Одни катаются, другие мучаются
Давно мы не проводили прямой провод с начальником ГИБДД. И совершенно напрасно.
Проблем у автовладельцев со временем меньше не становится. Четырехколесные друзья требуют к себе постоянного внимания, не дают спать спокойно различные изменения в законодательстве.
Прямой провод показал также, что не меньше вопросов к начальнику ГИБДД имеют и горожане, у которых машин нет. Они, в свою очередь, мучаются от автомобилей, заполонивших их дворы, стоящих на газонах и тротуарах. С такого типа звонков начался прямой провод, ими он закончился.
А у нас во дворе... стоянка Тротуары превратились в проезжие дороги, на месте детских площадок - стоянки, жители первых этажей не могут уснуть, когда под окнами ревут машины. С этими - без преувеличения - криками души позвонили Г. Б. Космачев (ул. К. Маркса, 47), В. Н. Тенышев (пр. Ленина, 48), Т. И. Иванова (ул. Портовая, 13) и другие северодвинцы. На все жалобы А. Манойлов обещал отреагировать, а разговор с позвонившими оказался схожим: - К своему участковому обращались? Они должны следить за порядком на дворовых территориях. Производить эвакуацию машин без законных оснований мы не имеем права, во-первых, потому, что это частная собственность. Во-вторых, Правила дорожного движения не запрещают стоянку во дворах. Закрыть в них проезд тоже не имеем права: как же будут добираться те же "скорая", милиция, пожарные? Непросто предъявлять претензии к владельцам машин, оставленных на газонах.
Понятие газона определено в справочнике по дорожной терминологии, и это прежде всего "участок земли, засаженный низкой растительностью и огороженный бордюрным камнем". Для того чтобы привлечь водителей за стоянку на газонах, эти данные должны присутствовать.
Что касается езды по тротуарам, то в Правилах дорожного движения написано, что езда по ним разрешена, если это кратчайшее расстояние для погрузки-разгрузки товаров. Нарушением является, когда машина паркуется на обочине и мешает уборке спецтехники.
Наказание за незаконную парковку в областном законе об административных правонарушениях очень упрощено. Я не оставляю этот вопрос нерешенным, встречаюсь с северодвинскими депутатами областного собрания, они обещали помочь. А пока бороться с водителями, оставляющими машины где попало, очень сложно.
Штрафы явно не соответствуют тяжести нарушения и должны быть больше, но нельзя забывать и о порядочности самих водителей, которые живут в этих же дворах. В связи с этим вспоминается курьезный случай. Ко мне на прием пришла женщина и пожаловалась, что около ее дома на газоне стихийно образовалась стоянка. Мы проверили факт и составили протоколы на пять нарушителей. Каково же было мое удивление, когда па следующее утро эта женщина позвонила вновь и попросила не штрафовать одного из водителей, оказавшегося ее сыном! Автомобиль не роскошь...
На деле проблема незаконных стоянок имеет глубокие причины. По данным А. Манойлова, за 2004 год количество автомашин в городе увеличилось на 1 600 и теперь составляет более 36 тысяч. Причем каждый год парк увеличивается на полторы - две тысячи. Автомобиль стал не роскошью, купить сейчас машину намного проще, чем раньше. Между тем известно, что дороги в Северодвинске по проекту не были рассчитаны на такие большие транспортные потоки. Впервые в истории города в прошлом году на центральных улицах в час пик появились пробки.
- Я обращал внимание администрации Северодвинска на вполне разумное решение проблемы - соединить проспект Морской с Архангельским шоссе. Это разгрузило бы центральные улицы города. Данный вопрос надо решить в ближайшее время, - говорит А. Манойлов. - В старой части города во дворах гостевые стоянки не были предусмотрены планом застройки, сооружены они лишь в новых кварталах, да и то не во всех. На мой взгляд, в городе недостаточное количество платных стоянок, в особенности находящихся поблизости от жилых домов. Поэтому водителей отчасти тоже можно понять: им просто бывает некуда поставить машину.
Выход есть - Считаю, эту проблему решат также парковочные карманы во дворах и у магазинов, - продолжает А. Манойлов. - По инициативе ГИБДД открытию нового магазина или бара теперь должно предшествовать наше согласие. А мы смотрим прежде всего, есть ли там места для парковки автомобилей. Раньше этого требования не было, но его целесообразность показывает сама жизнь.
Нужно оборудовать как можно больше паровичных мест и карманов. Для этого горожане могут обращаться к своим депутатам, а те - в жилищные организации. Проблему надо решать сообща, а не делать из ГИБДД крайних.
Если говорить о наших трудностях, то надо принять во внимание тот факт, что парк машин постоянно растет, а вот состав сотрудников ГИБДД при этом не увеличивается. Как и двадцать лет назад, в городе работают два автопатруля. На оформление одного ДТП уходит до двух часов, а их каждый день происходит в среднем около десяти. На надзор за дорожным движением, в том числе стоянками, соблюдением скоростного режима, нет физической возможности. Правда, сейчас решен вопрос о выделении дополнительного штата инспекторов ДПС.
Права на десять лет Насчет обмена водительских удостоверений позвонил В. И. Костиков (ул.
Дзержинского, 4): - Сколько лет действительны водительские права? - Если в удостоверении не указано, на какой срок оно выдано, то это время составляет десять лет, - отвечает А. Манойлов. - Для того чтобы получить новое удостоверение, проходить обучение не надо. В этом году у многих истечет срок действия водительских удостоверений.
- Нужно ли проходить техосмотр, если машина стоит в гараже в неисправном состоянии? - спрашивает В. Я. Головков (ул. Орджоникидзе, 24).
- Нет, если машина не эксплуатируется, то не нужно.
"Хампы" нам помогут Каждый девятый северодвинец в 2004 году был наказан за нарушение правил дорожного движения, рост ДТП составил 125 процентов по сравнению с предыдущим годом. Такие цифры привел А. Манойлов, отвечая уже на мой вопрос о том, как можно снизить аварийность.
- Стало больше регистрироваться ДТП, в том числе и потому, что обязательное страхование автогражданской ответственности дает право на компенсацию, чем водители и пользуются, - говорит А. Манойлов. - Не секрет, что раньше водители могли разойтись мирным путем, не вызывая на место происшествия наших сотрудников. Что касается мер профилактики, то перед нами стоит задача обезопасить прежде всего пешеходов. Ведь водитель в машине более-менее защищен железом.
Поскольку водители на знаки ограничения скорости, пешеходного перехода и даже светофоры не реагируют, мы решили физически ограничивать скорость их машин, сооружая искусственные дорожные неровности, или, иначе говоря, "хампы".
Администрация города идет нам навстречу. Несколько таких искусственных неровностей появились на самых опасных участках. Надо признать, "хампы" полностью оправдали себя: аварий с погибшими в этих местах не стало (постучим по дереву).
Правда, есть недовольные водители: "хампы", мол, слишком высокие, от этого, бывает, машины ломаются. Особенно часто возникают претензии к "лежачему полицейскому" на Архангельском шоссе, что возле заводской поликлиники. Заверяем, "хампы" сделаны в соответствии со стандартами. Если соблюдать скоростной режим (а на подъезде к ним стоят три знака с ограничением скорости от 60 до 20 км в час), то "хампы" преодолеваются без каких-либо последствий для машины. Проверял на своей "Волге".
По-прежнему внушают тревогу участки дороги в начале пр. Морского, у магазина "Пингвин", напротив ДЮЦа. Здесь надо бы также оборудовать "хампы", а также установить леерные ограждения, что, конечно, обойдется дороже. Но ведь безопасность людей в деньгах измерять нельзя. Родителям младших школьников я бы посоветовал приобрести в "Союзспецодежде" специальные светоотражающие полоски и пришить их на одежду или ранец детей. Стоит это не так дорого, а маленьких пешеходов на темной дороге с этими опознавательными полосками водитель увидит сразу. Мы и сотрудникам ДПС сшили такую форму.
Еще эта пошлина...
Очень много вопросов поступило от владельцев машин в связи с введением с 1 января этого года государственных пошлин. Выли внесены изменения в Налоговый кодекс РФ.
- Государственные органы, к которым относится ГИБДД, обязаны взимать за совершение юридически значимых действий государственную пошлину, - объясняет А.
Манойлов. - К этим действиям относится государственная регистрация и другие регистрационные действия. Хочется отметить, что госпошлина не идет, как некоторые думают, на "счета ГИБДД" (у нас их просто нет), а поступает в бюджет.
В качестве примера: регистрация с выдачей свидетельства о регистрации, паспорта транспортного средства и госномера стоит для автомобилей 445 руб. 4 коп., теперь к этому надо добавить госпошлину в размере 600 руб. Если до нового года выдача знака "Транзит" обходилась всего в 17 руб. 6 коп., то сейчас к этой сумме надо приплюсовать госпошлину в 70 руб.
И последнее. Каждую субботу и воскресенье в ГИБДД работает горячая линия, на которой дежурят начальники подразделений. Все интересующие вас вопросы можно задавать им. Номера телефонов публикуются в номере "Северного рабочего" в четверг.