Перейти к основному содержанию

Главная      ПОПРАВИЛИ

ПОПРАВИЛИ

Российские автомобилисты пока так и не поняли. за что их будут штрафовать

Недавно мы с другом поспорили: он утверждал, что с 1 января все автомобили обязаны ездить днем с ближним светом. И в качестве доказательства рассказал, что на днях его оштрафовали в подмосковных Химках на 50 рублей за выключенные фары. Уверен, мы не исключение из правил. Хотя поправки к ПДД действуют уже почти месяц. Все это время не утихает и полемика вокруг новых правил. А депутаты Госдумы сразу же после новогодних каникул даже обратились к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой приостановить действие некоторых поправок. Разработчики законопроекта отчаянно защищаются от нападок в свой адрес, пытаясь растолковать тот или иной спорный момент. Но при внимательном прочтении документа становится ясно: авторы попросту не смогли внятно выразить свои мысли, а водители и журналисты эти самые мысли неправильно истолковали. "Версия" попробовала разобраться, что именно изменилось в ПДД с 1 января 2006 года.

Согласно социологическим опросам, почти 60 % россиян не знают, какие коррективы были внесены в ПДД. И это неудивительно. Документ был подписан перед самым Новым годом (27 декабря), а вступил он в силу уже в первый день нового, 2006 года. При этом, по оценке экспертов, новые поправки в ПДД "сырые" , ситуацию на дорогах не улучшат, а могут лишь спровоцировать очередной рост поборов и взяток.

Но давайте обо всем по порядку. Итак, что же изменилось для автовладельцев? О первом пункте, который вызвал множество споров, мы уже говорили: отныне необходимо включать ближний свет фар не только в темное время суток, но и днем. В противном случае придется уплатить штраф в 50 рублей. Здесь нельзя не отдать должное нерадивым журналистам, которые в погоне за жареными фактами "слегка" искажают информацию. Подобные поправки в ПДД действительно есть, однако ездить с включенным ближним светом нужно только вне (!) населенных пунктов. Так что, когда автомобилистов штрафовали за это нарушение не где-нибудь за городом, на трассе, скорее всего это были маленькие хитрости гаишников, которые, пользуясь неосведомленностью водителей, бросились на дороги собирать "дань".

Итак, с ближним светом разобрались. Множество споров вызывает еще один пункт новых правил: с 1 января дети до 12 лет могут ездить в машине исключительно в специальном кресле на заднем сиденье. Многие тут же поверили слухам и стали подсчитывать потери для семейного бюджета, связанные с покупкой парочки детских кресел, не потрудившись даже открыть правила. Вот что рассказал "Версии" начальник управления научно-исследовательского Центра безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Тарасенков: "Совсем не обязательно сажать детей до 12 лет в автомобильные кресла. У нас всегда действовало правило, что все пассажиры, в том числе и дети, на заднем сиденье должны быть пристегнуты. В новой редакции мы просто подробно расписали, как это делать. Если ребенок маленький, его сажают в специальное кресло, а вот 10-летнего уже можно просто пристегнуть. Главное требование - чтобы ремень не проходил по шее".

А теперь давайте посмотрим, как эта же самая мысль изложена в правилах:

"Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств".

Вот и поди пойми из этой формулировки, как именно все-таки нужно пристегивать ребенка и о каких таких "специальных удерживающих устройствах" идет речь.

Еще одним интригующим и вызвавшим немало вопросов был пункт правил, касающийся пешеходов. Он обязывает иметь на одежде в темное время суток светоотражающие элементы. Тут опять же нельзя не сказать о неправильном понимании закона. Вот как он выглядит в оригинале:

"При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств".

Для тех, кто невнимательно прочитал, объясняем: это просто обычная рекомендация, и никаких нашивок на одежду делать не придется.

Однако еще большее возмущение у населения вызвали изменения, коснувшиеся светотехники на машинах. Здесь уже нет никаких разночтений: с 1 января противотуманные фары спереди должны быть исключительно белого или желтого цвета, а поворотные указатели - только желтого или оранжевого. При этом разработчики, видимо, не учли большого количества японских и американских машин на российских дорогах, у которых указатели поворота, как правило, красного цвета. Сами гаишники утверждают, что инспекторы пока что не будут штрафовать водителей за несоблюдение новых правил. Объясняется это довольно просто: в одной только московской ДПС есть несколько сотен "нелегальных" теперь уже "Фордов" с красными поворотниками.

По словам Владимира Тарасенкова, машины ГИБДЦ также будут переоборудованы в соответствии с новыми стандартами. А вот как будут выкручиваться частные автовладельцы, похоже, никого не волнует.

Разработчики правил ссылаются на европейские нормы, по которым и вводились поправки, касающиеся светотехники. "В Европе действительно есть похожее ограничение, - рассказал "Версии" депутат Госдумы и лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, - но там пошли несколько иным путем: просто не ставят на учет новые автомобили, не соответствующие стандартам, а старые при этом не запрещают".

У нас же все наоборот. Результат - за последний месяц в автосервисы обращается все больше клиентов с просьбой заменить фары. Притом зачастую сделать это довольно трудно - на некоторые марки машин попросту нет европейских частей, поэтому на замену оптики придется потратить больше $1 тысячи. К примеру, стоимость полной замены фар на американском "Форд-Фокусе" может достигать $1800.

Впрочем, некоторые автоумельцы уже придумали более дешевые способы: вкручивают желтые лампочки в фонари заднего хода, делая их поворотниками, либо режут оптику и вставляют светодиод соответствующего цвета. Хотя некоторые автовладельцы вообще ничего менять не собираются - дешевле каждый раз отдавать по полтиннику.

Как будет решен этот вопрос, покажет время. По словам Виктора Похмелкина, 90 % новых поправок никаких сомнений не вызывают, а вот в пунктах, касающихся светотехники, нужно подробно разбираться, а не запрещать все на скорую руку.

И наконец, отдельно надо сказать о новых дорожных знаках. В приложении к правилам их 24, кроме того, 18 разновидностей уже существующих. Тут уже никаких разногласий, хотя некоторые знаки водителям скорее всего покажутся довольно странными. Вот наиболее любопытные из новиною

1. "Направление поворота". Теперь вдоль трасс на отбойниках будут устанавливаться указатели, повторяющие поворот. Раньше дорожникам просто приходилось резать большие знаки на отдельные стрелочки и развешивать их на столбах. Теперь же "повторитель поворота" приобрел соответствующий статус.

2. "Искусственная неровность". Подобные знаки появятся около школ, детских садов, в дворовых проездах. Раньше эти места были обозначены знаками "Неровная дорога" , поэтому водителям приходилось до последнего гадать, что их ждет впереди - яма или "лежачий полицейский".

3. "Затор". Встретив в красном треугольнике очередь из машин, не удивляйтесь. Данный знак будет устанавливаться временно перед перекрестками, которыми можно воспользоваться, чтобы объехать образовавшуюся впереди пробку. А если учесть особенности дорожного движения в последние годы, встречаться такие знаки будут довольно часто.

4. "Опасная обочина". Тут, пожалуй, объяснять нечего - на обочину лучше не съезжать. Знак говорит сам за себя.

5. "Примыкание дороги". Теперь примыкающую дорогу обозначают не только под прямым углом, показывая тем самым ее направление.

6. "Начало и конец населенного пункта".

7. "Предписывающий знак". Обозначает направление поворота только в одну сторону.

8. "Контроль". Новый в классификации запрещающих знаков. Раньше около постов ДПС был установлен знак "Стоп" , несмотря на то что по ГОСТу он является знаком приоритета и устанавливать его положено только на перекрестках. Основное требование - проезд без остановки запрещен.

9. "Бассейн или пляж". Пожалуй, самый диковинный знак. Разработчики утверждают, что сами ничего не придумывали и этот знак есть в международной конвенции.

10-11. "Знаки сервиса". Они сообщают, на какой волне какая радиостанция передает информацию о дорожном движении в данной области.

12. "Общие ограничения максимальной скорости". Этот знак демонстрирует, с какой скоростью и где в России можно передвигаться в населенных пунктах (60 км/ч), на дорогах (90 км/ч), на автомагистралях (110 км/ч).

13. "Таблички дополнительной информации". Когда у нас наконец появятся так называемые перехватывающие парковки, возле них установят соответствующие таблички, чтобы понять, какой ближайший транспорт доставит водителя к нужному месту.

Безусловно, невозможно рассказать обо всех изменениях, которые произошли в правилах с этого года, поэтому мы заострили внимание только на тех пунктах, которые вызывают у автовладельцев больше всего вопросов. И все-таки не поленитесь купить эту не самую толстую книжечку с ПДЦ. Как показывает практика, это не самое бесполезное чтиво. Удачи вам на дорогах!

Иван Сотников