Сергей ЧАМОВСКИХ: "Любое ДТП - это трагедия"
Пробки на дорогах в Москве - обычное дело. Водители, кажется, с ними смирились, хотя и продолжают считать, что во всем виноваты инспектора ГИБДД. Так ли обоснована их точка зрения? Что делается для того, чтобы как-то исправить ситуацию, я решила выяснить у начальника отдела ГИБДД Западного административного округа полковника милиции Сергея ЧАМОВСКИХ.
- Сергей Николаевич, не могу не коснуться больного для всех водителей вопроса, связанного с пробками.
- На мой взгляд, огромное значение имеет человеческий фактор. Даже такая, казалось бы, элементарная вещь, как внутренняя дисциплина водителя, может оказать решающее влияние на создание той или иной пробки. Простой пример. На пути возникает какое-либо препятствие. Во всем мире люди едут по принципу елочки, когда правый или левый ряд по очереди проезжает узкое место. У нас же все пытаются вклиниться толпой.
Но, безусловно, было бы неправильно винить во всем автомобилистов. Два года назад по Боровскому шоссе и прилегающих к нему улицах невозможно было проехать из-за пробок. Мы изменили режим работы светофоров в утренние и вечерние часы, увеличив зеленую фазу. В результате средняя скорость потока увеличилась, и у водителей пропала необходимость объезжать Боровское шоссе. Теперь пробки практически исчезли. Но не всегда мы можем решить проблему таким образом. Например, на улице Лобачевского расположен институт МГИМО. Студенты, обучающиеся там, достаточно обеспеченные, приезжают на своих авто. Припарковываются они в правых рядах. В результате проезжая часть сужается, в результате образуются пробки.
- Но ведь можно автомобили эвакуировать.
По закону эвакуировать можно лишь тот транспорт, который создает помехи движению. А если он стоит в правом ряду и нет запрещающего знака, мы не вправе это делать.
- Но можно установить знак.
Во-первых, мы должны обосновать свой запрет, а во-вторых, бороться надо не с последствиями, а с причинами. Проще было бы обязать администрацию института построить стоянку для машин своих студентов. Этот вопрос будет вынесен на комиссию по вопросам безопасности дорожного движения в префектуре. Такая же проблема была и с институтом МИРЭА. Два раза представители этого вуза в прошлом году вызывались на комиссию. В конце концов была построена стоянка, но в корне изменить ситуацию, к сожалению, не удалось - не хватает машино-мест. Также прилегающие улицы к торговому центру "Трамплин" у станции метро "Молодежная" были забиты машинами, пока мы не обязали центр открыть на своей территории парковку.
- Сергей Николаевич, в последнее время в столице все больше появляется маршруток. Например, вся площадь Киевского вокзала буквально забита ими. В результате, затруднено движение городского транспорта.
У водителей маршруток одна цель - заработать, поэтому они подъезжают туда, где больше всего народа. Что касается площади Киевского вокзала, то мы разработали схему движения транспорта, выделили места для нормальной посадки пассажиров, а также для отстоя маршруток.
- Водители подчиняются?
- Не всегда. Например, разрешена стоянка не более одного микроавтобуса каждого маршрута. На Киевском вокзале 12 маршрутов, вы представляете, что будет, если каждый поставит по 3 - 4 "Газели"? А такое бывает, когда пассажиров мало. Водители спят, отдыхают. Так что приходится постоянно их контролировать.
- Вы, наверное, знаете, что многие москвичи боятся пользоваться маршрутками из-за того, что их водители грубо нарушают правила дорожного движения. Да и техническое состояние автомобилей оставляет желать лучшего. - Мы работаем с руководством этих предприятий, заставляя их более тщательно относиться к подбору персонала. Все-таки мало москвичей идет на эту тяжелую работу, а иногородние соглашаются.
Сотрудники МОТОТРЭР ведут контроль за техническим состоянием автомобилей при выпуске на линию. Пока инспектор на предприятии, неисправный автомобиль на линию не выйдет. Но что мешает водителю сесть за руль неисправной машины, когда инспектор уйдет? Поэтому мы осуществляем постоянный контроль за маршрутками в городе. Кстати, неоднократно выявляли случаи перевозок пассажиров без лицензии у станции метро "Юго-западная".
- Сергей Николаевич, на вашей территории расположено одно из любимых мест отдыха москвичей - обзорная площадка на Воробьевых горах. Облюбовали ее и байкеры. У инспекторов ГИБДД конфликты с ними не возникают?
- Два года назад некоторые сложности были. На территории МГУ ночью машин мало, поэтому там часто устраивали мотоциклетные гонки. Такая ситуация была до тех пор, пока не установили искусственные препятствия, так называемые "лежачие полицейские". А что касается конфликтов, то одно время байкеры не хотели идти на контакт с инспекторами, предъявлять документы. Но достаточно было подъехать сотрудникам мотовзвода, как общий язык был найден. Мы не ставили перед собой задачу запретить байкерам там собираться, общаться. Каждый волен выбирать, на чем ездить и как одеваться. Другое дело - люди должны уважать общепринятые нормы поведения.
- Сергей Николаевич, как обстоят дела в вашем округе? Знаю, что правоохранительные органы столицы большое внимание уделяют проведению антитеррористических мероприятий.
- Да, и здесь существует проблема. Люди свыклись с мыслью, что существует реальная угроза совершения новых террористических актов, а значит, перестали быть внимательными и осторожными.
Наши сотрудники постоянно проверяют транспорт не только на стационарных постах ДПС, но и на территории округа. Ведь не секрет, что в Москве очень много неорганизованных стоянок большегрузного транспорта. Инспектора совместно с оперативниками уголовного розыска проводят там проверку документов, досмотр автомобилей. Кроме того, сотрудники ГИБДД выезжают в автобусные и троллейбусные парки, проводят беседы с водителями, напоминая, что нужно делать в случае обнаружения бесхозных подозрительных предметов в салоне, обследуют жилые массивы и территории, прилегающие к жизненно важным объектам, а также МКАД - на предмет выявления несанкционированных проездов.
- В вашем округе проезды в обход постов ДПС были?
- Да, но мы их перекрыли. Один из них находился в районе 53-го километра МКАД, у рынка "Престиж".
- Сергей Николаевич, сегодня очень часто во дворах можно увидеть брошенные разобранные автомобили. Ваши сотрудники занимаются их выявлением и эвакуацией?
- Наша задача - установить и найти его владельца по регистрационным или идентификационным номерам. Если получено его согласие на утилизацию машины, ею занимаются городские службы. Мы к этому уже никакого отношения не имеем.
- А если владелец не найден, она так и будет украшать пейзаж?
- Понимаете, это чья-то собственность, пусть даже брошенная. Никто не имеет права ее утилизировать. Можно лишь переместить машину на безопасное расстояние от жилого дома. Это связано с угрозой терактов. Если же установить владельца невозможно, тогда автомобиль вывозится на охраняемую специальную площадку, где хранится в течение года - - вдруг кто-то заявит на него права.
- Сергей Николаевич, у меня к вам последний вопрос. С чем, на ваш взгляд, связан тот факт, что сегодня инспектора часто не обращают внимание на мелкие нарушения?
Невозможно объять необъятное. Контролировать и надзирать имеет смысл тогда, когда нарушение не носит массовый характер. Найдите сегодня водителя, который пользуется ремнем безопасности. Отсюда и ответная реакция инспекторов. Зачем реагировать на какую-то мелочь, когда есть более тяжелые нарушения, например выезд на полосу встречного движения. Я считаю, нужно быть очень жесткими по отношению к нарушителям. Потому что сегодня ситуация катастрофическая. В год на дорогах России гибнут около 30 тысяч человек, я уже не говорю о количестве пострадавших. Любое ДТП, даже без жертв, - это трагедия.
***
Итоги оперативно-служебной деятельности отдела ГИБДД УВД ЗАО за 2004 год.
За 2004 год в Западном административном округе произошло 559 ДТП, в которых погиб 71 человек, в том числе 1 ребенок, ранен 591 человек, в том числе 68 детей.
Места концентрации происшествий:
Боровское шоссе - 53 ДТП (погибли - 10 человек, ранены - 53) улица Рябиновая - 26 ДТП (погибли - 6 человек, ранены - 24),
улица Лобачевского - 24 ДТП (погибли - 5 человек, ранены - 25).
Основные причины ДТП среди водителей:
- превышение скорости,
- выезд на полосу встречного движения,
- несоблюдение дистанции,
- управление в состоянии опьянения.
Основной причиной ДТП с участием пешеходов является переход дороги в неустановленном месте.
На территории округа было совершено 1950 угонов и краж транспорта.
Обнаружено 999 транспортных средств, находящихся в розыске.
Задержаны 293 человека за совершение преступлений, из них 17 - за угоны.
Задержаны 132 человека, находящихся в федеральном розыске.