять в Черном море. Может, кто-то хочет с фонарем в руках погрузиться в Днепр, где на расстоянии пяти сантиметров можно что-то разглядеть. А в чистой воде видимость достигает 30-50 метров и более. В теплых морях обильнее и богаче живой и растительный мир. В холодных - много крабов и вода намного прозрачнее, но надо надевать спецкостюмы, которые сохраняют тепло и оборудование. Огромной популярностью пользуются рэки (что в переводе означает "экстремальное погружение", "катастрофа") на затонувшие корабли.
АРАБСКИЙ "ТИТАНИК"
- Я слышала, что некоторые клубы намеренно топят корабли или маленькие яхты, чтобы заманивать туристов. Так ли это?
- Да, бывает. Но топят вышедшие из строя яхты, а не корабли с десятками тысяч людей! Недавно мы с группой погружались на затонувший "Салем-Экспресс", корабль, который ушел на дно утром 16 декабря 1991 года. Большинство пассажиров - старики, дети и женщины - богатые люди, которые везли с собой много золота и бриллиантов. Они ехали в Мекку Сафаги поклониться мощам в праздник Рамадан. Решив сократить дорогу, корабль наткнулся на риф и получил пробоину. Капитан отдал команду: "задний ход" и сорвал корабль с рифа. Если бы он этого не сделал, может, люди остались бы живы. Но оторвалась передняя часть корпуса, в пробоину хлынула вода, и корабль затонул за 5-10 минут. Подводное течение несло его несколько километров и "Салем" ушел на глубину 32 метра.
Паники не было - люди спали. По одной из версий, из более тысячи пассажиров и членов экипажа спаслась только команда, несшая вахту. Спасательные работы проводились около 4 месяцев. Причины? Большая глубина и огромное количество перегородок и закоулков, маленьких кают, в которых трудно было развернуться водолазам.
Позже из-за большого количества мародеров, разворовывающих ценности, было решено заварить входы в корабль. Арабы считают "Салем" братской могилой, и большинство дайвгидов не хотят туда погружаться. Первое время он как место для погружений вообще не рассматривался, учитывая большую глубину. Нужно знать схему корабля, чтобы не заблудиться в маленьких лабиринтах. Там можно пробраться на верхнюю палубу, где находилась столовая, и через разбитые стекла транзитом пройти по верхней палубе. Эмоциональные потрясения колоссальные. Когда корабль несло течением и из разбитых иллюминаторов вывалились чемоданы, личные вещи, теперь они лежат на дне. Масштабная человеческая трагедия шокирует.
- Можно ли их взять в качестве сувениров?
- Во-первых, они уже все прогнившие, во-вторых, это интересно тем дайверам, которые приезжают из других стран. Но в аэропортах очень серьезная проверка и штраф более 1, 5 тысячи долларов за любую вещь, поднятую с моря: будь то кораллы или предметы с затонувших кораблей. (Деревянных кораблей XVII столетия, в которых хорошо сохранился костяк из дерева, и заканчивая кораблями, которые затонули недавно: яхты, военные, торговые корабли. - Авт.) Особый контроль существует в Египте. В других странах такой серьезной проверки я не встречал.
- А почему эти корабли не поднимают?
- Любое железо или товар, который попал в море, не поддается восстановлению, его проедает коррозия. Все фирмы, которые везли свой товар или корабли застрахованы, и им выгоднее получить страховку.
- Кстати, о страховке, кто ее осуществляет во время погружений?
- Ассоциация дайверов имеет свою страховую компанию, которая дает ему двухгодичный страховой полис.
- Какие проблемы наиболее часто возникают у дайверов при погружении?
- Подводное погружение требует всегда плечо друга: под воду нужно уходить, как минимум, по два человека, чтобы в экстремальной ситуации помочь товарищу. Как во время погружения, так и при всплытии. Водители ведь придерживаются правил дорожного движения, ездят по установленным маршрутам при определенной скорости. Каждый дайвер имеет при себе ЛОГбук, своеобразный дневник, где он фиксирует все свои погружения, описывает, что видел, при какой температуре воды, сколько пребывал под водой, кто у него был напарником. Также дайверы обсуждают планы и задачи, которые они хотят провести под водой, какие знаки будут применяться при этом и порядок всплытия.
- Как часто гибнут аквалангисты и с какими опасностями сталкиваются?
- Статистика печатается в тематических журналах, чтобы люди могли правильно оценить допущенные ошибки, повлекшие за собой гибель. Как правило, это либо пренебрежение техникой безопасности, или переоценка собственных сил, например, остановка сердца. Дайвинг -один из самых экстремальных видов спорта. Но в тоже время самый безопасный, если строго придерживаться всех правил.
МЕЧТА: НЫРНУТЬ НА ГЛУБИНУ 100 МЕТРОВ
- Что для тебя дайвинг: работа, хобби?
- Это моя жизнь. Дайвинг - это наркотик: раз попробуешь и уже не представляешь своей жизни без этого. Если какое-то время нет погружений - переживаю мучительно.
- Как часто погружаешься и какое место наиболее запомнилось?
- Почти каждый месяц. Много впечатлений осталось после погружений в Балтийское, Дамасское моря, акватории Таиланда, Индонезии. Поразила скала Ришелье (в Дамасском море), там - вертикальное течение, куча красивых островов, это настоящий рай. Температура воды 33 градуса. На глубине плавают стаи тигровых акул и мант (вид ската). Мне повезло, что встречал только миролюбивых акул. Акулы дайверов не едят!
- Чем пользуются под водой пловцы, как общаются?
- Чтобы было интереснее и комфортнее - применяют различные приборы, которые облегчают передвижение и общение. Например, как альтернативу загубникам придумали закрытые маски, при помощи которых можно дышать как обычно и разговаривать по радиопередатчикам. Придумали аппараты типа торпеды, которые позволяют передвигаться быстрее. Есть разработки маленьких подводных автомобилей, но это пока для прикола. Интереснее все же передвижение с ластами.
- А целоваться на большой глубине можно?
- Да, а еще пить шампанское, кривляться, танцевать...
- Какие планы ты собираешься воплотить в жизнь в ближайшее время?
- Мечтаю снять нерест мант возле берегов Калифорнии и Мексики. Представь себе подводное "чудище" - восемь метров ширина диска, а их двести штук плывет! Так же пытаюсь помочь одному из друзей побить мировой рекорд по фридайвингу. Это погружение по задержке дыхания - без оборудования. Сейчас зафиксирован рекорд в 96 метров. Мы хотим покорить стометровую глубину в Красном море - погрузиться и всплыть обратно, не потеряв при этом сознания.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Жак Ив Кусто первым в мире разработал дайвинг для отдыха. А на бизнес основу дайверское течение положили американские морские котики, вышедшие в запас. В 70-е годы они организовали систему ПАДИ, по которой обучаются более 60% дайверов всего мира. Если сделать маленький экскурс в историю, то дайвинг существовал и в бывшем СССР как безопасное погружение под воду. После развала Союза наши люди начали массово приобщаться к этому течению. По словам Юры, в Киеве существует около пяти центров по дайвингу, где каждый желающий может приобрести степень сертификации для погружения под воду.
КСТАТИ
Чаще всего проблемы под водой случаются по вине самих дайверов, которые внедряются в дикую среду подводных обитателей. Как-то один из дайверов в Красном море, где водятся крупные мурены (они как масло перекусывают крупную рыбу), приблизился на небезопасное расстояние к такой "рыбке". В маске мурена увидела свое отражение и, предположив, что это претендент на ее территорию, ударила пловца в маску, и он получил серьезную травму. Однажды дайвер стал кормить мурену рыбами, из которых шла кровь. Подводное чудище приняло руку за еду, и незадачливый парень чуть не лишился кисти.