Незваный ГОСТ
Вняв протестам общественности и обращению ряда депутатов Госдумы, премьер-министр РФ Михаил Фрадков пообещал перенести введение в действие ряда положений новых правил дорожного движения (ПДД). Речь идет о сиденьях для перевозки детей, обязательном включении ближнего света фар за городом даже в светлое время суток, а также о запрете поворотников красного цвета.
Эти поправки были опубликованы 27 декабря 2005 года и уже 1 января вступили в действие. Депутатов Госдумы, как и представителей народных масс, не устроила такая стремительность. К тому же запрет красных поворотников в таком виде противоречит постулату "закон не имеет обратной силы": до сих пор подобные (в основном американские) авто считались легальными и могли проходить техосмотр, а с нового года вдруг оказались вне закона.
На минувших выходных Фрадков заявил, что введение новых правил в действие планируется отложить на год ("В" уже сообщил об этом во вторник; впрочем, о подписании премьером соответствующего документа пока не известно). Что касается красных поворотников, то председатель правительства уточнил: "Нововведения распространятся только на автомобили, которые будут приобретаться после 1 января 2007 года".
Слова премьера не успокоили встревоженных автомобилистов. Во-первых, непонятно, когда все-таки введение в действие новых ПДД будет отложено, а инспектора ДПС перестанут накладывать штрафы. Во-вторых, эти поправки, как выяснилось, оказались сущими цветочками.
Дело в том, что еще 26 августа прошлого года без лишнего шума были утверждены поправки к ГОСТу, которые должны вступить в силу уже 1 марта. А в этих поправках содержится не только запрет на "американские" красные поворотники, которые Фрадков обещает снова разрешить, но и кое-что еще. Как сказал бы известный исторический персонаж, эта штука будет посильнее "Фауста" Гете.
Новый ГОСТ требует установки на все автомобили третьего стоп-сигнала, запрещает снабжать шипами только два колеса, предписывает обить незаводские "кенгурятники" эластичным материалом. Под запрет попадают красные поворотники и желтые габариты, при этом, что характерно, замена внешних световых приборов на аналогичные от других моделей запрещена (исключение составляют автомобили, снятые с производства). Задний номер теперь должен освещаться только одним фонарем, тогда как многие машины имеют в заводской комплектации две соответствующие лампочки, а иные вообще не снабжены таковыми (их владельцы крепят под номер специальные рамки, которые, кстати, тоже обычно оборудованы как минимум двумя лампочками). Удаленный или неработающий катализатор теперь тоже является прямым основанием для отказа в выдаче талона техосмотра. Другими словами, эксплуатировать "Жигули" вообще без катализатора можно. А если вы, как многие хозяева подержанных японок, "выбили" свой катализатор, то рискуете остаться без заветного талончика.
В ближайшее время по всей России пройдут масштабные акции протеста автомобилистов против поправок в ГОСТ. Лидер правозащитной организации "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков заявил, что готовит иск в Верховный суд на правительство РФ. "С одной стороны, автомобилистам дается год, чтобы поменять фонари и поворотники, с другой - новый ГОСТ запрещает что-либо менять в конструкции автомобилей, а замена задних фонарей на большинстве автомобилей невозможна без вмешательства в их конструкцию, - говорит Лысаков. - Мы категорически не согласны с этим ГОСТом и считаем, что его надо отправить на доработку".
Огромные массы автомобилистов и сейчас предпочитают покупать талон техосмотра. Похоже, новые инициативы правительства толкают на этот путь и тех, кто предпочитал проходить процедуру инструментального контроля по-честному.