Перейти к основному содержанию

Главная      Для маршруток и маршрутчиков закон еще не писан

Для маршруток и маршрутчиков закон еще не писан

Поводом для написания этого материала, как это часто и случается, послужил звонок одной из наших читательниц. Светлана Николаевна позвонила нам для того, чтобы выплеснуть свою боль и возмущение.

«Вы знаете, у меня просто нет слов, — сказала она, — чтобы назвать то, что произошло. Я не скандалистка, не хулиганка, работаю врачом, но меня сегодня ни за что ни про что высадили из маршрутки за то, что я попросила водителя не курить в салоне — я просто задыхаюсь от дыма, да и почему пассажиры должны с утра дышать сигаретным дымом? Я не грубила, не кричала, я просто вежливо попросила его об этом... После чего нас просто-напросто вышвырнули из машины. Нас всего ехало утром трое, и когда я обратилась со своей просьбой к водителю, то он остановился — причем не на остановке, а в буквальном смысле слова на пустыре, сказал, что маршрутка сломалась и дальше не пойдет, выкинул нам по десятке, развернулся и уехал... »

К сожалению, Светлана Николаевна не смогла ни запомнить, ни записать номера этой маршрутки, поскольку он был забрызган грязью, а в салоне не было ни каких-либо реквизитов фирмы, от которой работает эта машина, ни каких-либо данных о водителе. Если кому-то из руководителей это интересно, то сообщаем, что это была машина, работающая по маршруту N 44, время — примерно 8.40 утра 18 января. Вряд ли кто-то будет разбираться в этом, но... А вдруг? К величайшему нашему сожалению, таких жалоб на водителей маршрутных такси у нас далеко не единицы и даже не десятки, а гораздо больше. И сколько еще тех, кто не жалуется, мирясь с таким положением вещей... Да практически каждый из нас хоть раз да сталкивался с подобным хамством в этом виде транспорта. В октябре члены общественной организации «Союз транспортников» провели акцию: «За высокую культуру обслуживания пассажиров на маршрутках». Из всех поступивших за это время жалоб и предложений самое большое количество было именно по поводу грубости и хамства водителей маршруток.

В чем же дело? Почему это стало чуть ли не нормой для водителей этого вида транспорта? У них ответ один: «Моя машина — что хочу, то и делаю! » Да, это и в самом деле чаще всего частные машины, но в то же время и общественный транспорт! У нас на сегодняшний день и автобусов достаточно много частных, но ведь в автобусе — даже собственном — водителю вряд ли придет в голову включить музыку так громко, что уши впору затыкать, или на просьбу пассажира не курить остановиться и высадить всех из автобуса посреди дороги...

Суть проблемы заключается, наверное, все-таки в невысокой общей культуре водительского состава и в том, что собственники (а большинство машин все-таки принадлежат каким-то фирмам и организациям, у которых есть один собственник) на это не обращают внимания. Да и то сказать: зачем? Им ведь главное, чтобы доходы были...

Здесь сам собой напрашивается вопрос: неужели у нас нет никакой возможности, чтобы хоть как-то повлиять на эту ситуацию? Кто-то же должен иметь полномочия контролировать работу маршруток и маршрутчиков!..

ГАИ? Но ГАИ контролирует только соблюдение ими Правил дорожного движения, то есть то, как они ведут себя на дороге, хотя и здесь тоже нареканий очень много.

***

Слова к делу не пришьешь

Наверное, нет уже такого человека, который хотя бы раз в своей жизни не ездил в маршрутках и не лицезрел «надверного творчества» водителей этих самых «Газелей» — объявлений различного рода, среди которых «хлопнешь дверью — станешь льготником» — одно из самых безобидных.

Добавить к этому порой безграничное хамство маршрутчиков по поводу и без повода, слишком громкую музыку, из-за которой водитель не слышит названия остановки, а потом кричит на пассажиров, что те очень тихо говорят и — самую, наверное, главную беду «Газелей» — курение в салонах, то становится понятным, вежливость и водитель маршрутки —это «две вещи несовместимые». Как бороться с этим злом и можно ли вообще бороться? С этим вопросом мы обратились к начальнику АТИ и РЭР ОГИБДД УВД Волгограда подполковнику милиции Владимиру Скабелину:

— У нас получается такая система: к маршрутчикам, а точнее — к тем лицам, кто осуществляет коммерческие пассажирские перевозки на территории Волгограда, действительно есть претензии по качеству обслуживания. Имеются сведения о том, что некоторые водители ведут себя очень по-хамски по отношению к пассажирам. Допустим, громко играет музыка, пассажиры делают замечание, водитель останавливает машину и в грубой форме требует освободить салон. Не так Оторвал билет, не так закрыл дверь, что-то невежливо, по мнению водителя, сказал — результат один... А ведь это такая же сфера услуг! Если мы говорим о том, что продавец должен вежливо обращаться с покупателем, то почему это правило не распространяется на водителей маршруток?

Допустим, водитель курит в салоне. Значит, курят все пассажиры. Ведь водительское место в «Газели», считай, находится в салоне. Это не большой автобус, где водитель отгорожен внушительной перегородкой. А в маршрутках ездят не только мужчины, но и дети, беременные женщины, для которых табачный дым, мягко говоря, противопоказан.

Что нужно сделать для того, чтобы привлечь к ответственности водителя или перевозчика? Нужны факты. Их у нас пока нет. Есть только общие сведения на уровне слухов. Но этого к делу не пришьешь. Чтобы мы могли разобраться по этому факту, нужно конкретное заявление с указанием номера маршрута, госномера маршрутки. Причем бумага пишется в нескольких экземплярах: один — в Управление государственного автомобильного надзора по Волгоградской области, потому что именно эта организация выдает лицензии на право заниматься пассажирскими перевозками. Еще один экземпляр отправляется в департамент городского хозяйства администрации Волгограда.

И уже по результатам рассмотрения заявления человека мы сможем привлечь водителя или перевозчика к ответственности, рассмотрев, допустим, его проступок на комиссии по БДД.

***

фото: