Был светофор зеленый
Ровно 75 лет назад, 15 января 1930 года, именно с этого перекрестка (Невского и Литейного пр.) в СССР началось массовое "светопредставление" на дорогах и улицах одной шестой части земной суши. Так сообщает "Календарь дат и событий" ИТАР-ТАСС. А премьера трехглазого чуда, правда, состоялась за несколько месяцев до того на Гороховой, которая тогда называлась улицей Дзержинского. Об этом рассказывают в очерках "Государственная инспекция Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Виктор Ганжа и Ратмир Гусев
- Вообще-то родиной первых световых регулировщиков дорожного движения считают Лондон - именно там на грани XIX и XX веков появился первый светофор, - говорит Гусев, сотрудник музея Госавтоинспекции. - Установлен он был по спецзаказу депутатов английского парламента на перекрестке по соседству со зданием парламента. Источником света в нем была газовая горелка. Но в один прекрасный день перенасыщенная газовая смесь взорвалась. Полицейский, дежуривший у светофора и вручную переключавший свет, получил многочисленные ранения от стекол - и о новшестве постарались забыть. Но аварии на дорогах и улицах взывали к наведению порядка. В том числе и с помощью безопасных светофоров. Такая возможность представилась с появлением дешевого электричества.
К примеру, в том самом 1930 году на берегах Невы произошло 720 столкновений трамвайных вагонов, 2065 несчастных случаев с людьми. При этом погибли 300 человек и 705 получили тяжелые увечья. Различные организации Ленинграда включились в работу по повышению безопасности на улицах города. Межведомственная комиссия при Октябрьской железной дороге объявила конкурс на проектирование автоматических устройств, обеспечивающих безопасность движения на пересечениях путей.Первые светофоры были разных конструкций. Единственное, что объединяло их, это наличие зеленых, желтых и красных линз, подсвеченных лампочкой Ильича и видных издалека со всех четырех сторон перекрестка. Вскоре появились пятиглазые, а затем и семиглазые светофоры.
Горожанам, и особенно детям, нравился так называемый стрелочный светофор - с одним, расвеченным словно мозаика, круглым окошечком. Две трети его сверху занимало зеленое полукольцо. И столько же отводилось красному, помещенному в нижней части. А сегменты в середине были желтыми. По окошечку, словно по циферблату, двигалась белая стрелочка, указывающая, сколько секунд осталось гражданину для перехода, либо же через сколько секунд можно будет ступить на мостовую...
Наибольшее внимание тогдашних партийных властей светофорное хозяйство обрело в 70-е годы прошлого столетия. Город превратился в огромную строительную площадку, но, вместо того чтобы параллельно с новыми кварталами и реконструкцией старых возводить удобные подземные пешеходные переходы, власти избрали дешевый вариант обеспечения безопасности улиц и проспектов. Тогда начали ставить светофоры с кнопочкой для пешеходов и кое-где звуковые - для слабовидящих. На сегодняшний день в северной столице подземных переходов, по словам специалистов, в десять раз меньше, чем требуется по нормам.
Светофор, с одной стороны, обеспечивает безопасность участников дорожного движения, но, с другой, сокращает пропускную способность магистралей. Ленинград был первым городом в Советском Союзе, внедрившим так называемую "зеленую волну" для движения с использованием автоматической системы управления транспортными потоками. Около десятка магистралей работали под ее контролем. В начале XXI века эта "волна" осталась лишь на Московском и Невском проспектах...
- В ближайшее время к ним прибавится еще ряд магистралей, соседствующих с Нев-ским, - рассказывает руководитель дирекции по организации дорожного движения Петербурга Сергей Саблин. - В этом году "зеленую волну" введем на Загородном, Вознесенском проспектах, Гороховой улице. В 2006-м займемся проспектом Стачек.
Сегодня в городе 960 перекрестков, большинство которых оборудовано светофорами - в том числе ламповыми и светодиодными. С начала "пешеходного века" в городе переоборудованы более 300 светофорных постов. Полсотни установили только в минувшем году. Теперь администрация города выделяет необходимые средства на светофоры, дорожные знаки (их сейчас 50.000), сотни километров дорожной разметки. Пять лет назад, когда создавалась наша организация, нам выделяли 30 млн рублей в год. В нынешнем году эта сумма увеличена до 400 млн рублей!
В апреле 2003 года на Невском проспекте напротив 168-й гимназии у площади Александра Невского были установлены светофоры на светодиодах, изготовленные с участием ЛОМО. Теперь и у них появились серьезные конкуренты. В частности, Уральское оптико-механическое объединение наладило выпуск долговечных светофоров, которые в 3 - 4 раза дешевле тех, которые предлагает городу ЛОМО. Поэтому мы используем продукцию уральцев. Их диоды намного надежнее прежних, не блекнут на солнце, потребляют в отличие от ламповых светофоров очень мало электроэнергии. Приноровились мы и к ламповым "регулировщикам". Вместо отечественных лампочек используем, например, немецкие. Они надежнее, долговечнее и неприхотливее наших в эксплуатации.
Кстати, вчера мы провели тендер на лучшего подрядчика по реконструкции питерских светофоров и по другим работам, связанным с безопасностью дорожного движения в северной столице. В конкурсе участвуют теперь уже семь подрядчиков. Выбор есть.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА