Перейти к основному содержанию

Главная      Пятьдесят "кубиков" для свободы передвижения

Пятьдесят "кубиков" для свободы передвижения

Угадайте, что это: ехать на нем можно, а механическим транспортным средством назвать нельзя? Скутер - новомодное средство передвижения, которое не требуется регистрировать в ГАИ. В советские времена у нас были мопеды и мотороллеры. И благодаря дешевизне они пользовались популярностью у тех, кто мечтал о машине или мотоцикле, да не мог их купить. Сейчас, чтобы завести скутер, тоже не обязательно иметь много денег. Подержанный можно купить всего за 250 у. е.

Гражданам, передвигающимся на скутерах, сам черт не брат, а инспектор ГАИ - вообще никто. Потому что скутеры, которых на казанских дорогах становится все больше, - вне закона. Точнее вне зоны действия закона: механические средства передвижения с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров или конструктивной скоростью менее 50 километров в час регистрации в ГАИ не подлежат. И водительские права их владельцы иметь не обязаны. И за нарушение правил дорожного движения не могут быть наказаны - разве что если станут причиной серьезного ДТП.

- Сейчас в Москве предпринимаются попытки принять об их регистрации местный закон, но, насколько я знаю, безуспешные, - сказал корреспонденту "ВК" замначальника отдела технического надзора Управления ГАИ МВД РТ Равиль Гарипов. И добавил, что вся надежда - на российское правительство.

Ну а пока закон не догнал резво мчащийся технический прогресс, водители юрких скутеров, развивающих с помощью своих неполных 50 "кубиков" скорость до 90 км в час, носятся между более солидными автомобилями, создавая аварийные ситуации. Р-р-раз! И вас уже подрезали. Два!И пешеход едва успел отскочить. Три! И скутер далеко - не догонишь, а водители, которые не смогли разъехаться исключительно от неожиданности, когда он выскочил наперерез, как черт из табакерки, обречены ждать ГАИ и ремонтировать побитые машины. И так будет продолжаться до тех пор, пока на скутеры не повесят номера, их водителей не попросят предъявить права.

Давно известно: лучше предупредить, чем лечить. И лучше это сделать сейчас, пока в Казани скутеров от силы полторы-две сотни, а не тогда, когда на них усядется полгорода. Как сказали мне в одной из торгующих скутерами компаний, берут их в основном состоятельные родители для сыновей, которые для вождения автомобиля возрастом не вышли. Для тех, кому 15 - 16 лет. Логика родителей проста и достаточно разумна: на скутере много бед не натворишь, а ездить научишься, и еще до того, как получишь права, "переболеешь" и самоуверенностью, и лихачеством, станешь дисциплинированным, воспитанным водителем.

Впрочем, сейчас намечается и другая тенденция: солидные мужчины и даже дамы приобретают скутеры для себя. Для дачи: от одного коттеджного поселка до другого после бутылки пива на джипе уже не поедешь, а на скутере - запросто, за это права не отберут. Для поездок на работу: на парковке у офиса стоит представительная иномарка для "выездов", а из дома до работы, не простаивая в пробках, добираешься на скутере. Для туризма: по лесным тропкам на скутере пробираться одно удовольствие, и можно ехать компанией, один за другим - выхлоп-то у него минимальный.

Однако и подростков бесправных, и солидных дяденек с правами, севших на скутеры, что-то должно дисциплинировать. И даже удивительно, что гаишники, которые с таким энтузиазмом организуют "бригады" юных инспекторов дорожного движения, а летом обучают правилам движения юных велосипедистов, к скутерам и их владельцам относятся индифферентно. Как бы не замечают проблему. Или рассматривают ее однобоко, по принципу "не пущать". Вмешиваться в ситуацию им, похоже, сегодня невыгодно: даже отдельной статистики ДТП с участием скутеров ГАИ не ведет.