ШАГ В СТОРОНУ
ОСТРЫЙ УГОЛ
Новые испытания для автомобилистов приготовили реформаторы дорожного движения.
В связи с созданием так называемого Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, призванного руководить работой ГИБДД, все отделы этого славного ведомства опустели - сотрудников выгнали на мороз. На любого неправильно перестроившегося или не там остановившегося водителя коршуном бросается инспектор. В задушевном разговоре нарушитель узнает, что во всем виноваты его брат-водитель Ильдар Бичаров и, конечно, наш брат-журналист.
Отец двоих детей Ильдар Бичаров "попался" 9 августа при пересечении сплошной линии и заявил о готовности заплатить штраф на месте. Инспектор долго расспрашивал о том, что значит "на месте уплатить штраф". Разговор записывался. Потом появились понятые, и Бичарову предъявили обвинение в даче взятки должностному лицу. Показательный процесс завершился - обвиняемый получил два года условно, хотя прокурор требовал отсидки трех отнюдь не условных лет. Подобные суды одновременно прошли и в других регионах - так милиция ответила на попытки населения коррумпировать ее честных работников.
Суд в Москве широко освещали все средства массовой информации. При этом их симпатии были на стороне обвиняемого. Порядочного человека арестовали и судили за то, что каждый из находящихся за рулем совершает с завидной регулярностью, информировали общественность газеты и радиоканалы. Пусть покроются краской стыда журналисты! Как можно утверждать, что гаишники берут взятки? Статистика беспристрастна -ни одного громкого судебного процесса над сотрудниками автоинспекции по обвинению в мелком взяточничестве не проводилось. В то же время только по Москве находится в производстве около сотни уголовных дел в отношении водителей, пытавшихся откупиться от блюстителей порядка. Все это вынуждает инспекторов применять самые строгие меры. Когда самому довелось пересечь линию разметки, остановивший меня капитан сказал, что раньше он удовлетворился бы и двумястами рублей, а после всех судебных процессов и очернения органов автоинспекции в СМИ меньше пятисот его не устроит.
Не отстают от гаишников и парковщики. Еще недавно часовой постой в столице обходился в десять рублей, а теперь количество часов стоянки надо умножать на 50 - 100. За примером далеко ходить не надо - Комсомольская площадь, на которой расположены Ярославский, Ленинградский и Казанский вокзалы, лидирует по количеству машиномест. Парковщики объясняют, что территория, занимаемая вашим автомобилем, взята неким предприятием в аренду.
На деле московским правительством создано ГУН "Государственная система платных парковок" (ГУП ГСПП), в распоряжение которому отдано свыше восьми тысяч машиномест по всему городу. ГСПП платит в бюджет города в среднем по 300 рублей в месяц за каждое место. Все места сданы в субаренду так называемым операторским компаниям, которые рассчитываются с ГСПП по тарифу, превышающему указанный на 40 процентов. Сами же операторы предоставляют услуги населению по утвержденным госрасценкам: 10 рублей в час. Нетрудно подсчитать, что каждое машиноместо ежедневно приносит оператору не менее 100 рублей выручки, или три тысячи в месяц. Почему же город получает в десять раз меньше?
В городском бюджете парковочная деятельность занимает самую скромную строчку доходов - всего 30 миллионов рублей. В Нью-Йорке этот показатель превышает 800 миллионов долларов, в европейских столицах он составляет от 60 до
80 миллионов евро в год. Вот такая арифметика. Совсем недоходным, можно сказать, убыточным, оказался этот парковочный бизнес.
Очередным новшеством стало запрещение на въезд в пределы Третьего транспортного кольца автомобилей грузоподъемностью свыше одной тонны. В эту категорию входит не менее 20 процентов автомобилей, разъезжающих в центре столицы. Мера, конечно, вынужденная, направленная на борьбу с автомобильными пробками. Только любая мера оборачивается выгодной своей стороной не к обществу, а к тем, кто поставлен блюсти государственный, а вовсе не личный интерес.
Чиновники знают - останавливаться в законотворческом процессе нельзя. Стоит остановиться, и граждане тут же изыщут лазейки, как обойти то или иное постановление, побегут в суды, а там, глядишь, выяснится, что оно неконституционно или чему-то там противоречит.
На рассмотрении в Госдуме находится проект закона, отменяющий рукописные доверенности на право управления автомобилем. Водители давно привыкли к простой письменной форме - машину можно доверить родственнику, другу без похода к нотариусу и ожидания в трехчасовой очереди. Вскоре такой фокус не пройдет. Ведь криминал не дремлет: отберут машину с документами и будут пользоваться вашим имуществом, объясняют чиновники необходимость нововведения.
Когда автолюбители справятся с этими трудностями, можно не сомневаться, что им придумают новые. При этом в городском бюджете не появится дополнительных средств для обустройства парковок или борьбы с криминалом.
Но в негативных проявлениях есть положительный аспект. Как еще замедлить рост числа автомобилистов, которым постоянно не хватает улиц и стоянок? Только увеличением сумм, взимаемых за пользование этими благами цивилизации. Вот в этом месте обладатели законодательных инициатив делают вежливый шаг в сторону. Ведь сами они никогда не платят придуманных ими штрафов, не рассчитываются за парковку, а у шоферов их стремительных лимузинов никто и никогда не просит предъявить доверенность.
***
В городском бюджете парковочная деятельность занимает самую скромную строчку доходов - всего 30 миллионов рублей. В Нью-Йорке этот показатель превышает 800 миллионов долларов, в европейских столицах он составляет от 60 до 80 миллионов евро в год.