Перейти к основному содержанию

Главная      Тень на дороге

Тень на дороге

БЫВАЮТ СИТУАЦИИ, КОГДА ЗАКОН САМ ПОМОГАЕТ ИЗБЕЖАТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЮ НАКАЗАНИЯ. ДАЖЕ УСЛОВНОГО...

Водителей в нашем городе становится все больше, и трудно найти человека, который не желал бы приобщиться к их числу. Но за комфортное передвижение зачастую приходится платить весьма большую цену. Количество аварий с пострадавшими на дорогах столицы заставляет задуматься о нашей с вами безопасности.

ОНИ ПИШУТ

ЗАКОНЫ

ПОД СЕБЯ

Пьяный водитель "Волги" при торможении не удержал свой автомобиль и выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение с "ВАЗ-2110". Водитель "Жигулей" с серьезной травмой был доставлен в больницу, врачи установили, что у пациента произошел разрыв связочного аппарата коленного сустава. В отношении водителя "Волги" Р. Ш-ва было возбуждено уголовное дело. Водитель "Жигулей" был признан потерпевшим по делу. Каково же было его удивление, когда накануне Нового года, закованный в гипс после операции на колене, он получил из Следственного управления уведомление о прекращении уголовного дела.

Водитель автомашины "ВАЗ-21063" на мокром асфальте резко затормозил, в результате чего его автомобиль вынесло на тротуар, где в это время находились люди. Бампером была задета девушка, получившая рваную рану бедра, а также перелом бедренной кости. Следователь, в производстве которого находился материал проверки по факту данного ДТП, получил справку из Бюро судебно-медицинской экспертизы о том, что данное телесное повреждение при проведении судмедэкспертизы может быть отнесено к среднему вреду здоровья. После чего уголовное дело даже не возбуждалось и, соответственно, потерпевшей девушка признана не была.

Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают примерно 35 тысяч человек, сотни тысяч граждан нашей страны получают увечья. Казалось бы, при нынешней демографической обстановке эта проблема должна явиться предметом серьезных раздумий для всего общества и особенно его представителей во власти - депутатов Государственной Думы. Однако решения, принимаемые законодателями, иногда не улучшают ситуацию, а наоборот - усугубляют.

Всего лишь год назад нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим автомобилем, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, согласно статье 264 УК РФ, наказывалось вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Как известно, судебная практика шла многие годы по пути назначения условного наказания за причинение вреда здоровью средней степени тяжести. За тяжкий вред здоровью суды приговаривали водителей к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы также предельно редко.

Однако и условное наказание за причинение при ДТП серьезных увечий, видимо, показалось нашему законодателю чрезмерным. И в декабре 2003 года в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, вообще устраняющие уголовную ответственность за причинение здоровью вреда средней тяжести.

Узнав о существовании сего рукотворного "провала" в законе, сотворенного самими депутатами, я вначале засомневался: вдруг что-то неправильно понимаю? И отправился за разъяснениями в офис к специалисту, известному столичному адвокату Константину Гуревичу, практикующему по делам, связанным с ДТП.

- Нет, вы все поняли правильно, - выслушав меня, ответил Константин Борисович, - такие изменения действительно введены и реально действуют.

Из дальнейшего разговора с адвокатом я понял, что теперь, если водитель, нарушив ПДД, собьет пешехода, а пешеходу в результате этого будет удалена, к примеру, селезенка или часть почки, либо часть кишечника или желудка, либо если у пострадавшего произойдет разрыв связок коленного сустава, перелом костей таза. Либо если у него наступит неподвижность голеностопного сустава или, например, полная глухота одного уха, а также другие серьезные повреждения (весьма объемный перечень которых предусмотрен правилами судмедэкспертизы), то водитель-виновник (позвольте остановиться, чтобы преодолеть чувство беспомощности и негодования)... Итак, по действующему ныне в России законодательству водитель-виновник ни уголовного, ни даже административного наказания не понесет.

Дорогие пешеходы, вам жизненно необходимо внимательно это прочитать и уяснить, прежде чем самим выходить на улицу или выпускать своих детей.

Об этом же нужно задуматься и тому абсолютному большинству водителей, которые аккуратно соблюдают правила движения -по крайней мере, насколько это возможно в наших условиях. Ведь и добросовестный водитель может не по своей вине попасть в автоаварию и пострадать.

А виновные, как мы уже продемонстрировали, приведя два примера, могут не понести никакой ответственности.

В июне 2004 года Госдумой РФ в первом чтении все же был принят законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся среднего вреда здоровью, причиненного при ДТП. И все же предложения народных избранников, "оценивающих" средний вред здоровью человека "в 1000 - 2000 рублей штрафа" или "в 6 - 12 месяцев лишения водительских прав", никак нельзя назвать адекватными.

"Да они под себя все законы пишут!" - вспомнил я услышанный на днях разговор.

Женщина посетовала по поводу длинной декады новогодних праздников и увеличившегося в связи с этим количества пьяных в городе.

- Как вы не понимаете, дорогая, - разъяснял ей мужчина средних лет, бывший сам слегка навеселе. - Депутаты ведь на каникулы уезжают отдыхать. На юга, наверное, вместе с семьями!.. А нам, с нашими копейками, куда еще деваться?..

НАЕХАЛ И СКРЫЛСЯ

- Заметным штрихом в картине, написанной федеральным законодателем, - продолжал комментировать ситуацию адвокат Константин Гуревич, - является также исключение из Уголовного кодекса такого деяния, как оставление места ДТП, ответственность за которое до 8 декабря 2003 года по статье 265 УК РФ могла последовать в виде 2 лет лишения свободы.

Слушая адвоката, я невольно вспомнил слова старшего группы розыска ОГИБДД УВД Северо-Восточного округа Дмитрия Бурцева. Я с ним встречался полтора года назад, когда он занимался поиском

"неизвестных", совершавших наезды с оставлением места дорожно-транспортного происшествия. Это когда сидящий за рулем сбивает человека и скрывается, оставляя его на дороге. Заметим, что иногда - умирать...

- Примерно в половине случаев совершившие наезд не чувствуют никакой вины, - сказал мне тогда Бурцев. - Просто стараются всеми силами уйти от ответственности. Даже когда есть погибшие, в том числе и дети. А еще ведь за руль садятся и просто откровенные отморозки...

Такие отморозки, как я предполагаю, вполне способны совершить и умышленный наезд. В сущности ведь сложилась ситуация, когда автомобиль вполне может заменить пистолет или нож. Тем более что есть реальная возможность успешно скрыться через тот "провал" в законе, который проложили своими руками законодатели. Кстати, случайно проложили или действительно кто-то старался "под себя"?

- Очевидно, что такое положение дел не отвечает интересам справедливости и прав граждан, -резюмирует Константин Гуревич, -и требует принципиального пересмотра отдельных положений законодательства. И чем раньше - тем лучше. Потому что это спасенные жизни, сохраненное здоровье сотен тысяч россиян и тысяч жителей столицы - и законопослушных водителей, и пешеходов.